Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Методология и методы педагогических исследований




План

План

План

Лекция 1

1. Возникновение и развитие педагогической науки..

2. Научная и житейская педагогика.

3. Проблема объекта и предмета педагогики. Функции педагогики.

 

Лекция 2

1. Основные категории педагогики.

2. Система педагогических наук.

3. Связь педагогической науки с другими науками

Методические указания: в ходе лекций при изучении актуальных проблем курсанты выполняют задания на личностное самоопределение (1, 2, 3, 4, 11).

Для обеспечения эмоциональной разрядки и формирования установки на гуманистическую позицию преподавателя предлагается выполнить задания 6.

Задание 12 предлагается выполнить им в ходе самостоятельной подготовки к лекции 2.

 

Семинарское занятие

Тема: Профессиональная педагогическая деятельность и личность педагога

1. Педагогическая деятельность: сущность, основные виды, структура, позиция педагога в педагогической деятельности.

2. Профессионально-педагогическая компетентность педагога.

3. Нравственно-психологический образ педагога.

 

Методические указания: к семинарскому занятию курсанты готовят выступления по теоретическим вопросам в соответствие с предложенными выше требованиями (см. введение, с. 4) и выполняют задания 9 и 10. Для самостоятельной подготовки к следующему занятию курсантам предлагается задание 5.

Литератур а

1. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2002. – 208 с.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997. – Тема 1, 2, 7.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.

4. Межериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999. – 288 с.

5. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2000. – Глава 1, 2, 3, 4, 5.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2006. – Глава 3.

 

Задания по теме на личностное самоопределение:

1. Мысленно включитесь в воображаемый разговор о педагогике, участниками которого являются представители различных отраслей человеческой деятельности:

- Педагогика – наука практически целесообразная…но педагогика – это и политическое искусство воспитания (А.С. Макаренко – педагог и писатель).

- Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей (Н. Винер – ученый-кибернетик).

- Прекрасна неточная наша наука…похожа если не на искусство, будем скромнее, то на ремесло в высоком понимании этого слова (А.А. Лиханов – писатель).

- Педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей. Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве…Пожалуй, что единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой (С.Л. Соловейчик – педагог)

- Термином педагогика обозначаются две области человеческой деятельности, направленной на социальное воспроизводство и образование Человека: педагогическая наука и педагогическая практика (Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов – педагоги).

Какие мнения о педагогике озвучены?Какое из них ближе вашему представлению о педагогике?

2. Во взглядах ученых на педагогику как науку о прошлом и настоящем времени существуют три подхода: это междисциплинарная область человеческого знания; прикладная наука, которая использует знания из других наук и адаптирует их к решению задач образования и воспитания; самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Какая из данных точек зрения является продуктивной для науки и практики и почему? Обоснуйте свой ответ.

3. В научной и учебной литературе предмет педагогической науки определяется неоднозначно:

· воспитание как функция человеческого общества передавать новым поколениям знания, мораль, опыт в организованных формах (система образования), так и в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды (П.И. Пидкасистый);

· воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях (И.П.Подласый);

· образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях) (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов).

Какое из предложенных суждений о предмете педагогики представляется более оптимальным и почему?

4. Согласны ли вы с утверждением о том, что психология без педагогики бесполезна, а педагогика без психологии бессильна? Обоснуйте свой ответ.

Приведите конкретные примеры их взаимодействия.

5. Предположите, какими качествами должен обладать идеальный преподаватель? Ранжируйте их по критерию важности в педагогической деятельности.

6. Определите свою педагогическую позицию, проанализировав ситуацию из стихотворной миниатюры Ф. Кривина, которая не имеет на первый взгляд прямого педагогического смысла:

Предложили наседке змеиные яйца,

Смотрит курица, ахает и удивляется:

Что за дети растут, настоящие змеи,

Может быть, я воспитывать их не умею?

А змею положили на яйца наседки.

У нее получились прекрасные детки,

Потому что змея относилась к ним строго…

До чего же ответственна роль педагога?

7. Педагогическая наука и педагогическая практика находятся в тесном взаимодействии в решении общей цели: создание условий для всестороннего и гармонического развития личности, но каждая из них имеет свой объект, предмет и способы деятельности. Подумайте и результаты сравнения запишите.

8. Прочтите текст песни Н. Матвеевой «Я леплю из пластилина» и прокомментируйте его с позиций педагога:

Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина,

Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…

- Если кукла выйдет плохо, назову ее дуреха,

Если клоун выйдет плохо, назову его дурак

Подошли ко мне два брата, подошли и говорят:

- Разве кукла виновата, разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато, ты их лепишь грубовато,

Разве кукла виновата, разве клоун виноват…

Я леплю из пластилина, я леплю, вздыхая тяжко,

Я леплю из пластилина, приговариваю так

- Если кукла выйдет плохо, назову ее бедняжка,

Если клоун выйдет плохо, назову его бедняк…

9. Предложите определения нескольких педагогических качеств: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая наблюдательность, педагогическая рефлексия, педагогическое прогнозирование. Запишите эти определения и обсудите на семинаре. Сопоставьте свои определения с дефинициями, предложенными другими курсантами.

10. Дайте определение философской, психологической и педагогической категории «деятельность». В чем состоит различие между содержанием этих понятий?

11. На основе анализа текста статьи В.В. Краевского подготовьте в форме тезисов выступление его сторонника или оппонента. В выступлении важно раскрыть взаимоотношение между педагогикой и философией, педагогикой и психологией (приложение 1).

12. Изобразите в виде знака, образа или рисунка символ образования. Прокомментируйте символ и его специфические особенности.

 

Пополнение педагогической науки новыми фактами, прогнозирование ее развития и образовательной политики возможно в ходе педагогического исследования. По его направленности в педагогической науке выделяют следующие виды:

- фундаментальные, которые решают теоретические задачи и своим результатом имеют обобщающие концепции;

- прикладные, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с углубленным изучением отдельных сторон педагогического процесса, разработкой педагогических технологий; разработки имеют целью создание программ, учебников, пособий, методических рекомендаций по вопросам воспитания и обучения.

Любое педагогическое исследование начинается с разработки его программы, в которой выделяются две основные части: методологическая и процедурная. Методологический раздел содержит методологический аппарат исследования. Он включает параметры (проблема, тема, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, защищаемые положения) и критерии его качества (актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость). Процедурный раздел включает план исследования, основные процедуры и методы для каждого этапа исследования.

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.