Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Педагогический процесс как система и целостное явление




Семинарское занятие

Лекция

План

1. Основные подходы к определению сущности содержания образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный.

2. Принципы и критерии отбора содержания образования.

3. Основные тенденции обновления содержания образования

Тема: Нормативные документы, регламентирующие содержание образования

План

1. Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании» как основные документы, регламентирующие образовательные процессы в стране.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Психология».

3. Рабочий учебный план института по специальности 030301 – «Психология».

4. Образовательная (учебная) программа.

Методические рекомендации:в ходе предварительной подготовки к семинару курсанты готовят выступления на предложенные вопросы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – СПб., 2001. – 64с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. – 1996. - №7. – С. 3-57.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность - «Психология». – М., 2000.

4. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2000.

 

Раздел 2.

Теория целостного педагогического процесса

 

Данный раздел занимает центральное место в учебном курсе, т.к. отражает содержание и специфику предмета педагогики с позиций теории целостного педагогического процесса, авторами которой являются В.А.Сластенин и его ученики.

Авторы данной теории отмечают, что «педагогический процесс» - это историческая категория, научные представления о которой постоянно изменялись. Идея целостного педагогического процесса нашла отражение в трудах зарубежных и отечественных педагогов прошлого и настоящего времени.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Он впервые ввел в науку данное понятие в своей работе «Педагогический процесс» (ф. 1904). С точки зрения П.Ф.Каптерева педагогический процесс – это двусторонний образовательный процесс, включающий в себя саморазвитие как деятельность обучающихся (внутренняя сторона) и усовершенствование как деятельность преподавателя (внешняя сторона).

Саморазвитие как самобытный творческий процесс совершается по органической необходимости, а не по указаниям со стороны. Это процесс внутренних изменений индивида в ходе его активной деятельности как ее объекта и субъекта.

Усовершенствование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания сообразно социальному заказу, осуществляемый с помощью системы специальных заданий «в мере сил и возможностей» обучающихся. Его результатом являются новообразования в структуре личности. Оба процесса взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

По мнению В.А. Сластенина и его учеников, сущность педагогического процесса заключается в педагогическом взаимодействии двух его субъектов и имеет два взаимосвязанных компонета: педагогическое воздействие (прямое и косвенное, управляемое и неуправляемое и т.п.) и ответная реакция воспитанника (активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.)

Педагогический процесс развивается в рамках определенной педагогической системы. Наиболее общей педагогической системой является система образования как комплекс институтов образования. Основным типом института образования является образовательное учреждение государственного, муниципального и негосударственного уровня.

В России к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные, профессионального образования, специальные (коррекционные), учреждения дополнительного образования и др. Каждый вид образовательного учреждения является конкретной педагогической системой (школа, институт, техникум и т.д.).

Системность педагогического процесса на уровне образовательной системы, образовательного учреждения и отдельного учебного занятия заключается в наличии его структурных компонентов, которые находятся в единстве и взаимозависимости.

Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами: целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный (см. схему 1).

Синтетическим качеством педагогического процесса является целостность, проявляющаяся в единстве содержательной и организационной стороны педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта человечества во взаимосвязи знаний; умений и навыков; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается единством предметных, собственно педагогических, взаимных отношений (4, с.168-169).

 

Схема 1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.