Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.6. Формы организации педагогического процесса




В научно-педагогических исследованиях представлены различные определения и классификации организационных форм обучения.

В работе В.И. Андреева «Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития» на основе анализа имеющихся классификаций сконструирована целостная трехмерная модель систематизации различных форм организации обучения, включающая в себя:

общие формы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная),

внешние (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);

внутренние (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия и т.д.).

По утверждению И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, в дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса (индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская). Они отличаются друг от друга по следующим критериям:

1) количественный состав обучающихся;

2) соотношение коллективных и индивидуальных форм организации деятельности обучающихся,

3) степень их самостоятельности и специфика руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

Система индивидуального обучения сложилась в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С именем Я.А. Коменского связано возникновение классно-урочной системы, которая характеризуется твердо регламентированным режимом учебно-воспитательной работы и основной формой организации занятий в ее рамках является урок. Дальнейшее свое развитие она получила в трудах зарубежных и отечественных педагогов. На протяжении более 300 лет классно-урочная система остается в своих основных чертах неизменной.

Лекционно-семинарская система, возникшая с созданием первых университетов, практически не претерпела существенных изменений с момента ее появления. В чистом варианте она используется в практике профессионального образования как ведущая традиционная форма группового и коллективного обучения. Лекция как форма обучения отражает организационную и временную характеристику учебно-воспитательного процесса, а как метод – его процессуальную, методическую сторону. В учебных заведениях по различным учебным дисциплинам читаются научные лекции. Современная дидактика рассматривает различные типы лекций по целям (вводная, установочная, академическая, обзорная, итоговая) и различные их виды по методам (информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция и др.). Семинарские занятия в зависимости от целей и целесообразной методики их проведения подразделяются на тематические традиционные, реферативные, семинар-практикумы, проблемные (учебно-исследовательские), семинар-дискуссии и др.

Форма (в пед.) – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления (см. педагогический словарь на стр. 160.).

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времен руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и духовных сил школьников (В.А. Сластенин и др.)

Тип урока определяется его основной дидактической целью, а вид – основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Лекция - это систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Семинар – это групповая форма теоретического обучения, которая применяется для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы, для расширения и углубления их содержания при интенсивной самостоятельной работе обучающихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.