Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогических понятий




Тема 3.4. Особенности воспитания, обучения детей с отклонениями в поведении

Словарь

Аномальные дети (аномальный - в переводе с греческого языка - неправильный) – дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Выделяют основные группы аномальных детей: 1) умственно отсталые дети. 2) дети с задержкой психического развития. 3) дети с нарушениями речи. 4) дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие). 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие). 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 7) дети с нарушениями поведения. 8) дети с нарушениями эмоционального развития. 9) дети с комплексными дефектами.

Развитие аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Но для того, чтобы развитие таких детей было приближено к нормальному требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта. Такие условия создаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в которых большинство аномальных детей (за исключением детей, страдающих умственной отсталостью) получают образование, соответствующее объёму неполной или полной средней общеобразовательной школы.

 

Девиантноеповедение – (девиантное – в переводе с латинского – отклоняющееся) поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их. Такое поведение представляет собой не только проблему личности, которая страдает от этого отклонения, но и проблему для общества, с которым эта личность пересекается. Отклоняющееся поведение обычно классифицируют по степени отклонения (трудновоспитуемые дети, педагогически запущенные подростки, подростки- правонарушители и несовершеннолетние преступники).

 

Дефект (в переводе с латинского - недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Об этом понятии детально говорится в трудах Л. С. Выготского. Им установлено, что структура Дефекта не сводится к симптомам повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), которые представляют собой первичные симптомы нарушения – первичный Дефект. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, опосредованной памяти у дебилов, восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т. д.) и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным Дефектом, но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет структуру Дефекта. Он проанализировал также условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития.

Компенсация (в переводе с латинского – уравновешивать, возмещать) – возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс Компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС.

Компенсация психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врождёнными или рано приобретёнными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специального педагогического воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная Компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребёнка.

 

Подростки-правонарушители. Среди мотивов антиобщественного поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть подростков совершают правонарушения из стремления узнать новое, испытать неизведанное. Другая часть - из озорства, от нечего делать. Около четверти процентов правонарушений, совершается из желания, самоутвердится среди сверстников.

Педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребёнка, обусловленное недостатками обучения и воспитания. Причинами Педагогической запущенности могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребёнку, пропуски школьных занятий, безнадзорность. Педагогическая запущенность может возникнуть вследствие замедленного развития ребёнка. У детей наблюдается незрелость социальной стороны личности, проявляющаяся в поведении, которое не соответствует данному возрасту. В учёбе такие дети проявляют неумелость, затруднённость. Их внутренний мир беден, воображение и творчество находятся на низком уровне, формирование сознания отстаёт и часто имеет инфантильное выражение. На этот фон накладывается быстрая утомляемость, отсутствие умения сконцентрироваться и выделить задачи первостепенной важности. Подростки ещё не умеют предвидеть все последствия своих действий, поэтому мелкое хулиганство перерастёт в правонарушения. Дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно–воспитательных мероприятий, вскоре становятся педагогически запущенными.

 

Превентивная деятельность (в переводе с латинского языка превентивная - опережающая) – предупреждающая, предохранительная. Например, превентивная прививка. Опережающий действия другой стороны (превентивное наступление).

Реабилитация (в переводе с латинского языка – восстановление) - система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи Реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития.

Трудновоспитуемые дети. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребёнка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребёнок - это прежде всего тот, кто указывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, провоцирует и создаёт предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребёнка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребёнка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.