Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьников в общей системе 2 страница




Вторым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний во взгляды, и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленно­сти. Здесь имеет значение раскрытие социально-полити-


ческой основы общества, разграничение в нем различных. политических сил и партий, их отношение к тем сдви­гам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направ­лении мы движемся, какие прогрессивные преобразова­ния осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным услови­ем формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изуче- нии программного материала. "История — школа пове­дения. В прошлом люди ищут и находят нужные об­разцы... На героических традициях родной истории вос­питывается наше молодое поколение"1.

Исторический подход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию и способ­ствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К.Максвелл по этому поводу писал2:

Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтере­совавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития... открытий.

В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым ма­териалом, так как "наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения.

Для формирования мировоззрения историзм в обуче­нии помогает раскрывать генезис и сложные пути разви­тия истины в науке, освещает борьбу между силами про­гресса и реакции, способствует осознанию закономернос­тей эволюции природных явлений и общественно-эконо­мических изменений. Например, учащиеся при изуче­нии истории познают причины возникновения мифичес­ких представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осоз­навать объективные социально-экономические предпосыл­ки развития общества.

Четвертым дидактическим и воспитательным ус­ловием формирования мировоззрения и перевода знаний

1 Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. С. 25.

2 Цит. по: Дуков В.М. Электрон. М., 1966. С. 6.


в убеждения является развитие познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. Вразделе дидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания уча­щимся нельзя ни "передать", ни "привить", что овладе­ние ими происходит только в процессе активной позна­вательной деятельности самих учащихся. На эту сторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. М.Н.Скаткин подчеркивал1:

Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обя-: зательно сам ученик под руководством и с помощью учи­теля. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся.

Для развития познавательной активности и самостоя­тельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая са­мое серьезное внимание на возбуждение внутренних про- тиворечий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интере- сов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, прове- дение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д. Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведе- нии различных внеурочных мероприятий — бесед, утрен- ников, кружковых занятий, диспутов, читательских кон-ференций и т.д. на нравственные, эстетические и физ- культурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и акти­визации мыслительной деятельности учащихся, обога­щения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.

Пятым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому

1 Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 17.


материалу. Эмоционально-положительное отношение к учению прежде всего стимулирует познавательную актив­ность школьников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и обще­ственных явлений, способствует формированию субъек­тивного отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истинность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходи­мо помнить, что без эмоциональных переживаний никогда не было и не может быть человеческого искания истины.

Какие же приемы учебной работы способствуют повы­шению эмоциональности обучения? Большое значение здесь имеет умение учителя строить свое изложение на ярком фактическом материале, дополнять учебник инте­ресными деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные при­меры из жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей и т.д.

В повышении эмоциональности обучения и возбужде­ния у учащихся гражданских чувств исключительно боль­шую роль играют предметы гуманитарного цикла, и в особенности литература. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по каким каналам так глубо­ко не проникнут наши идеи в душу современного моло­дого человека, как по каналам литературы и искусства.

Шестым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. Взгляды и убеждения являются не только результатом работы мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на их формирование оказывают жизненные обстоятельства, та социально-бытовая и нравственная атмосфера, в кото­рой повседневно вращается ученик, и его собственная практическая деятельность. Все это требует планомер­ной организации разнообразной общественно полезной деятельности школьников, в процессе которой они при­обретают жизненный опыт, овладевают трудовыми уме­ниями и навыками, учатся воплощать свои идеи в прак­тические дела. Конкретные вопросы этой проблемы осве­щены в главе о трудовом воспитании.

Седьмым условием формирования у учащихся науч­ного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспи-


тательной работы. Формирование мировоззрения осу­ществляется в школе начиная с первого класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших классах, естественно, будут различными. При­менительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышение теоретического уровня образова­ния в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен возрастными воз­можностями детей. Вместе с тем учащиеся этих классов еще не в состоянии иметь устойчивых мировоззренчес­ких суждений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образом про­педевтический (от греч. propaideuo — обучаю предвари­тельно) характер и создает лишь фактологическую осно­ву для последующего более глубокого воспитания взгля­дов и убеждений.

Эта особенность и должна накладывать свой отпеча­ток на воспитание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и об­щества и вырабатывался аналитико-синтетический под­ход к их усвоению. В то же время большое значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое истолкование изучаемого материала учителем, а также побуждение учащихся делать обобща­ющие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положе­ний (например, о причинной зависимости явлений при­роды и их взаимообусловленности и т.д.).

Развитие обобщенно-аналитического мышления и ов­ладение подростками изучаемым материалом на поня­тийном уровне позволяют значительно углублять работу по формированию мировоззрения в средних классах. По многим вопросам развития природы и общества у подро­стков складываются твердые взгляды, переходящие в убеждения, формируются нравственные и эстетические идеалы, помогающие им правильно ориентироваться в жизни и избирать верные пути поведения. Об этом, в частности, говорят массовые подвиги подростков в борь­бе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Одна­ко и по отношению к учащимся этих классов еще нельзя


говорить о целостной системе взглядов и убеждений. По одним вопросам у подростков могут быть достаточно проч­ные взгляды, по другим их может не быть,— для этого у них еще не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Это ставит перед школой задачу - внимательно изучать те элементы мировоззрения, которые приобретают у под­ростков достаточную устойчивость, и на их основе расши­рять и углублять дальнейшую воспитательную работу в этом направлении.

Что же касается учащихся старших классов, то как содержание учебно-познавательного процесса, так и их познавательные возможности, а также расширяющийся жизненный опыт позволяют проводить целенаправлен­ную работу по формированию у них научного мировоз­зрения во всем объеме и глубине. В то же время следует обращать серьезное внимание на уже отмеченное отста­вание социального и морального становления старше­классников от их интеллектуального развития, что иногда приводит к расхождению слова и поступков и неверным оценкам отдельных явлений окружающей действитель­ности. В этом отношении особенно важное значение име­ет включение старшеклассников в активную обществен­ную работу, расширение и обогащение их жизненного опыта, убедительное разъяснение противоречивых соци­альных и моральных проблем.

Таким образом, формирование мировоззрения школь­ников — процесс длительный и многосторонний. Он за­висит не только от различного уровня овладения знания­ми и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирова­ния простейших элементов мировоззренческих представ­лений у младших школьников, которые затем с возрас­том обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах. И.Т.Огородников писал1:

Мировоззренческие идеи осваиваются не поочередно, одна за другой, а в тесном переплетении, в комплексе. Практически они начинают усваиваться почти одновремен­но, лишь постепенно усложняясь по мере развития физи­ческих и умственных сил учащихся, расширения их обра­зовательной подготовки.

'Педагогика школы /Под ред. И.Т.Огородникова. М., 1978. С.142.


Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учета возрастных особеннос­тей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают, что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых зна­ний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убеж­дений.

И восьмое условие. Во всей системе учебно-воспита­тельной работы по формированию мировоззрения уча­щихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не только специальными педагоги­ческими приемами, но и своей личностью, своим автори­тетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспита­тельного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чут­кого и заботливого отношения к учащимся.

7. Критерии сформированности мировоззрения уча­щихся. Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разра­ботке этих критериев. Однако большинство исследовате- лей считают, что при определении уровня сформирован­ности мировоззрения следует исходить из самой его сущ­ности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:

—знание учащимися важнейших понятий, законов,
теоретических обобщений, имеющих определяющее зна­
чение для понимания научной сущности процессов разви­
тия природы и общества и выработки мировоззрения;

—устойчивость взглядов и убеждений учащихся, ко­
торые сказываются при оценке всех явлений и событий
окружающей жизни;

—проявление учащимися своей мировоззренческой
позиции в конкретных общественных делах, в своей
деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто оп­ределить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззре-


ние. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.

Завершая изложение вопросов, относящихся к фор­мированию мировоззрения учащихся, нельзя не обратить внимание на следующее положение. Хотя этот процесс осуществляется на всех этапах школьного обучения и особенно важное значение приобретает в старших классах, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно твердые мировоззрен­ческие взгляды и убеждения. И причины этого коренятся не только в недостатках учебно-воспитательной работы. Мировоззрение становится устойчивым только в процес­се выработки у человека жизненного опыта, только в стол­кновении с жизненными коллизиями и трудностями, их преодолении и утверждении истинности и самоценности собственных взглядов и убеждений. Естественно, что школа в силу специфики своей работы не всегда обес­печивает подобную жизненную закалку учащихся. Но при надлежащей постановке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоциональные основы научного мировоззрения и создает необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какое значение имеет научное мировоззрение в развитии и фор­
мировании личности? Какие функции оно выполняет?

2. В чем состоит сущность мировоззрения? Раскройте его основные
структурные компоненты и их значение в составе мировоззрения.

3. Какие научные идеи по вопросам развития природы, общества и
человеческого сознания, содержащиеся в школьном образовании, не-
обходимо раскрывать и использовать в процессе формирования миро-
воззрения учащихся?

4. Какую роль играет глубокое и прочное овладение изучаемым
материалом в формировании мировоззрения учащихся?

5. Раскройте важнейшие дидактические и воспитательные усло-
вия перевода усваиваемых научных знаний во взгляды и убеждения
личности.

6. Попытайтесь обосновать необходимость использования всей сис-
темы общих методов воспитания в процессе развития и формирования
научного мировоззрения учащихся.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, разви­тие. Львов, 1986.

Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. М., 1987.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение //Философия и мировоз­зрение /Сост. П.В.Алексеев. М., 1990.

Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980.

Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психол. аспект //Сов. педагогика. 1991. № 6.

Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Ка­зань, 1989.

Глава 27 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Стимулирование учащихся к активной работе
над собственным развитием и самосовершенствова­
нием — важнейшая задача воспитания. Понятие о
самовоспитании и его социальная детерминация.

2. Основные факторы, побуждающие личность к
самовоспитанию, и их использование в процессе сти­
мулирования учащихся к работе над собой.

3. Организация процесса самовоспитания учащихся
и его важнейшие методы.

4. Педагогическое руководство самовоспитанием
учащихся.

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием — важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспи­тании и его социальная детерминация. Раскрывая в предыдущих главах вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявле­ния им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физи­ческой культуры. Положение о том, что. ученик — это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так


и формирование личностных качеств учащихся. Вот по­чему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой актив­ности школьников в познавательной, трудовой и нрав­ственно-эстетической деятельности.

В этой связи П.П.Блонский видел задачу учителя в том, чтобы "не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспита­нию". Он писал1:

Мы должны... воспитать человека, способного созда­вать свою собственную жизнь, способного к самоопреде­лению. Воспитываться — значит самоопределяться, и вос­питание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его.

Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л.Рубинштейн2:

Всякая эффективная воспитательная работа имеет сво­им внутренним условием собственную работу воспитуе-мого, которая, естественно, завязывается в каждом сколь­ко-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказы­вается в состоянии ее стимулировать и направлять.

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активнос­ти растущей личности в работе над собой, есть побуж­дение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место са-мовоспитателъная работа учащихся. Но эта работа обус­ловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят вос­питательные задачи, формируют у учащихся соответству­ющие потребности (активность), включают их в деятель­ность и таким образом побуждают их работать над собой.

Но во многих случаях человек, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные зада-

1 Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 42.

2 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.,
1959. С. 138.


чи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться постав­ленной цели. Примеров тому в истории множество.

Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступ­ления, но первое же из них закончилось полным прова­лом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои чес­толюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно ов­ладевать ораторским искусством. Уединяясь, он трениро­вал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля по­зволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н.Толстой. В юности он завел дневник, в котором фик­сировал свои недостатки и намечал пути их преодоле­ния. Благодаря работе над собой, он, по его словам, су­мел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеко­любие, наблюдательность, творческое воображение, па­мять.

В одном из писем А.П.Чехова жене читаем:

Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что.

Подобных примеров, когда человек благодаря само­воспитанию и упорной работе над собой совершенство­вал и развивал свои лучшие личностные качества, мож­но привести множество. Вот почему имел основание один общественный деятель, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, есть продукт активной собственной работы над собой. А известный французс­кий философ Ж.П.Сартр даже утверждал, что "человек есть только то, что он сам из себя делает", подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.


Все это говорит об исключительно большой роли са­мовоспитания в развитии и формировании личности и необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в пси­хологии и педагогике, в частности, такими учеными, как А.Г.Ковалев, Д.М.Гришин, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский и др.

Что же такое самовоспитание?1

Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям об­щества и личной программе развития.

Примерно такое же определение дает этому понятию и А.И.Кочетов2:

Самовоспитание — это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с тре­бованиями общества, целями и интересами самого чело­века формируются запроектированные им силы и способ­ности.

В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими услови­ями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К.Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения3:

Мое собственное бытие есть общественная деятель­ность, а поэтому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.

Человек — и это уже раскрыто в 4-й главе о развитии личности — не может формироваться вне влияния обще­ственных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отно­шения и какую мораль он будет формировать. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые фор-

1 Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967. С. 7.

2 Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971.
136.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 590.


мируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологи­ческих, нравственных и эстетических требований об­щества к личности. Поэтому самовоспитание всегда но­сит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя пре­данность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и уни­жает положение и достоинство личности.

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе сти­мулирования учащихся к работе над собой. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься само­воспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмысле­нию своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Нам известен случай, когда ученик 6-го класса поста­вил перед собой цель — преодолеть неграмотность по рус­скому языку — и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школь­ной практике встречается немало.

Но все ли подростки и старшие школьники занима­ются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствовани­ем, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Нельзя не учитывать также того, что многие подрост­ки, а в некоторых случаях и старшие школьники пыта­ются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке смелости, они с риском для жизни пыта-


ются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это говорит о том, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься орга­низацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.

Большое значение имеет знание и умелое использова­ние всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержа­тельное и действенное общественное воспитание, форми­ровать гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огром­ное воспитательное значение имеет ознакомление уча­щихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь -каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, оп­ределить благородные цели жизни — значит создать важные стимулы для самовоспитания.

Притязания личности на признание своего достой­ного места в коллективе. Эти притязания нужно под­держивать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать вни­мание школьников на те недочеты в их характере и по­ведении, которые мешают им укреплять свое достоин­ство и которые нужно преодолевать в процессе самовос­питания. Одному следует посоветовать изжить некото­рую заносчивость в общении и быть скромнее, другому — подумать над своей излишней вспыльчивостью и рез­костью, третьему — проявлять больше уважения к това­рищам и т.д.

Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревнователь­ности. Участие в общественно полезной и культурно-мас­совой работе создает множество ситуаций для этой состя­зательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодоле­нию, выработке тех или иных качеств и начинают зани­маться самовоспитанием.


Положительные примеры, которые проявляют учи­теля и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец крис­тальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружко­вой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скром­ность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недо­статков в поведении и характере отдельных школьни­ков. Одна ученица писала в дневнике, что когда она слу­шала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту кри­тику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватало силы воли посидеть над трудной задачей по ма­тематике, и она торопилась обратиться за помощью. Со­брание послужило для нее серьезным уроком, хотя лич­но ее и не критиковали.

Психологические механизмы воздействия этих фак­торов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необхо­димым уровнем личностного развития и вызывают по­требность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого под­ростка и старшего школьника и, чтобы она не угасла, учителям и классным руководителям необходимо обра­щать специальное внимание на организацию самовоспи­тания. Что же необходимо делать в этом направлении?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.