Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Сущность проблемно-развивающего обучения




РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М.И.Махмутова и ряда других авторов (Ю.К.Бабанский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Дж.Брунер, В.Оконь, Т.Новацкий, Х.Век и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов на­учного познания, но и самого пути, п р о ц е с с а получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и фор­мирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциона­льной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных спосо­бностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции г о т о в ы х выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение — это современный уровень раз­вития дидактики и педагогической практики. Оно является эффектив­ным средством общего развития учащихся. “Проблемным оно называе­тся не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия” новых поня­тий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на п р и н ц и п е п р о­ б л е м н о с т и, а систематическое решение учебных проблем — ха­рактерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система мето­дов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является под­линно р а з в и в а ю щ и м обучением” (М.И.Махмутов — 1975, с. 255).

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в кото­ром сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятель­ность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система ме­тодов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проб­лемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его лично­сти.

Основными понятиями проблемного обучения являются “проб­лемная ситуация” и “учебная проблема”.

Проблемная ситуация — это, по определению А.М.Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; хара­ктеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (отк­рыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или спо­собы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт” (А.М.Ма­тюшкин — 1972, с. 193).

Проблемная ситуация порождается учебной или практической си­туацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и неданные, новые (неизвестные) элементы. “Проблемная ситуация” — означает состояние интеллектуального затруднения, при котором че­ловек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, раз­решить его. Проблемная ситуация — это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинш­тейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная си­туация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных. Напри­мер, при изучении физики учитель создает проблемную ситуацию с помощью ряда вопросов: почему некоторые предметы тонут, а другие плавают? Учащиеся пытаются найти ответ (“не тонут легкие предме­ты”). Учитель снова ставит вопросы: почему легкие очки тонут, а тяже­лый корабль — нет? От чего зависит плавание тел? и т.д. Этот пример показывает, что учитель старается обнажить перед учащимися проти­воречие между известными им фактами, наблюдениями и необходимо­стью их объяснения.

Как создаются проблемные ситуации? Общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, выявляются причин­но-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и суще­ствует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, свя­занные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.

Приведем основные способы создания проблемных ситуаций: со­общение информации (опорные знания); сопоставление фактов (с од­ной стороны... с другой...); анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. Покажем приемы и способы создания проблемных ситуаций (ПС) при изучении информатики. Заранее оговоримся, что все нижеперечисленные примеры относятся к работе учащегося на персональном компьютере IBM PC.

1. ПС чаще всего возникают тогда, когда учащийся сталкивает­ся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Рассмотрим ситуацию. При освоении про­граммного продукта Norton Commander учащийся часто не задумы­вается о необходимых условиях при использовании этой программы. В частности, это касается того момента, что файлы ncmain.exe и nc.exe должны находиться в одной директории. Достаточно, например, из­менить местоположение файла ncmain.exe и при загрузке операцион­ной системы (если в файле autoexec.bat предусмотрен запуск Norton Commander) учащийся сталкивается с определенной проблемой (с новой практической ситуацией).

2. ПС возникают в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией. Пример создания ПС этим способом: копирование файлов на дискету, на которой не хватает для этого достаточного мес­та.

3. ПС возникает при затруднении учащегося в обосновании (и осознании) практически выполняемых своих действий. Такие ПС воз­никают и существуют на занятиях по информатике постоянно, особен­но на первых этапах обучения. Пример: создание учащимся виртуа­льного диска в оперативной памяти.

4. ПС возникает при условии, когда учащийся не знает способа ре­шения поставленной задачи. Пример создания ПС этим способом: учащийся знает как распаковать файл запакованный программой arj.exe и сталкивается с ситуацией когда файл оказывается запако­ванным с помощью другой программы (например — pkzip.exe). В этом случае учащийся самой проблеммной ситуацией побуждается к пере­носу известных ему способов действий в новые условия.

Конечно, перечень примеров, раскрывающих cпособы создания проблемных ситуаций на уроке информатики отнюдь не исчерпывается вышеперечисленными.

Проблема ” — (от греч. задача) — теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требо­ванием найти неизвестное. Проблемы делятся на естественные и специ­альные, преднамеренно создаваемые (научные и учебные), производ­ственные, общественные, воспитательного характера. Проблема (зада­ча) — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках), и превращается в субъ­е­ктивное явление лишь после ее восприятия и осознания учеником в ви­де учебной проблемы.

Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не будет выражено в звуках языка или знаках письма. Основными элементами учебной проблемы являются “известное” и “неизвестное” для ученика ( М.И.Махмутов — 1975, с. 124). Психологическая суть уче­бной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблем­ной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школь­ника. Она несет в себе новые для ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. При каких условиях задача или вопрос являются учебной проблемой? При нали­чии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание ука­зывает направление поиска; при наличии достаточных опорных зна­ний для решения проблемы.

Реализация проблемно-развивающего обучения осуществляется на основе применения учителем ряда принципов дидактики (проблемно­сти, мотивации, межпредметных связей, доступности и др. О них -ниже).

Как и всякую другую дидактическую систему, систему проблемно -развивающего обучения составляют цели, содержание, формы, методы и средства обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.