Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы социального педагога с различными категориями семей




Типология, в основе которой способность решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы:
- семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;
- семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера) и в которых по этому исключены любые индивидуальные разногласия.
S-семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.
Типология семей по ее функциональной состоятельности:
- функционально состоятельные;
- функционально несостоятельные («группа риска») - конфликтные семьи.
Неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-авторитарный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно­равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п.
Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов:
1. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием - асоциальное поведение и антиобщественные ориентации; выступают институтом десоциализации:
- криминально-аморальные семьи (криминальный фактор риска);
- асоциально-аморальные семьи (антиобщественные установки и ориентиры). Социально-педагогическая работа с этими семьями:
- сотрудничество с ПДН;
- социальный патронаж;
- социально-правовая защита детей.
2. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные семьи:
- скандальные;
- тихие.
Типология семьи по типу воспитательных ошибок:
- с попустительско-снисходительным характером воспитания;
- с позицией круговой обороны воспитания;
- с демонстративным стилем воспитания;
- с педантично-подозрительным стилем воспитания;
- с жестко-авторитарным стилем воспитания;
- с увещевательным стилем воспитания;
- с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;
- с воспитанием по типу «кумир семьи»;
- с непоследовательным стилем воспитания.
Многодетные семьи: семья, имеющая трех и более детей и их виды:
- семьи, в которых любят своих детей и сознательно хотели их иметь;
- семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей;
- семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей;
- семьи, в которых рождение большего количества детей можно считать проявлением неблагополучия.
Методика социального патронажа и надзора:
Социальный патронаж - это форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье. Срок социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа:
- Знакомство. Договор с семьей.
- Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
- Сбор информации о семье.
- информации о семье.
- Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с Анализ семьей.
- Выход из семьи.
В деятельности социального педагога используется также надзор и такие его формы:
- официальный (формальный) - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц;
- неофициальный (неформальный) социальный контроль - представляет не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения.
Объект социального надзора - выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций.
Методика социально-педагогического семейного консультирования:
Семейное консультирование - это оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
Предметом социально-педагогического консультирования является:
- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;
- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция;
- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, профилактика болезней;
- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи;
- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации;
- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.
Структура технологий работы с неблагополучной семьёй
Структура технологий работы с неблагополучной семьёй включает 3 уровня:
Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
Диагностический уровень. Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделим наиболее важные из них:
1. Методологические принципы:
- объективность в сборе фактов и их интерпретации;
- множественность источников информации;
- достоверность информации;
- клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
2. Этические принципы:
- конфиденциальность;
- степень открытости - право клиента;
- невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Широко используются в диагностике:
- шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.
- карточные методики - набор карт с определённым смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, её жизненной ситуации, облегчает работы с людьми, имеющими затруднения в общении, оказывает успокаивающее действие.
- проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание).
- ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений.
- экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом.
- анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчётности, для защиты своих интересов.
- метод социальных биографий - сбор информации об истории ж изни человека и его семьи.
3. Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Реабилитационный уровень состоит из трёх подуровней - индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребёнком используются несколько технологий:
Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Методы, приёмы консультирования:
- беседа;
- включенное обсуждение;
- убеждение;
- одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
- приём активного слушания;
- приём парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.
- использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
- прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения.
- приём Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента.
- метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашёл выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать её, ходатайство; защита прав клиента.
Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства. Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций.
Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности. При этом он должен быть твёрдо убежден в правильности своих действий, быть способным и чётко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог готов постоянно осваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:
1- й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2- й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3- й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4- й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5- й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6- й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7- й этап: составление карты семьи;
8- й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия);
9- й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй;
10- й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11- й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

 

5.Социально-психологическое функционирование личности клиента как показатель качества социально-педагогической деятельности

Введение

Глава 1.Теоретические подходы к изучению личности

1.1 Понятие личности

1.2 Подходы к изучению личности

1.3 Развитие личности в филогенезе и онтогенез с точки зрения социальной педагогики

Глава 2. Особенности социально – педагогической деятельности с личностью

2.1 Социальное развитие личности и социализация человека как социально-педагогическое явление

2.2 Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни

2.3 Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с личностью

3.1 Методологические основы эмпирического исследования аспектов деятельности социального педагога с личностью

3.2 Анализ результатов эмпирического исследования аспектов деятельности социального педагога с личностью

3.3 Программа социально – педагогической работы с личностью учащегося начальных классов в средней общеобразовательной школе

Заключение

Библиографический список

Приложения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.