Типология, в основе которой способность решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы: - семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру; - семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера) и в которых по этому исключены любые индивидуальные разногласия. S-семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Типология семей по ее функциональной состоятельности: - функционально состоятельные; - функционально несостоятельные («группа риска») - конфликтные семьи. Неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-авторитарный, увещевательный, непоследовательный, отстраненноравнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов: 1. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием - асоциальное поведение и антиобщественные ориентации; выступают институтом десоциализации: - криминально-аморальные семьи (криминальный фактор риска); - асоциально-аморальные семьи (антиобщественные установки и ориентиры). Социально-педагогическая работа с этими семьями: - сотрудничество с ПДН; - социальный патронаж; - социально-правовая защита детей. 2. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием - конфликтные и педагогически несостоятельные семьи: - скандальные; - тихие. Типология семьи по типу воспитательных ошибок: - с попустительско-снисходительным характером воспитания; - с позицией круговой обороны воспитания; - с демонстративным стилем воспитания; - с педантично-подозрительным стилем воспитания; - с жестко-авторитарным стилем воспитания; - с увещевательным стилем воспитания; - с отстраненно-равнодушным стилем воспитания; - с воспитанием по типу «кумир семьи»; - с непоследовательным стилем воспитания. Многодетные семьи: семья, имеющая трех и более детей и их виды: - семьи, в которых любят своих детей и сознательно хотели их иметь; - семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей; - семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей; - семьи, в которых рождение большего количества детей можно считать проявлением неблагополучия. Методика социального патронажа и надзора: Социальный патронаж - это форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье. Срок социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа: - Знакомство. Договор с семьей. - Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. - Сбор информации о семье. - информации о семье. - Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с Анализ семьей. - Выход из семьи. В деятельности социального педагога используется также надзор и такие его формы: - официальный (формальный) - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц; - неофициальный (неформальный) социальный контроль - представляет не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. Объект социального надзора - выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Методика социально-педагогического семейного консультирования: Семейное консультирование - это оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье. Предметом социально-педагогического консультирования является: - в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации; - в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция; - в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, профилактика болезней; - в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи; - в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации; - в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: содействие в разрешении конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений. Структура технологий работы с неблагополучной семьёй Структура технологий работы с неблагополучной семьёй включает 3 уровня: Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй. Диагностический уровень. Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделим наиболее важные из них: 1. Методологические принципы: - объективность в сборе фактов и их интерпретации; - множественность источников информации; - достоверность информации; - клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента). 2. Этические принципы: - конфиденциальность; - степень открытости - право клиента; - невмешательство в частную жизнь. На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: - наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента); - беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); - анкета (письменный опрос); - тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик). Широко используются в диагностике: - шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. - карточные методики - набор карт с определённым смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, её жизненной ситуации, облегчает работы с людьми, имеющими затруднения в общении, оказывает успокаивающее действие. - проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание). - ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений. - экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом. - анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчётности, для защиты своих интересов. - метод социальных биографий - сбор информации об истории ж изни человека и его семьи. 3. Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Реабилитационный уровень состоит из трёх подуровней - индивидуального, группового и общинного. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребёнком используются несколько технологий: Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Методы, приёмы консультирования: - беседа; - включенное обсуждение; - убеждение; - одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; - приём активного слушания; - приём парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. - использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит); - прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. - приём Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. - метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашёл выход из подобной ситуации. Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения. Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать её, ходатайство; защита прав клиента. Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства. Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций. Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности. При этом он должен быть твёрдо убежден в правильности своих действий, быть способным и чётко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог готов постоянно осваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй: 1- й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2- й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; 3- й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; 4- й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 5- й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации; 6- й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7- й этап: составление карты семьи; 8- й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия); 9- й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй; 10- й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 11- й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
5.Социально-психологическое функционирование личности клиента как показатель качества социально-педагогической деятельности
Введение
Глава 1.Теоретические подходы к изучению личности
1.1 Понятие личности
1.2 Подходы к изучению личности
1.3 Развитие личности в филогенезе и онтогенез с точки зрения социальной педагогики
Глава 2. Особенности социально – педагогической деятельности с личностью
2.1 Социальное развитие личности и социализация человека как социально-педагогическое явление
2.2 Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни
2.3 Методы и технологии изучения личности в социальной педагогике
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической деятельности с личностью
3.1 Методологические основы эмпирического исследования аспектов деятельности социального педагога с личностью
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования аспектов деятельности социального педагога с личностью
3.3 Программа социально – педагогической работы с личностью учащегося начальных классов в средней общеобразовательной школе
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление