Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления - материализм, идеализм, Дуализм, Эмпиризм, Рационализм




Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и «Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм. В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм

 

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание - есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание - это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты: Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направлениевульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.

ИДЕАЛИЗМ ( так называемая «линия Платона») – направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир - это производная от идеи (нематериального).

В идеализме существуют два самостоятельных направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм. (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира - «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» - материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди - это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.

Субъективный идеализм. (Беркли, Юм и др.). - Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) - материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция - идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria — опыт) - в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании. Основатель эмпиризма - английский философ 17 в ека Ф.Бэкон. Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма - индукция. Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания - господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием. Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова - травоядное животное», «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

Эмпиризм является противоположностью рационализма.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании. Основатель рационализма – французский философ 17 в ека Р.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разума без влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма – дедукция. Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному (к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, - бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) - особое направление и метод в философии. Важнейшие представители - Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители - философы Нового времени (17 в.) - Д. Юм и И. Кант. И.Кант признает, что независимо от нас существует внешний мир - «вещь в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления - «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности. Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в. был К. Поппер. Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» - веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ

МЕТАФИЗИКА (от греч. metaphysic — то, что после физики) - философское учение о сверхчувственных (недоступных непосредственному чувственному опыту) основаниях бытия. В истории философии под метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии.

 

Онтология – (от греч. On — сущее и logos — учение) — учение о сущности бытии, его происхождении, о его формах и фундаментальных принципах.Философская теория бытия или онтология - центральный элемент в структуре философского знания. В онтологии вырабатывается понятие о реальности, о том, что существует. Без ответа на вопрос, что такое бытие, что существует, невозможно решить ни один более конкретный вопрос философии: о познании, истине, человеке, смысле его жизни, месте в истории и т.п. Все эти вопросы рассматриваются в других разделах философского знания: гносеологии, антропологии, аксиологии.

С вопроса о бытии явно или неявно начинается любая философская концепция. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии. Философия пытается прояснить вопрос об истинном бытии. Например, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, или же бытие есть, а небытия нет? Что такое небытие?

Другой бытийной категорией является становление: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности?

Возможность и действительность - еще одна пара онтологических категорий. Возможность - это потенциальное бытие, а действительность - актуальное. Возможность и действительность - формы бытия, которые охватываются понятием реальность. Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие.

В последние годы в связи с широким распространением сети «Интернет» также о виртуальной форме бытия - виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии.

ГНОСЕОЛОГИЯ ( от греч. "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, разум). Гносеология или теория познания - раздел философского знания, который занимается изучением вопросов, связанных с сущностью познавательной деятельностью: возможности познания, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знании. я, ее предпосылок, условий достижения адекватного знания. Познание - категория, которая описывает процесс получения любых знаний о мире (природе, обществе, человеке, культуре).

Гносеологию следует отличать от эпистемологии (от греч. "episteme"- "знание", "умение", "наука")- раздела теории познания, в котором рассматриваются проблемы только научного познания. Научное знание является одним из видов знания, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности. Одной из важнейших проблем теории познания является вопрос о роли чувства и разума в получении знания.

Центральная проблема теории познания (гносеологии) - проблема истины. Эта проблема состоит из ряда вопросов: что такое истина? как отличить истину от заблуждения? и т.д. Самое первое определение истины принадлежит Платону и Аристотелю, согласно которым мысль истинна, если она соответствует своему предмету. Если вы утверждаете, что Сократ - грек, то ваше утверждение будет истинно, если Сократ действительно является греком; если же на самом деле Сократ - не грек, а варвар, то ваша мысль будет ложна. Идея соответствия мысли (утверждения, теории) действительности легла в основу классической, или корреспондентной теории истины. Именно такое понимание истины было господствующим вплоть до конца 19 в.

В 20 в. появляются иные концепции истины. Наиболее влиятельной из них является прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Прагматисты отождествляют истину с практическим успехом: истинно то, что приводит к успеху во всех жизненных, практических делах. Наибольшее распространение прагматизм получил в США. Однако до сих пор в учении об истине наибольшим признанием пользуются все-таки исходные идеи Платона и Аристотеля.

Современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание. Эти виды знания рассматриваются как равноценные и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности

 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, которая исследует природу научного знания.

Философия науки как самостоятельная отрасль знания сформировалась в рамках философии в 20 веке.

Основные проблемы философии науки - проблема возникновения научного знания, специфика научных и вненаучных форм познания (проблема демаркации), проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.
Каждая из этих проблем, в свою очередь, представляет собой довольно сложный комплекс подпроблем. Например, проблема структуры научного знания требует выяснения следующих вопросов: какое знание считать эмпирическим, а какое - теоретическим, что такое научный факт и что такое научная гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией, и т.д. Определенное решение каждой из этих проблем оказывает влияние на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик (знаменитая "дилемма теоретика" - К.Г.Гемпель).

Философия науки 20 века сосредоточила внимание на проблеме методов научного познания, а именно: на их познавательных возможностях и областях применения. В связи с этим сложилась традиция говорить о философии науки и методологии науки как о едином направлении исследований. Долгое время философия и методология науки ориентировалась на анализ естественнонаучного знания (физического и математического), поскольку именно оно считалось эталоном точности. К концу 20 века исследовательский интерес сместился в сторону гуманитарных и социальных наук: стали активно изучать проблемы методологии истории, психологии и социологии.


МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - систематический анализ методов, которые применяются для получения научного знания.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, который занимается исследованием сущностных характеристик общества и законов его развития

Социальная философия описывает и представляет общество как целое. Такое видение общества как некоей целостности дает возможность осуществить типологию обществ и представить последовательность их исторического развития.

На сегодняшний день последовательность развития трёх основных типов общества выглядит так: " доиндустриальное (традиционное) общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.