Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методичні рекомендації до вивчення Розділу 3.1




Цілі та завдання розділу

Успішне вивчення розділу дозволяє:

Мати уяву про особливості розвитку дівчат у різних вікових групах.

Розуміти специфіку гендерного підходу до виховання дівчат у різних вікових групах.

Володіти ключовими поняттями.

Під час вивченні Розділу 3.1. важливо

Для активного вовлечения девочки в противоречивый процесс эволюции современного общества необходимо ее к этому подготовить. Несмотря на то, что родители из самых лучших побуждений воспитывают мальчиков и девочек одинаково, их склонности и поведение определяются в конечном итоге различиями в устройстве мозга. У девочек симметрично работают оба полушария, информация с легкостью передается из одного полушария в другое. Возможно, эта функциональная особенность позволяет им успешно использовать различные способы восприятия и мышления, что обеспечивает большую приспособляемость женского пола к изменениям условий жизни. Девочки получают больше сенсорной информации, чем мальчики. В среднем у них лучше слух и обоняние, они получают больше информации через кончики пальцев и кожу.

Женский мозг ориентирован на процесс, в основном на процесс общения. При выполнении этой деятельности задействованы разнообразные его участки, тем самым обеспечивается взаимосвязь между полушариями и мозг лучше справляется с задачей путем интеграции, использует свои ресурсы быстрее, чаще и действует больше клеток. Женский мозг никогда не находится в покое и имеет явные преимущества в обучении.

Если мальчики создают свои жизненные программы за счет исследовательского поведения, то девочки на своей поведенческой матрице уже имеют следующие базовые программы.

Программа приспособления — была создана стратегией выживания (остаться и живых как можно дольше, чтобы произвести потомство и вырастить его).

Программа хранительницы очага — создана культурной традицией, что роль женщины, отпустившей сына или мужа либо за добычей пищей, либо на военные действия, сводилась к ожиданию.

Программа поиска второй половины — была создана по устойчивому представлению, что каждая девочка не может жить одна, она, повзрослев, должна встретить непременно прекрасного принца. Ее с детства готовят к «главной встрече», к замужеству, которое становится едва ли не основной целью всей ее жизни.

Несомненно, к этому перечню базовых программ можно добавить программы, названные А. Буровским. Все перечисленные ниже программы — это результат длительного воздействия стереотипов на женское сознание и боязни наказание при несоответствии им.

Инстинктивная программа покровительства. У девочек очень рази потребность спасать, выручать, жалеть, лечить, ухаживать, кормить с ложечки и т.п. В большей степени эта потребность проявляется в отношении к мальчикам, а впоследствии и к мужчинам.

Инстинктивная программа поспешности. Склонность девушки с выбором своей второй половины. Может быть, это осталось с тех времен, когда наши предки жили недолго и нужно было успеть родить и вырастить детей. Ho c биологическими процессами очень трудно совладать. С приходом месячных в подсознании появляется мысль: «Я уже взрослая!» и наступило время немедленно знакомиться с мальчиками. Что хочет девочка от знакомства с мальчиками? Во-первых, духовного общения. Она хочет иметь еще одного близкого (кроме подруги) человека. Во-вторых, ощущение, что в полной мере она может раскрыться только в паре. В-третьих — желание самореализоваться в любви. В-четвертых, интеллектуального общения. Мальчики помогут увидеть мир с другой необычной стороны. В-пятых — желание самоутвердиться: у всех подружек уже есть мальчик, а у меня?! И важен не сам мальчик, а возможность похвастаться перед подружками. В-шестых, удовлетворение любопытства. Девочкам очень хочется знать, как происходит общение с мальчиками на самом деле, а не из книжек.

Программа потребительства. В глубине души девушки считают, что их надлежит содержать. Среди женщин распространено стереотипное мнение, что они имеют право жить за счет мужчин.

Программа поиска «необыкновенного». Если не «принца на белом коне», то обязательно такого, который отличался бы от среднего. Поэтому так часто бывает, что именно девочка оказывается заметившей и оценившей незаурядность молодого и никому пока не интересного человека.

Программа поиска «лидера». Девочки понимают, что они во многом ограничены существующими стереотипами в отношении женского пола, поэтому стремятся расширить свои возможности за счет мужской половины. Как правило, мальчики имеют опыт решения более сложных и многофункциональных задач, лучше могут выходить из трудных положений. Поэтому девочки стремятся к тем, кто может больше, чем они сами, и чье сознание шире, чем у них самих.

Базовые программы служат основой для выстраивания жизненной стратегии в различные жизненные периоды девочки-девушки-женщины. Эмпирические наблюдения и изучение научных источников позволили определить так называемые периоды женской жизни.

Женская жизнь делится на 7-летние фазы. Название этим периодам определено в соответствии с концепцией гендера в педагогических исследованиях:

• Возраст с рождения до 7 лет — выбор генетических программ, усвоение и закрепление стереотипов.

• Возраст 7-14 лет — формирование знаний и умений по созданию жизненных сценариев.

• Возраст с 14 до 18-21 года — период создания личных легенд.

• Возраст с 21 до 25-28 лет — реализация жизненных сценариев и легенд.

• Возраст 28-35 лет — открытие себя как женщины.

• Возраст 35-42 лет — кризисный период как трагедия женского внутреннего мира.

• Возраст 42—49 лет — выбор своего мира.

Каждый период — это стадии физического, духовного, эмоционального и исторического развития женщины. Они могут и не совпадать с хронологическим возрастом. Раньше с возрастными изменениями девочек знакомили старшие женщины в большой многопоколенной семье. Сейчас эти обряды ушли в прошлое. А ведь каждый этап женской жизни выдвигает свои задачи, определяет смену ценностей и жизненных позиций. Далее будет представлена лишь небольшая характеристика первой половины женской жизни от рождения до 42 лет: путь рождения и становления девочки женщиной. Именно этот период больше всего затрагивает возможности педагогики.

 

Периоды развития девочек. Возраст выбора генетических программ,

усвоение и закрепление стереотипов с рождения до 6 7 лет

Основу для выбора генетических программ закладывает семья. У каждого и из родителей есть представление о том, какой должна быть девочка. И этот образ с упорством создается всем укладом семейной жизни. Мало кто опирается на уни­кальные способности и возможности женской личности, чаще всего воспитание строится на общепринятых стереотипах по отношению к девочкам. К 3—4-летнему возрасту отливаются «женские оковы» — стереотипы. Общепринятое поведение и традиционные ценности внедряются в психику девочки сначала в семье, а впоследствии закрепляются школой и обществом.

Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно 2 лет. Девочки с первых месяцев способны сохранять зрительный контакт, эта особенность на протяжении всей жизни играет особую роль. Родителям кажется, что в младенчестве — это способ привлечения к себе внимания, желание, чтобы им улыбались и говорили с ними. В школьный период учителя по зрительному контакту с девочками определяют: понятен материал урока или нет.

Достигнув 6 месяцев, девочки становятся более независимы, чем их ровесники мальчики: они изучают свои ручки, могут самостоятельно развлекаться с игрушками. С рождения у девочек высокая кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение и поглаживание. В 7 месяцев девочки уже начинают держать ложку, рисовать линии и застегивать молнию. Родители разговаривают со своими новорожденными дочерями чаще, чем с сыновьями, так как им кажется, что девочки слушают их внимательнее, поэтому они быстрее мальчиков начинают говорить, активный словарь девочек в 18 месяцев составляет 56 слов, так как у мальчиков лишь 28.

В дошкольном возрасте моторные навыки больше развиты у девочек, они раньше начинают ползать, а затем и ходить, самостоятельно контролировать свои действия. Уже в 3—5 лет дружба имеет большое значение для девочек. Если дать 3 летней девочке заводного мишку, она сделает его лучшим другом; а если дать мальчику — он разберет его на части, чтобы посмотреть, как он устроен, бросит и перейдет к следующей игрушке. Девочки предпочитают мягкие, яркие игрушки. Играют долго, разговаривают с предметами. Игры проходят чаще в миленьких группах с выполнением поочередных действий и скрытой конкуренцией. Реже играют в одиночестве и все больше включаются в игры со сверстниками. С 3 лет девочки раздражаются меньше, чем мальчики.

Мальчики интересуются вещами и как они работают, девочки — людьми и их взаимоотношениями. У девочек за миллионы лет сформировалась программа хранительницы очага, позволяющая ей быть открытой, доверчивой, всегдаготовой к сотрудничеству, не скрывающей своей уязвимости и эмоций. Ей необходимости всегда владеть ситуацией. На ошибках они учатся быстрее. Общение расширяется за счет развития речи. Девочки вообще обладают вербальным преимуществом. Если для мальчиков характерно агрессивное поведение, то для девочек характерна вербальная агрессия.

Лучше приспосабливаются к жизни в дошкольных учреждениях. В детском саду девочки приветствуют новенькую, и все девочки знают, как ее зовут. Они дружелюбны, принимают других и даже испытывают симпатию к тем, кто страдает от какого-то уродства или недостатка.

В раннем возрасте девочки более пугливы, нежели мальчики. Страх усиливает сердцебиение, повышает количество гормонов стресса в крови. Задача для взрослых научить девочку использовать страх, а не быть им парализованной. Страх — это энергия, которая помогает решить проблемы и справиться с трудным заданием. Страхи готовят нас к новым впечатлениям. Девочки терпеливее мальчиков.

Куклы. Считается, что игра в куклы имеет большое значение в жизни девочек, так как она помогает усвоить не только способы общения с собеседником, но и заботливое поведение, которое со временем, когда повзрослеют, женщины переносят на уход за детьми. Самой желанной игрушкой на сегодняшний день является кукла Барби. Почему? По мнению Г. Прешофф, Барби больше, чем просто кукла. Она создает стереотип современной женщины и разрушает самооценку маленькой девочки Барби существует около 40 лет и пользуется всемирной любовью. Внешний облик Барби представляет собой рыночный продукт, созданный на основе усредненных представлений мужчины об идеальной женщине: стройная, длинноногая блондинка с пышным бюстом. Проблема заключается в том, что девочки видят в Барби взрослую женщину, что делает ее в их глазах особенно привлекательной. Она не похожа на других кукол. Именно поэтому ее внешность и идеи, которые она выражает, столь убедительны для детей. Маленькие девочки с восхищением смотрят на взрослых женщин и представляют себя на их месте. Желательно кукол иметь несколько, особенно важно высказывать свое мнение по отношению к каждой.

Образы кукол, как бы они ни представлялись или как бы их ни использовали, все символизируют статичную инфантильность, в жертву которой приносится сущность самой девочки.

Девочки и одежда

Одежда, так же как и куклы, для девочки является, и способом общения. Девочкам доставляет огромное удовольствие переодеваться, примерять что-нибудь новое и наряжаться, красить ногти, надевать различные украшения. Корни этого заложены в глубокой древности. Именно женщины следили за тем, во что одевается вся ее семья.

Период до 7 лет — это выбор тех генетических программ, которые заложены в мозговую информационную матрицу женского начала. Какие из этих программ будут приоритетными или будут предложены другие, зависит от системы воспитания. Куклы, одежда — это средства для усвоения стереотипов и основа для создания житейских сценариев.

Возраст создания сценариев (с 7 до 14 лет)

Физиологическими особенностями этого возрастного периода девочек можно считать функциональную симметрию мозга, то есть правое и левое полушария развиваются достаточно синхронно, а мальчики уже в 6 лет имеют правополушарную специализацию. Эта особенность выявлена С. Вительзон. Для родителей и педагогов это прекрасная возможность способствовать развитию природных талантов девочек, а именно 7 типов интеллекта (по исследованиям доктора философии Нормы Карр-Руфино:

• Интеллект, основанный на образце и равновесии, концентрируется в стволе мозга. Интеллект равновесия относится к тому, что ограничивает. Каждодневные поступки происходят в рамках определенных ограничений: собственных, чужих или тех, которые устанавливает школа. Можно повысить интеллект равновесия, признавая собственные и чужие ограничивающие рамки и правила.

• Эмоциональный и мотивационный интеллекты — в среднем мозге. Эти два типа интеллекта находятся на более низком уровне. Пользоваться ими в полной мере не научились. Эмоциональный интеллект — это управление эмоциями, чувствами, настроением. Мотивационный — это способ творческого развития и самовыражения.

· Рациональный интеллект — в левом полушарии коры головного мозга либо в переднем мозге.

• Ассоциативный, чувственный, интуитивный интеллекты — в правом полушарии коры головного мозга.

Слово «концентрируется» это не значит, что он располагается в определенной части тела. Исследования показывают, что молекулы эмоций путешествуют по всему организму и являются частью эмоционального интеллекта.

Самый эффективный способ развития девочки — работать со всеми типами интеллекта, познать каждый можно только в процессе его реализации. Но система обучения в школах не использует методики обучения, позволяющие использовали различные типы мыслительных процессов.

Вместо того чтобы использовать эти уникальные возможности, девочкам запрещается делать то, что для них считается опасным и неподходящим: учат подавлять агрессию (а не проявлять ее грамотно) и все принимать так, как есть. Родители поощряют желание дочерей бросить дело, которое у них не получается. Девочек в школе и дома по-прежнему заставляют ломать, подавлять природные задатки, отказываться от полноценного, свободного психического и интеллектуального развития. Девочки зачастую чувствуют себя неуверенно и неловко в общении с мальчиками. Если бы только мальчики были более развиты в плане общения, проблем между полами было бы значительно меньше. А пока девочки предпочитают перешептываться друг с другом, посмеиваться над мальчишками, а те, в свою очередь, задирают девчонок.

Игры для девочек являются созданием и воплощением сценариев, которые они придумывают для кукол. Чем больше вариантов игр, тем больше вариантов ситуаций, которые проигрывает девочка. Игры — ролевые. Разыгрываются ситуации, в которых они вербально устанавливают и сохраняют отношения между действующими лицами. Учатся взаимодействовать, развивать и поддерживать отношения, при этом совершенствуются личностные качества. Для них игра интересна только в том случае, если она помогает манипулировать отношениями и выделять силу межличностных связей. Устанавливаются очень сложные вербальные правила: как сказала, что сказала. Девочки приобретают умения вести себя «по обстоятельствам», подстраиваясь под ситуацию и людей.

Если игры мальчиков создают обстановку иерархии, то игры девочек создают обстановку общности. Сложнее проходят групповые игры, в которых девочек больше всего интересует не состязательность, а поиски компромисса: они боятся кого-либо обидеть. В игровом процессе девочки проявляют рассудительность, внимательность, уравновешенность. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение. Играют они небольшими группами или парами, на маленьком пространстве, им достаточно уголка в комнате. Большую часть времени сидят рядышком и беседуют, ведущим ценностным ориентиром в играх девочек выступает стремление к достижению близких отношений. Они больше озабочены, чтобы нравиться другим. Для девочек очень важно, что именно они выбирают понравившихся им людей.

Игры позволяют формировать, проживать в ситуации и закреплять, проживаемые неоднократно, эмоции. Психологи называют 11 базовых эмоций (интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, смущение, стыд, вина) и состояние «эмоционального нуля» — скуку. Все остальное — это их различные состояния. Среди базовых эмоций чисто положительных всего две: интерес и радость. Удивление занимает промежуточное положение, оно может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости оттого, что именно человека удивило. Все остальные базовые эмоции — отрицательные, то есть в большинстве случаев человеку переживать их неприятно. Женская эмоциональность является следствием большого количества эмоциональных функций мозга, которое ведет к избытку эмоциональной информации. Может быть, поэтому эмоциональные женщины часто переживают периоды депрессии.

В этот возрастной период девочки большое значение придают отношениям с сверстниками, а именнодружбе. Для девочки понятие «дружба» подразумевает, что у нее есть одна или две близкие подруги. В дружбе существуют свои исписанные правила. Их никто специально не произносит вслух, но каждая на них ориентируется. Е. Шубина выделила даже группы правил:

· Делиться новостями.

· Оказывать эмоциональную поддержку.

· Добровольно помогать в случае необходимости.

· Стараться, чтобы другу было приятно в вашем обществе. Уверенность в друге и доверие к нему.

· Не критиковать друга публично. Сохранять доверенные тайны.

Детская дружба оказывает влияние на самые разные стороны жизни девочки: например, помогает ей быстрее и легче справляться со стрессами. Таким образом, они учат друг друга, как управлять своими эмоциями, начинают концентрировать внимание на близости и преданности в своих дружеских отношениях.

Девочкам нужен пример для подражания не меньше, чем мальчикам, но они чище всего находят его в школе, среди учительниц. Соответственно, девочки впитывают гораздо больше информации о том, какой должна быть женщина, чем мальчики — о том, каким должен быть мужчина. У девочек больший объем памяти. Они легче воспринимают требования педагога и признают его авторитет.

Таким образом, этот период обладает огромным обучающим и воспитывающим потенциалом, но усвоенные стереотипы в семье и школе, не использованные возможности природных талантов девочек не дают в полной мере девочке ощутить свою уникальность.

Возраст создания личных легенд (с 14 до 1821 года)

Легенда — это конструирование сценариев на основе выбранных генетических программ. Этот процесс проходит в возрастном периоде, не имеющем, в отличие от других жизненных этапов, строго установленных возрастных границ. Выделяют раннюю (13—17 лет) и позднюю юность (18—22 года). Юношеский период характеризуется изменениями, которые связаны с физическим развитием организма и которые являются неотъемлемой частью процесса превращения ребенка во взрослого человека. Эти физические изменения происходят на протяжении периода развития, называемого периодом полового созревания, который является этапом ускоренного роста. Девочки начинают сталкиваться с последствиями женского цикла. Женский цикл — не просто время начала менструации, это изменение функционирования всего организма. Этот день вступления в мир женщин можно было бы сделать женским праздником: купить сувенир, пойти в кафе. Тело девочек очень зависит от не контролируемых ими факторов. Поэтому ее необходимо готовить к этим изменениям. По мнению А. Буровского, девушки-женщины к 30—35 годам отстают от сверстников. Ведь примерно 8—10% времени жизни у девушек приходится на так называемые «критические дни» месячного цикла. То есть на время, когда девушка мало работоспособна. Между 15 и 25 годами 10% времени — как раз год.

В этот возрастной период особенно сильно проявляется влияние гормонов, которое можно сравнить с действием дрожжей в тесте. Они стимулируют физический рост и отвечают за изменение поведения и появление новых физиологических и психологических особенностей. Гормональная картина у них более сложная нежели у мальчиков. Им потребуется очень много времени, чтобы научиться управлять своим новым телом и разумом. Девочки сталкиваются с переменчивостью настроения, неуверенностью в себе, повышенным интересом к тому, как они вписываются в мир других девочек. Также идет процесс соперничества с другими девочками за внимание мальчиков. Кроме того, их разочаровывает то обстоятельство, что мальчики отстают от них (это временный период) в интеллектуальном развитии, но зато проявляют повышенный интерес к внешним физическим характеристикам (размеру груди, росту, весу).

В течение периода половой зрелости девочки особенно ощущают давление женского образа, определенного современной культурой. Процесс «поиска соответствия» определенным стереотипам может служить у девочек источником тревоги. Многие девочки-подростки делают вывод, что другие люди такие же понимающие, отвергающие себя и критичные к себе, как и они сами. Девочки могут испытывать тревогу от того, что их неадекватность обнаружат сверстники. На протяжении тысячелетий древний инстинкт коварно нашептывает девушке одно и то же: самый простой способ самоутвердиться и проверить свою сексуальную привлекательность — это отбить парня у лучшей подруги. Конечно, этому процессу сопутствуют нравственные терзания, но в первую очередь это представляется как восхитительный и захватывающий спектакль.

Концепция воображаемых зрителей может объяснить, почему девочки-подростки так придирчиво относятся к своей одежде и форме тела, часами рассматривают себя в зеркало и стесняются других людей. Поглощенные своими чувствами, подростки считают, что их эмоции уникальны. Их представление об уникальности выражается личной легендой, отражаемой в дневнике, который заводят девочки. Для девочек этого возраста не характерны многочисленные близкие связи. Они выбирают таких подруг, кому они могут доверить интимные детали своей жизни, кто может предоставить им эмоциональную поддержку. Эта близость выражается вербально: подруги рассказывают о карьерных планах, любовных увлечениях, высказывают мнение о своей или чужой внешности. Близкие подруги выражают близость и не вербально: обнимают плачущую подругу, поглаживают по руке, если она нуждается в сочувствии. Они способны часами прокручивать в воображении сценарии любовных историй, идеализируя избранника и примеряя на себя роль героини. Вот отношения с прекрасным принцем обрастают яркими подробностями, а затем подружки приступают к поиску тайных знаков, разгадывая неясный смысл случайно оброненных фраз, исподволь выстраивая образ идеального мужчины. Личная легенда часто перерастает в убеждение. Девушка встраивает образ реального юноши в свой фантазийный сценарий. Она словно примеряет ситуацию на себя, проверяя, насколько понравившийся юноша будет совместим с его воображением. Подобные сценарии воображаемых романов имеют для девушек огромное значение: они повышают их самооценку, позволяя чувствовать себя более значимыми и привлекательными. Сладостные мечты запускают в женском организме механизм, при помощи которого начинает вырабатываться эндорфингормон, имеющий свойства эффективного антидепрессанта. Примерно то же происходит, когда мы листаем роскошно иллюстрированную кулинарную книгу: красочные фотографии будоражат аппетит, хотя попробовать запечатленные на них деликатесы невозможно. Мечты и фантазии — это мощные инструменты самопознания. Юноши тоже мечтают, но их больше интересуют достижения, а девушек отношения, вокруг которых строятся фантазии.

Подростковый эгоцентризм исчезает, когда девушки получают возможность заменить воображаемых зрителей настоящими, и субъективная история меняется вполне конкретной историей из жизни. Жизненный и ролевой опыт мальчик-подросток получает во время учебы в школе, обсуждает разные ситуации с друзьями, ходит на свидания. Однако девочки могут и не получить возможность воспользоваться ролевым опытом из-за стереотипных представлений родителей. Родители девочек могут подкрепить личные легенды девочек, когда рассказывают о сказочно прекрасных взаимоотношениях между людьми. Девушки больше, чем юноши, предопределены семьей. Именно в этом возрасте они расцветают, излучая блеск силы жизни. Однако в этот период девушке внушаются мысли о разрушительности ее красоты. По мнению А. Буровского, калечат девочек очень просто: им сообщают о жизни настолько фантастические сведения, что вести самостоятельную жизнь они реально не могут. Девочки всерьез воображают, что способны вызвать бурю эмоций у взрослых, солидных дядей и те осыпят их сокровищами земными. В этом убеждают их не только родители, но и фильмы, литература. Если читать классику: Пьер Безухов и Андрей Болконский (богатые люди, обоим за 30 лет) обожают 16-летнюю Наташу. Если включить телевизор: мужчины теряют голову, хотя девушка моложе их лет на 10—20. Самая заурядная особа поставит себя на их место. Девочки порой старательно пытаются воспроизвести все, чему их старательно учат. А жизнь предлагает другие сценарии, часто совсем не похожие на те, о которых они слышали или читали.

Таким образом, создание личных легенд и несовместимость их с реальной жизнью закрепляет из так называемых базовых разновидностей эмоций в большей степени отрицательные — печаль, страх, смущение, стыд, вину.

Девочки очень зависимы от родителей, среды, обстоятельств. Они живут и в мире, параметры которого определяют другие, поэтому они гораздо больше способны (и склонны) приспосабливаться к этим внешним обстоятельствам. С тем, что «это так устроено», что «надо перетерпеть» и что «ничего не поделаешь», девочки смиряются намного быстрее парней. В основе личной легенды лежит сформулированная обществом природа женщины: ожидание волшебного принца, жертвоприношение девственности. Слово «девственность» («verginita») происходит от латинского корня «virgo». В понимании создателей языка этот корень означает «вектор» — то, что задает направление, ведет к решению и, следовательно, определяет основную линию, обеспечивая совпадение с точкой ценности, успех и прогресс во всех их проявлениях и при любых биологических, психологических, экономических или иных обстоятельствах данного момента. Потребовались бы годы исследований ради восстановления всех граней этого светлого и потерянного мира женственности.

Происходит отклонение от природы ради стереотипных представлений о женственности. Хотя само слово «женственность» на латыни означает «госпожа, хозяйка». Однако девушка вследствие недостатка природной идентичности не утверждает господство собственного ума в своих владениях, будь то ее тело, ум или власть.

Девочкам необходимо постоянное подтверждение того, что к ним как-то «особенно» относятся. Они нервничают, если им долго не объясняются в любви, не говорят нежных слов, не дарят подарков, не прикасаются к ним, не ласкают их. В этом возрасте девочки испытывают давление с нескольких сторон одновременно. Для них не просто порвать духовную связь со своей матерью и начать развивать собственную личность. Кроме того, не менее сложно приспособиться к существующим стереотипам общества.

С началом периода полового созревания некоторые девочки испытываю трудности в учебе, хотя девочки могут заниматься несколькими делами одновременно. Девочка, занятая чем-то, не отрываясь от выполнения работы, способна реагировать на замечания и вопросы со стороны. Способность к сложной многоплановой работе присуща всем девочкам. Способность мозга к параллельному действию позволяет девочке сразу говорить и слушать, и к тому же выполнять несколько не связанных друг с другом задач. Умение все организовать дано девочкам от природы.

Наличие особых областей управления речью освобождает мозг для выполнения других задач. Девочки могут бесконечно вести разговоры о чем угодно. Косвенная речь, которой пользуются только женщины, формируется с детства. Косвенная речь — это использование слова с несколькими значениями, какое значение слова выберет женщина в данной ситуации понять сложно. Каждое высказывание многопланово, анализируя любое высказывание девочки, следует ответить, как минимум, на три вопроса:

• Что сказала (то есть что услышали).

• Что хотела сказать.

• Что она фактически сказала.

«Пять минут» — это не менее получаса для выяснения отношений. «Ничего...» — часто означает начало ссоры, которая продлится «пять минут» и закончится словом «хорошо».

Вступление в мир взрослых — очень трудная фаза в жизни подростка-девочки, это период многочисленных кризисов. Наиболее часто встречаются такие кризисы, как нарушение аппетита и депрессии. Признаки депрессии выделила Г. Прешофф:

• подавленность или раздражительность;

• уменьшение интереса к большинству занятий;

• значительные изменения веса и аппетита; бессонница или излишняя сонливость;

• постоянная усталость и потеря энергии; чувство ненужности или вины;

• рассеянное внимание, отсутствие сосредоточенности или проблемы с принятием решений;

• мысли о том, что лучше не жить на этом свете. В состоянии стресса девочки, скрывая свою боль, проявляют повышенную ответственность: например, заботятся о младших детях или помогают старшим.

Девочки обсуждают стрессовую ситуацию с подружками или с тем, кто является источником стресса. В состоянии сильного стресса начинают жаловаться на то, что они выглядят внешне не так, как им хотелось бы: например, говорят, что они очень толстые. После эмоционального стресса женский мозг возвращается быстрее, чем мужской, в нормальное состояние. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к внезапным вспышкам агрессивности, потому что давление и адреналин в стрессовых ситуациях у них обычно ближе к норме.

Как и чем помочь девочке, если она в состоянии стресса?

Использовать прием «посидеть-поговорить». Стимулировать способность девочки высказывать скрытые намерения и чувства.

• Использовать движение, если не помогает прием «посидеть-поговорить». Игры, хождение по магазинам, в гости, но желательно вместе с ней.

• После еды девочки засыпают не сразу, в отличие от мальчиков.

Один из способов — это занять девушку работой как физической, так и умственной.

Другой способ — объяснять девушке то, что с ней происходит и почему, рассказать о программах, заложенных в сознании.

Именно родители своими разговорами, рассказами и эмоциональным отношением к происходящему с дочерью задают «сценарий жизни». Родители сами живут по этим сценариям, передают их детям. Например: какой сценарий в жизни выберет девочка и кого выберет в мужья, если отец-алкоголик, а мать всю жизнь жаловалась на него. Вероятность, что девочка выберет мужа-алкоголика, очень высока. Алкоголик для нее — это понятно и привычно, она знает, как с ним поступать.

Возраст создания личных легенд связан с физиологическими изменениями и стереотипными сценариями, заложенными семьей и успешно закрепляющимися и школе. Программа по литературе — это богатство жизненных сценариев, но вряд ли они имеют отношения к той реальной жизни, с которой сталкиваются девочки-подростки. Жизнь складывается из разных эпизодов, блоков, и все зависит только от монтажа. Один из имеющегося материала складывает потрясающее полотно, и другой склеит имеющиеся эпизоды как придется, а в результате — пшик. Нот ведь только семь, а есть «Лунная соната», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро». Использовать эпизоды в монтаже жизни — это искусство. Методики преподавания литературы, да и само содержание учебной программы интересно было бы рассмотреть с точки зрения особенностей данного возраста.

Возраст реализации сценариев и легенд (с 21 до 25—28 лет)

Этот возрастной период — стартовая точка изменений в личности девушки: апробируются возможности, определяются жизненные стратегии и появляются первые результаты личностных изменений. Это трудная дорога, предполагающая каждодневные усилия, способность совершать непростой выбор, проявлять твердость, противостоять сопротивлению среды и — прежде всего — постоянную внутреннюю работу по выстраиванию собственной жизни. Это процесс поиска соответствия между собственным образом мышления и способом существования.

По мнению европейского ученого Антонио Менегетти, отличительной чертой женского поведения является постоянная двойственность переживания (амбивалентность), выражающаяся в стремлении победить, низвергая другого. Она затевает игры, в которых вынужден ошибаться кто-то другой. В большинстве случаев ее привлекает диалектика игры, театральность, проигрывание собственных, созданных ею сценариев. Получается, что огромные потенциальные женские возможности, данные ей природой, «бесцельно расходуются на примитивную, посредственную игру, на постоянную конфронтацию с социумом», становясь «марионеткой исключительно своей собственной психологии». А. Менегетти любопытно описал период, когда девушки реализуют легенды, используя определенную стратегию:

• выявление жизненного элемента. Девушка в своей среде выделяет симпатичного ей юношу;

• тактика сближения. Девушка привлекает внимание интересующего ее человека;

• вовлечение в действие. Девушка втягивает его в свою ситуацию (через чувства, секс, проблемы, экономические вопросы), вынуждая совершать действия, которые ей необходимы;

• нападение. Если данное действие не приводит к позитивному результату, она переходит к нападению, обвиняя тем самым другого человека в безуспешности их отношений.

Эта игра удается девушке почти всегда, но при этом побеждает лишь стратегия, а сами игроки терпят поражение. Тот, кому удается противостоять этой стратегии, прогрессивно развивается.

Реализуя свою личную легенду, девушка начинает понимать социальную данность, она сама создает, упорядочивает, определяет, устанавливает иерархии ценностей, опираясь на требования общества. Полоролевые и гендерные стереотипы семьи соотносятся с гендерными стереотипами общества, полученная информация проходит через призму искажений в сознании и создает новые стереотипы и комплексы. Девушка находится под влиянием социальных схем, не понимая, что социальная игра берет начало в ее детстве и уходит в ее бессознательное. Она находится под социальным давлением системы, живет, размышляет и определяет себя на основании этого давления. Вышеприведенные три фактора: генетические программы, влияние семьи и общества, искажающие психическую структуру девочки, девушки, женщины, не позволяют ей достичь соответствия между собственным образом мышления и способом существования.

Призма искажений — это фиксация в мозговой структуре женщины всей информации (генетической и социальной), ее отбор в соответствии с ситуацией и закрепление гендерных стереотипов в поведении при получении позитивного результата. Призма искажений сообразуется со стилем и характерными культурными особенностями общества.

Смешение и искажение информации происходит непосредственно в момент обработки ее понимания и значения для сохранения жизни. Ситуация, в которую попадает женщина, корректирует ее поведение в окружающей среде. Происходит искажение информации, которое отражается в мозге, создавая новые гендерные стереотипы и комплексы.

Искусство быстро приспосабливаться к окружающей действительности — это одна из генетических программ. Множество ситуаций, полученной информации объясняет непредсказуемость и спонтанность женского поведения. Полученную информацию женщина сразу переводит в эмоцию. Одним из критериев тако­го поведения является переживание событий, которых нет. События еще не произошли, непонятно будут ли они вообще, но женщина уже рисует в своем воображении сценарий происходящего, эмоционально его переживает, вовлекая в это состояние всех окружающих.

Научиться управлять своими эмоциями — одна из главных задач для девушек. Женские эмоции обладают широким диапазоном и высокой частотностью, у мужчин эмоции «короче», да и проявлять они их не умеют. В течение часа женщина может испытать множество эмоциональных всплесков, мужчина же сдержан в проявлении их и чаще всего придерживается какой-то одной, которую уже научился проявлять.

Рождение детейэто только одна из граней великого природного начала женщины.

Другая граньумение создавать и проживать семейные cценарии. Эта особенность почему-то не понимается и не используется в полной мере женщиной. Особенно ярко это проявляется при проведении семейных вечеров. Многие семейные пары не знают, что делать друг с другом: секса столько не требуется, да и много времени не занимает, в гости каждый день ходить не станешь. И женщина начинается обижаться на своего спутника жизни, прежде всего, за свои несбывшиеся надежды. Она ждала от брака другого, но он ведь другого и не обещал. И начинаются постоянные претензии. Мужчина пытается спрятаться от не комфортной для него реальности: за компьютером, за проведением времени с друзьями и т.д. Как быть? Если перестать оплакивать свои несбывшиеся ожидания, можно увидетьмножество путей и выбрать наиболее комфортный. Можно придумать совместит дела, которые были бы увлекательны и для мужчины и для женщины. В домашней жизни никто никого развлекать не обязан. Нужно перестать ожидать друг от друг и нереальных доз «внимания» и найти способ быть вместе — без надрыва и обид. Но идея всегда исходить должна от женщины. В ней заложен исторический oпыт создания и проживания семейных сценариев.

А. Менегетти выделяет четыре основы женского негативного поведения, которые неизменно влекут за собой отклонение в жизненном направлении:

Верная: внешне само совершенство, но в действительности она всегда находится в ожидании ошибки другого.

Ревнивая: та, что нуждается в вине другого: сближается с человеком и подталкивает его к ошибке.

Неверная: та, что ошибается, совершая проступок. Это всего лишь женщина, которая изменяет с другими, чтобы отомстить своему мужчине.

Сумасшедшая: захваченная собственными навязчивыми мыслями, она утрачивает объективность восприятия вещей, и все то, чего она желала, но в действительности не произошло, превращается в безумие внутри ее мозга.

Эти характеристики действуют либо все вместе в одной женщине, либо рассеиваются в нескольких женщинах, но, тем не менее, стереотипность остается единой. В этом состоит правило любого комплекса: либо он развивается в одном человеке, либо распределяется на многих людей. Когда подобный квартет объединяется, то он играет настолько слаженно, как если бы речь шла об одном человеке.

Чем не основа женской дружбы, когда часами могут обсуждаться поступки других людей, но каждая при этом решает свою проблему. Жизнь человека зависит от того, как комплекс идентифицирует события. Вот здесь и происходит процесс изменения жизненного сценария, через призму искажений. Женщину чаще всего разрушает другая женщина, а не мужчина. Именно женщины — самые ревностные охранители уродующих женщину стереотипов, они — строгие цензоры и неумолимые судьи.

Таким образом, реализация сценариев и легенд, созданных богатой фантазией девушки, сталкивается с реальной действительностью, зачастую не совпадающей с тем, чего она ожидала. Призма искажений создает внутренний конфликт лич­ности, из которого все выходят по-разному.

Возраст открытия себя как женщины (с 28 до 35 лет)

Девушка, освободившаяся от генетической запрограммированности, умеющая сочетать полоролевые и гендерные стереотипы, способна черпать силы из глубин собственной души, «способна каждые пять лет перерождаться и создавать новую типологию своей личности».

Но женская ограниченность поведения заключается в том, что она изначально стоит на позиции собственной неполноценности. Она начинает выбирать подчиненное положение, потому что все генетические программы изначально выстроены на позиции подчиненности. Чтобы освободиться от этого, нужно четко и ясно это осознавать. Если мальчики ощущают зависимость от матери, то девочки ощущают зависимость от генетических программ. Из-за этой привязанности, в той или иной степени неосознаваемой, девушке недоступно проникновение в суть вещей.

Женщина должна понять относительность своих стереотипов. Приняв к сведению все, чему учит общество, ей необходимо взяться за самостоятельное созидание своего будущего. Семья учит семейным отношениям, мать — тому, как быть матерью, но никто не обучает женщину быть самой собой. Об этом она должна позаботиться сама, обогащаясь жизненным опытом, используя представляющиеся благоприятные возможности, осмысливая факты, раскрывающие ее изначальную природную сущность. Не всегда понятно, что скрывается за словосочетанием «природная сущность». Воспитанная в жестких полоролевых стереотипах, которые диктуют ей семья и общество, женщина перестает ощущать свои потенциальные возможности.

Женщина должна учиться на собственном опыте. Цель жизни заключается в том, чтобы понять себя и стать самой собой. Общество устанавливает правила, стремясь свести различные способы индивидуального существования к функции общественного порядка. Понять соотношение индивидуального и общественного, найти оптимальный вариант — одна из задач в понимании своего места в жизни. Сегодня приветствуется лидирующая роль женщины, но она не умеет быть первой. Когда женщине требуется поощрение в как в спектакле, это означает, что она находится в противоречии со своей природной сущностью. Она не умеет выбирать необходимую информацию из тех программ, которые ей генетически заложены, и соотнести это со своим жизненным опытом. Она просто идет по чужой программе, чаще всего программе навязчивого повторения, основанной на психологии собственных родителей.

Итак, женский возраст открытия себя как личности проходит успешно, если девушка:

• знает о существовании генетических программ, определяет (интуитивно), какие из них оказывают на ее поведение большее влияние;

• понимает соотношение полоролевых и гендерных стереотипов предложенных ей семьей и обществом;

• умеет формировать и получать ежедневный успех.

Критериями успешного проживания этого возрастного периода является наличие трех составляющих: критическая способность к пониманию своих возможностей, чувство удовлетворения от большинства своих ролей и лидерское положение в собственном социальном окружении. Каждая ситуация осознанно выбрана и может быть изменена по своему усмотрению.

Если всего этого женщина не ощущает, то наступает возрастной кризис характеризующийся как трагедия женского внутреннего мира.

Трагедия женского внутреннего мира (от 35 до 42 лет)

Убедительную характеристику этому периоду дала Кларисса Эстоо, 20 лет практикующая и преподающая психоанализ: «В нашей жизни в ее середине, наступает пора, когда женщине приходится принимать, возможно, самое важное для души, которое определит всю ее последующую жизнь: ожесточиться или нет. Чаще всего женщины приходят к этому, до/и под сорок или немного за сорок. Это время, когда они сыты всем по горло, они чувствуют, что "довольно", что "это последняя капля", что они "выжаты как лимон", "выброшены на свалку". Возможно, мечты их молодости разбиты. Возможно, они пережили все: разбитое сердце, разбитый брак, разбитые мечты. С течением времени в теле накапливаются отходы, и это неизбежно. Но если женщина не позволит себе ожесточиться, а вернется к своей инстинктивной природе, ее ожидает возрождение, обновление».

Кризис этого возрастного периода часто объясняется началом климакса, то есть вся вина возлагается на биологический факт. Менопауза у женщины с развитой психологией действия сопровождается прорывом жизненных сил. Но для женщины, зажатой рамками социального стереотипа, климакс ведет к преждевременной старости. Биологическая перестройка организма усугубляется тем, что сконструированная личная легенда не совпадает с реальной действительностью. Вот тогда и наступает трагедия внутреннего женского мира. Проблема заключается в том, что «в стремлении захватить мужчину женщины теряют при этом время, собственную интеллектуальную силу и гениальность». Манипулируя другим человеком для выстраивания собственной стратегии, девушка расплачивается не за причинение зла другому, а за нанесение ущерба исключительно собственной душе. У нее появляются различные психосоматические расстройства, возникают тоскливые состояния, ночные беспокойства, появляется страх, вызывающий неуверенность. Освободиться от навязчивых мыслей можно одним из следующих способов:

• Научиться извлекать максимальную пользу из прожитого дня: позаботиться о себе, привести в порядок свои вещи, уладить повседневные деловые вопросы, получить удовольствие от простых вещей.

• Избегать длительных разговоров по телефону, выслушивая рассказы подруг о проблемах. Сочувствие чужим несчастьям возрождает собственные проблемы.

• Внимательно слушать любимую музыку, смотреть любимые фильмы, посетить выставки. Подобная позитивная информация способна перезапускать негативные программы психики человека.

Навязчивые идеи, стереотипы и комплексы задают определенные образы, они настойчиво прокручиваются в голове, фиксируя на себе. Женщина заболевает, расходуя свою энергию на подобное поведение. В основном женщина винит саму себя и идеализирует других женщин. Формируется искажение женской психики на уровне несознательного и сознательного. Женская психология, манипулируемая негативной психологией, в состоянии оккупировать все модели рациональности, чтобы внушить чувство вины всем зависимым от нее субъектам. Это происходит на протяжении тысячелетий и стало привычным для нашего существования. Пример из жизни приводит А. Менегетти. Женщина на психотерапевтическом сеансе дает анализ своему поведению: «Я воспринимаю действительность, и потом что-то в мозгу изменяет ее для меня согласно какой-то давней установке на стереотипные отношения, которых я изначально не хочу. Эта часть, которая уже является моей, потому что с ней я выросла и сформировала рациональный порядок. Когда меня атакует страх, я притворяюсь хорошей и зависимой от внешней среды, чтобы получить то вознаграждение, которое сама себе дать не могу, поскольку преобладает автоматизм».

Kак преодолеть действие механизма, который в определенные моменты принуждает к определенным формам поведения, неадекватность во взаимодействии с окружающими, низкую самооценку, потаенные страхи и страх, появляющийся в ответ на ощущение непонятной вины? Любая женщина умеет видоизменяться бесконечным количеством способов, но именно женщины задавливают друг друга и не дают возможность вырваться из существующих стереотипов. Женщина обладает врожденной способностью осознавать реальность получаемой информации и структурировать ее эмоционально. Но понимает ли она эти возможности? Многочисленные заявления современного феминизма есть не что иное, как вербализация личной неспособности быть человеком-женщиной. Это отчаянное бессилие непрерывно проецируется на мужчину.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.