Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результативность - отношение результата к затратам на его достижение




Результат - проявление действия причинно-следственных связей.

Дальнейшее повышение эффекта системы требует перехода на качественно новый уровень ее состава, организации, структуры и функционирования.

В реальной жизни важен обычно бывает не сам по себе эффект системы, а его проявление в том или ином более общем контексте. Применительно к людям речь должна идти о влиянии этого эффекта системы на достижение поставленных ими целей.

Выше рассмотрен системный подход как общенаучный метод. В зависимости от той или иной области его применения могут потребоваться соответствующие дополнения с учетом общеметодологических требований и специфики конкретных систем.

Поскольку нам этот общенаучный метод потребовался для социальной педагогической проблематики, рассмотрим важнейшие из необходимых в этом случае дополнений.

Эффективность любого метода принципиально ограничивается корректностью его применения в каждом конкретном случае. Корректность, в свою очередь ограничивается уровнем понимания. А понимание, как результат осмысления, зависит от того, какое значение вкладывает субъект в те или иные термины и построенные на этих терминах формулировки, которые он использует при анализе. Поэтому для обеспечения адекватности понимания последующих материалов необходимо уточнить смысл, вкладываемый в ряд терминов, которые особенно широко будут использоваться в последующем изложении.

В ряде случаев эти пояснения не будут совпадать ни со словарями, ни с привычными обыденными представлениями. Это не означает, что отвергаются другие смыслы и выражающие их определения. Многие сущности многогранны и поворачиваются той или иной гранью в зависимости от контекста. Контекст же в каждом конкретном случае определяется исходя из целей субъекта.

Итак: дополнительные уточнения понятий для программирования действий по системному подходу и для оценки получаемых результатов.

Эффект - это результат, соотнесенный с целью. Э ффект при одной и той же величине результата может быть положительным, нулевым и даже отрицательным.

Цель - это представляющийся для данного субъекта возможным вариант будущего, выбранный им в качестве наиболее предпочтительного с учетом затрат, требуемых для его достижения, становящийся основой самопрограммирования, критерием оценки промежуточных результатов и внутренним стимулом активности субъекта.

Цель при всей сознательности, разумности ее выбора имеет значительную эмоциональную основу. Разумность сама по себе не только не означает прогрессивности, но даже и не обязательно обеспечивает соответствие объективным требованиям сохранения устойчивости. Разумность означает, что данный результат является итогом сознательной мыслительной обработки известной субъекту информации. При этом возможны как неполнота исходных данных, так и прямые ошибки в рассуждениях.

Уточнение термина «цель» сразу же позволяет увидеть принципиальную разницу между целью и задачей. Задачи перед человеком можно и поставить. Цели и их иерархию в той или иной ситуации человек может выбрать только сам. Но к любой поставленной извне задаче должна добавиться собственная цель исполнителя: решать или уклоняться, если решать - то по каким критериям, если уклоняться - то куда и как. И варианты при этом могут самыми разными, поскольку решающий задачу действует на достижение не своей цели, а кого-то другого, хотя бы заботящегося о благе исполнителя. Проблему можно сообщить или помочь увидеть, почувствовать. Но без задачи по ее решению и без соответствующих целей знание проблемы может не только не задать новой деятельности, но даже и на прежней деятельности субъекта не отразиться. В виде набора задач или перечня проблем, которые надо бы решить субъекту можно предоставить материал для выделения и выбора целей. Можно поставить человека в ситуацию, благоприятствующую выбору той или иной цели или заграждающую принятие определенных целей. Но сформулировать и принять цель в качестве основания собственной активности может только сам субъект. В зависимости от места и роли новой цели в субъективной картине мира, в зависимости от чувственно-эмоциональной основы данной цели у человека возникает то или иное состояние целеустремленности.

Целеустремленность субъекта выражается, прежде всего, в устойчивости направления соответствующей деятельности и в ее активности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.