Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект - это системное обозначение способности субъекта оптимизировать информационное взаимодействие со средой




Системная концепция интеллекта.

Человек постоянно воспринимает различные сигналы, несущие информацию от внешней и внутренней среды, перерабатывает ее, хранит, в нужное время вспоминает, перерабатывает в новых сочетаниях, принимает решения и выдает их вовне или в другие сферы внутренней деятельности.

Информационное взаимодействие - это:

восприятие поступающей информации, отбор ее по степени значимости для данного субъекта с учетом уже имеющихся у него целей;

сопоставление отдельных частей новой информации меж собой и сопоставление с ранее имевшейся в его памяти;

хранение информации в памяти;

извлечение информации из памяти;

анализ извлеченного в сопоставлении с изменившимися условиями или целями для выработки решения;

составление программы выполнения принятого решения; информационный контроль выполнения принятой программы с внесением соответствующих корректировок.

Каждый из этапов информационной деятельности, предшествующей практике, может протекать в разной форме и с разными результатами.

На какие из сигналов, несущих информацию в данный момент нужно обратить самое пристальное внимание, а какие внимания не достойны? Насколько глубоко и разносторонне, в каком именно контексте нужно анализировать ту или иную часть из принятой информации? Что именно, с какой подробностью, на какой срок запоминать? Когда, какую именно часть из всего хранящегося в памяти массива вспоминать? С какой степенью подробности, в какой форме и в каких сочетаниях воспроизводить? По каждому из этих пунктов постоянно происходит выбор. От этого выбора зависит эффективность практической деятельности - той деятельности, которая и определяет эффективность само обеспечения данным субъектом собственной устойчивости, прогресса и счастья.

По каждой из ступеней информационного взаимодействия объем и тщательность проработки могут быть от минимума до максимума. Возможно настолько погрузиться в перебор вариантов, что ни на что иное ни времени, ни сил уже не останется. Возможны и бездумные действия. То и другое жизненно опасно. Нужен оптимум, т.е. такое положение между противоположностями, которое наиболее соответствовало бы заданным критериям. Оптимизация - это приближение к оптимуму.

Есть две противоположности и промежуток между ними. Где-то между ними находится оптимум. Иногда говорят о золотой середине. В данном случае системный подход требует ориентации именно на оптимум. А оптимум не существует сам по себе вне зависимости от того или иного критерия. Именно в зависимости от критерия оптимумом окажется то или иное место в промежутке между противоположностями. Изменится критерий - изменится и положение оптимума.

Более конкретно для индивида - от оптимальности его информационного взаимодействия со средой зависит эффективность его деятельности на данном отрезке времени и его самочувствие в этот период.

Если же информационная деятельность субъекта чрезмерно далеко отклоняется от оптимума (например, в случае психического расстройства), то практическая деятельность его рано или поздно приведет к гибели ближайшего окружения и его самого. Говорили же еще древние: «Если боги хотят наказать человека - они отнимают у него разум, все остальное он сделает сам». Сегодня добавляется: «Если Бог хочет покарать государство, то искажает жизнь школы - остальное сделают ее выпускники».

Именно оптимальность информационного взаимодействия со средой является одним из важнейших факторов эффективности любой социальной системы - индивида, семьи, предприятия, государства и даже цивилизации в целом.

Как уже было сказано ранее, системный социальный подход может и должен постоянно опираться на три критерия - устойчивость, прогресс и счастье. Следовательно, нас должна интересовать системная способность субъекта к оптимальной информационной деятельности, оптимальной именно по данным критериям.

Уже самый обычный житейский опыт делает общеизвестным, что все эти процессы помимо разума обеспечивают и чувства. Это разные системы восприятия и переработки информации. Даже полушария коры головного мозга имеют относительную специализацию: одно действует преимущественно в чувственно-эмоциональной, а другое в формально-логической сфере.

В каждой из этих систем часть переработки информации идет на уровне сознания через преимущественное участие коры головного мозга, а часть - на уровне подсознания - преимущественно в подкорке. Оба раза потребовалась оговорка «преимущественно», поскольку разделение между ними не абсолютное и все процессы идет в тесной взаимосвязи. Это можно изобразить кругом с 4 секторами, образованными пересекающимися перпендикулярными пунктирами.

сознание

 
 


подсознание

 

 

формально-логическое чувственно-эмоциональное

 

 

При этом верхняя часть, схематически отражающая сознание, оставляет, словно верхушка айсберга, выступающая из воды, только 1/10 часть. При обработке информации на уровне сознания индивид может отдавать себе отчет в своих мыслях и чувствах.

Ниже - 9/10 - лежит массив подсознания, где также идут информационные процессы, но индивид не отдает себе в этом отчета и не может управлять ими силой воли. Здесь хранится основной массив информации, часть которого может оперативно переходить для использования на уровне сознания, но переход этот не абсолютно надежен (эффект «лошадиной фамилии»). А часть информации из этой сферы вообще невозможно извлечь волевым усилием. Это не означает, что эта информация не используется. Она используется в процессах, которые сознанием не контролируются. Примером тому служит феномен интуиции. Практические действия «по навыкам», «по привычкам» также направляются результатами информационной деятельности именно на этом уровне, т.е. информационное управление практическими действиями оперативно осуществляется, но индивид этого не осознает. В результате сознание освобождается для новой, дополнительной информационной деятельности.

Именно этот массив ресурсов человеческой психики представляет особый интерес для педагогики нового времени и об одной очень важной особенности его будет сказано несколько ниже в этом же разделе.

Чувственно-эмоциональной сферой информация перерабатывается в очень обобщенном виде, но зато чрезвычайно быстро и результаты этой переработки сразу же изменяют множество биологических процессов в теле индивида.

Формально-логическая переработка информации более детальна, развернута, но зато протекает намного медленнее.

Итак: переработка информации происходит в 4 различных секторах, каждый из которых имеет свою специфику, хотя все они и взаимосвязаны. Но интеллект - это эффект системы, состоящей из этих 4 секторов, именно системы, а не просто совокупности. Это требует и при анализе, и при корректировке процессов формирования и развития интеллекта обращения к системному подходу.

Начать надо с того, что связи между процессами переработки информации в одно и то же время исходящей из одного и тоже же источника, связи между процессами переработки ее во всех 4 секторах могут быть очень различными - от интенсивнейшего взаимоусиления до практически полной взаимной блокировки. Это крайности, между которыми лежит множество градаций.

Так, например: рассудком индивид знает и понимает необходимость совершения какого-то определенного действия, но эмоционально оно ему неприятно, не хочется ему это делать. Как человек волевой, он усаживает себя за работу, но идет она плохо, он быстро устает и начинает делать все больше ошибок - эффективность получается небольшой.

Другой вариант: ему чего-то очень хочется, но непонятно, как к этому подступиться. Пытается пробовать наугад - результат обратный желаемому. Новая проба - опять не то. Желание пропадает. И даже если он потом узнает, как это надо было делать - былой интерес уже не возвращается. Работу можно исполнить, но опять же с малой эффективностью.

В обоих случаях на пути к достижению нужной эффективности встало рассогласование между формально-логическим и чувственно-эмоциональным.

Возможно и другое. Индивид знает, что делает много, рассудком ошибок не видит, поводов для отрицательных эмоций тоже не видит - но вот что-то в подсознании его тревожит, что-то велит прекратить работу. И во многих случаях этот сигнал подсознания действительно останавливает на пороге вхождения в большую беду.

Или обратно: подсознание толкает к деятельности, энергия клокочет, но русла для нее рассудок не видит. На что ни посмотрит - чувствует: все не то. И «уходит весь пар в свисток». Свершение не состоялось.

Это два варианта проявления рассогласованности сознания и подсознания.

Мы говорим о согласованности. Но согласовать можно только реально имеющееся и по уровню развития взаимосоответствующее друг другу.

Именно в чувственно-эмоциональной сфере начинает формироваться установка восприятия нового объекта, именно эта сфера в первую очередь активизируется поступлением сигнала, несущего новую информацию, активизируя затем и формально-логическую. Поэтому чаще всего начинать интеллектуальное обращение к новой проблеме следует если и не с прямой, то хотя бы с косвенной адресации именно к эмоциям. Не спешить сразу загружать рассудочную часть. Начать лучше с эмоционально окрашенной информации. А когда она привлечет первое внимание, можно перейти к формированию целевой установки, активизировав обращение к уже имеющимся потребностям.

Нередко преподавателя ценят прежде всего за информативность. Но ведь еще больше информационная емкость справочника - сжато, компактно, четко и точно. Листай справочник - зачем тебе живой человек с более медленной речью? Читает человек быстрее, чем говорит. Но справочник не настраивает интеллект на заранее выбранную цель. Он только отвечает на уже имеющийся настрой. Задача хорошего преподавателя - все время помнить о важности точного целевого и эмоционального настроя. И самые внимательные слушатели не могут слушать без периодических отвлечений. Внимание не может совсем не перемещаться. Если они чрезмерно будут апеллировать к воле, то результат может быть обратный. Со школы в этом направлении задается чрезмерный крен, вызывающий нередко обратную реакцию у массы школьников, а воля - это насилие над психикой, только осуществляемое не извне, а самим субъектом, это самопринуждение Чем больше он себя принуждает, тем быстрее устает и тем быстрее внимание отвлекается. Получается «заколдованный круг». Чтобы внимание не отвлекалось - надо его удерживать силой воли. Чем больше опираетесь на силу воли - тем быстрее наступает усталость и потребность в переключении. Разорвать этот круг можно и нужно с помощью эмоций, усиливая их ярко выраженной целевой ориентацией.

И оценка, и самооценка индивида должны начинаться не с его знаний и даже не с его памяти, а именно оценки его интеллекта в целом.

Множеством свершений в науке, в искусстве и в быту человечество обязано интуиции. В жизни каждого человека интуиция играет очень значительную роль.

Под интуицией принято понимать получение готового решения без осознания того, на каких основаниях и каким методом оно получено. Все начинается с поступления какого-то внешнего или внутреннего сигнала, несущего информацию. Внимание реагирует на изменение сигнала (на его возникновение или исчезновение). Сознание сразу же пытается ответить на вопрос: важна ли информация, которую несет этот сигнал. Если это не важно - внимание отвлекается от этого сигнала, хотя бы он и продолжал поступать. Если это важно, то следующий вопрос: вызывает ли это ощутимые эмоции?

Если эмоций ярких нет, то непроизвольного внимания на данном источнике информации уже не будет. Но порой индивид до отвлечения от данного источника успевает понять, что эта информация все же будет ему нужна. Тогда в дело вступает воля, усилием которой на какое-то время индивид может удерживать свое внимание. И обнаруживает проблему, которую пока решить не может. Вот тут важно еще какое-то время потратить на поиски решения, пока не возникнут эмоции - хотя бы и эмоции недовольства собой. А еще лучше - азарт на решение любопытной задачи. В состоянии азарта можно еще поработать, пока не возникнет подтверждение тому, что с налета проблема все-таки не решается. И вот на этом месте от решения проблемы можно и нужно на некоторое время отвлечься, занявшись другим делом. Отвлечься, а не отказаться! Обязательно отвлечься. Иначе может возникнуть растерянность или озлобленность - а это закроет дальнейшие пути интеллектуальной деятельности в этом направлении. Это подобно необходимости прекратить нажимать на дверь, которая, возможно открывается в вашу сторону: отпусти нажим, она и начнет приоткрываться, надо только это заметить.

Здесь важно отметить: только через эмоции подсознание получает задание на решение проблемы своими средствами. В подсознании же хранится множество разнообразнейшей информации и всевозможных способов ее использования - что-то из этого может обеспечить решение задачи. Однако при временном отходе от проблемы не следует увлекаться другой проблемой, иначе первая может отойти совсем. Надо просто успокоиться, отвлекаясь на что-то нейтральное. И тогда, в конце концов, в подсознании проблема может получить решение. В сознание же поступает только готовый ответ - как озарение. Интуиция проявляется, если у индивида достаточно активно задействована чувственно-эмоциональная сфера и если он не просто напирает на проблему, а умеет переключаться, занимаясь разными делами. Если же пытается только напролом, не получая ничего, кроме досады и растерянности, то кроме снижения самооценки ничего больше и не будет - никакой интуиции.

Часто открытия делаются “посторонними” для данной области знания потому, что у этих людей нет искусственного барьера, отделяющего проблему от подсознания - они не знают, что так-то и так-то думать и делать нельзя, невозможно, не положено. Их подсознание, свободное от этих запретов, скорее получает верное решение. Исследователи, экспериментально изучавшие творческие способности и их развитие, отметили, что многие задачи детьми решаются лучше, нежели взрослыми “образованными” людьми: у детей нет лишних барьеров, у детей быстрее подключаются эмоции и подсознание.

Есть правило, проверенное многими творцами: если нужно решить какие-то сложные задачи нетрадиционными методами - не перегружать разум чрезмерными массивами информации, а доставить себе чувственную радость. Отсюда понятна важность и самооценки индивида, и его оценки собственных перспектив, и подтверждение этого его близкими.

Интеллект - это не простая совокупность 4 компонентов, а состоящая из них система. Именно эффектом системы является общая продуктивность интеллектуальной деятельности. И исходным моментом для повышения мощности интеллекта является гармонизация взаимосвязей, взаимодействия между всеми 4 компонентами.

Важнейшее условие повышения эффективности проявления интеллекта - недопущение «перекосов» в любую из сторон единой системы. Обязательно должно быть согласие между сознанием и подсознанием, между рассудком и чувствами, эмоциями.

Но еще ранее согласно алгоритму системного подхода необходимо повысить полноту и надежность основания системы. Применительно к интеллекту это означает заботу о здоровье тела и психики (с тем и другим у современной нашей молодежи, включая студентов, положение продолжает ухудшаться). Вторая сторона по фактору основания системы - состояние человека на данный момент времени - как физическое, так и психическое.

Поступление новой информации, материала для интеллектуальной деятельности, необходимо взаимосогласованно адресовать его всем 4 «блокам» интеллекта одновременно. При этом нужно учитывать важное различие восприятия поступающей информации сознанием и подсознанием. Сознание воспринимает поступающую информацию через своеобразные фильтры: «как должно быть». Человеческий глаз тени на снегу видит серыми, хотя на самом деле они голубые, так как отражают голубой цвет неба - это ясно видно на фотографиях. При непосредственном восприятии разговора в компании индивид может избирательно слушать каждого из одновременно говорящих. При записи на магнитофонную пленку голоса сливаются.

Был проделан эксперимент, связанный с созданием хрусталиком глаза перевернутого изображения. Человеку надели очки с оборачивающими призмами. Очень неудобно было ему видеть мир «вверх ногами». Но через две недели сознание ввело коррективы и «мир встал на место». Индивиду дали к этому привыкнуть, а затем очки сняли. И мир снова «перевернулся». Снова потребовалось около двух недель, чтобы сознание нормализовало изображение окружающего.

В отличие от сознания подсознание «фильтров» не имеет. Оно воспринимает множество информации, которая поступает туда, минуя сознание и его «фильтры». Запоминается она там медленнее, после множества повторов, но зато запечатлевается буквально и последующему «стиранию» не подлежит. Но что еще важнее - эта информация существенно влияет на деятельность субъекта, «не регистрируясь» в его сознании. Человек при этом сам не может отдавать себе отчета: почему он поступает именно так, а не иначе.

На этом построен «эффект 25-го кадра». В обычную киноленту через каждые 24 нормальные кадра вклеивается 25-й с короткой надписью-призывом или со стимулирующим изображением. А затем фильм пускается со скоростью 25 кадров в секунду. Зрители не видят вставок, но их содержание впечатывается в подсознание и помимо воли людей изменяет их общее состояние и реальное поведение. Применяться это может как во вред, так и на пользу людям.

Для того, чтобы информационное взаимодействие человека со средой выливалось в оптимальный выбор целей, чтобы с меньшими затратами нервной энергии, с меньшим утомлением и точнее решались нужные задачи сначала на информационном уровне, а затем на этой базе активно осуществлялась практическая деятельность - опираться не на 1/20 интеллекта, не на одну лишь формально-логическую часть сознания, как в плохой школе, а на интеллект как единое целое, включающее все четыре части в гармоничном их взаимосогласовании. Нужно опираться и на подсознание, и на сферу чувственно-эмоционального. Значительные результаты получены в филадельфийском институте Эвана Томаса использованием специальных методик воздействия на подсознание. В этот специфический институт принимают младенцев со значительными врожденными недостатками, принимают вместе с мамами, которые на основе изучаемых в институте методик продолжают занятия с детьми и дома. После 6 лет обучения все дети нуждаются в продолжении образования в спецшколах для особо одаренных. На русском языке вышли 4 книги Глена Домана: «Как научить ребенка читать», «Как обучить ребенка математике», «Как дать детям энциклопедические знания», «Гармоничное развитие ребенка».

Это методики соответствующего воздействия на подсознание ребенка с первых недель его жизни. Результаты показывают высокую эффективность данных методик. Таково одно из частных применений еще ранее открытого и примененного болгарским ученым Г.Д. Лозановым системного воздействие на интеллект в целом.

Что такое системный подход к интеллекту показал в частности эксперимент по раннему (в первые же дни жизни младенца) пробуждению и использованию врожденного рефлекса шагать при ощущении твердой опоры под ногами. Этот эксперимент ученых описал в своих книгах Б.Н. Никитин. Он же вместе с женой использовал его для ускоренного развития своих детей. Младенцу дают возможность ухватиться за пальцы рук взрослого, на весу в вертикальном положении (с соответствующей поддержкой) касаются его ногами пола - и младенец начинает «шагать». Эксперимент показал, что дети, отличавшиеся от остальных только по участию в таком «сверхраннем хождении», в последующие годы значительно опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию.

Ускорение развития одной из частей интеллекта (а любое применение дает мощный стимул ускоренному развитию) ускоряет общее развитие единого целого. Это слегка напоминает проращивание семян до посадки.

От внимания к часто наблюдаемому феномену - зависимости скорости умственного утомления от эмоционального состояния - всего шаг до понимания связи высокоразвитого интеллекта с соматическими (телесно-физиологическими процессами). В медицине давно стал общепризнанным факт наличия большого количества «психогенных», т.е. порожденных состоянием психики заболеваний тела. Так ошибочно поставленный и ставший известным пациенту диагноз о наличии у него неоперабельной раковой опухоли может дать причиной действительного возникновения такой опухоли, которое прежде на самом деле не было.

Проявлением тесной взаимосвязи психики и тела является гипноз. В состоянии гипноза касаются руки карандашом и говорят, что это прикосновение раскаленного металла - сразу же на руке образуется след ожога.

Для того, чтобы информационное взаимодействие человека со средой выливалось в оптимальный выбор целей, чтобы с меньшими затратами нервной энергии, с меньшим утомлением и точнее решались нужные задачи сначала на информационном уровне, а затем на этой базе активно осуществлялась практическая деятельность - опираться не на 1/20 интеллекта, не на одну лишь формально-логическую часть сознания, как в плохой школе, а на интеллект как единое целое, включающее все четыре части в гармоничном их взаимосогласовании. Нужно опираться и на подсознание, и на сферу чувственно-эмоционального.

Еще раз повторим: эффективность информационного обеспечения практической деятельностью субъекта - это проявление системности его интеллекта. Необходимо и гармоничное развитие всех 4 компонентов индивидуального интеллекта, и гармоничность системообразующих связей между этими компонентами.

Дисгармоничное развитие интеллекта с пренебрежением чувственно-эмоциональной сферой (а в современной «системе образования», равно как и в «муштре» старой школы - это явление массовое) подавляет способность к интуиции, гипертрофируя холодно-рассудочное формализованное мышление. Возможности такого интеллекта резко сокращаются, о чем неоднократно предупреждают крупнейшие творческие математики в отличие от технократов-расчетчиков.

Но самого высокоразвитого интеллекта еще недостаточно для эффективной жизнедеятельности субъекта. Интеллект - это потенциальная способность. И, как всякая потенциальная способность, может проявиться только на том или ином оснащении. Если у человека высочайшие музыкальные способности, но он никогда не слышал ни человеческого пения, ни игры на музыкальных инструментах - он будет получать наслаждение от пения птиц, будет использовать подручные средства для извлечения различных звуков, будет подражать свои голосом - но в полноте своего музыкального таланта проявить не сможет.

Интеллект подобен специальным техническим характеристикам компьютера: на момент его изготовления: в такой-то форме он может принимать и выдавать информацию, в таком-то объеме ее сохранять, с такой-то скоростью перерабатывать. Это характеристики «интеллектуальные» в отличие от общих - габаритов, массы, потребляемой энергии и т.п. При высочайших «интеллектуальных» характеристиках такой компьютер ничего реально делать не может без базы данных и без программного обеспечения, причем с обязательным условием их взаимосоответствия. При загрузке в его память, с одной стороны, только простейшего текстового редактора, а с другой - множества файлов, содержащих информацию только о полутоновых цветовых картинах, самый совершенный компьютер проявить свой «интеллект» не сможет.

Применительно к человеку требования еще больше и сложнее. Ранее интеллект уже был определен как системная способность оптимизировать информационное взаимодействие со средой. Но нам понадобился разговор об интеллекте субъекта как о важнейшем факторе эффективности жизнедеятельности данного субъекта. Жизнедеятельность эта реально предстает как система его практических действий, направляемых сознанием на основе использования результатов соответствующей информационной деятельности. Если помимо интеллекта как специфической способности индивид располагает взаимосоответствующими информацией и программами ее переработки, но не располагает средствами практического применения полученных результатов или же не умеет пользоваться имеющимися средствами - эффективной жизнедеятельности не будет.

Итак: для эффективности жизнедеятельности помимо интеллекта необходимы взаимогласованные средства и способы информационной и практической деятельности. Даже на уровне здравого смысла люди ощущают необходимость особо обозначить необходимую человеку и человечеству специфическую «оснастку» реальной жизнедеятельности. В русском языке это обозначается словом «культура». Наряду с интеллектом и средой обитания индивида именно культура определяет его реальную жизнедеятельность, возможную и реальную согласованность этой жизнедеятельности с потребностями обеспечения устойчивости, прогресса и счастья его самого и определенных социальных систем, значимой частью которых этот индивид является. Такой подход дает возможности уточнить понимание культуры как особого феномена, являющегося одновременно и условием, и продуктом человеческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.