Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокомментируйте особенности мотивационной сферы и поведения дошкольников




Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Самоконтроль по ситуационным задачам

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка младенческого возраста.

2. Роль привязанности в психическом развитии ребенка.

3. Кризис одного года. Что скрывается за симптомами кризиса?

4. Действие как единица анализа психического развития ребенка.

 

1. Тема «Психология развития дошкольников, школьников, подростков»

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Психологические особенности ребенка дошкольного возраста.

2. Психологические особенности младшего школьного возраста.

3. Психологические особенности подросткового возраста.

4. Стратегия родителей в каждом возрастном периоде.

5. Возможности каждого возрастного периода для обучения и воспитания.

6. Задачи развития в отрочестве.

7. Достижение автономии и формирование идентичности.

8. Личность подростка.

9. Новообразования возраста.

10. Проблемы общения.

11. Самосознание подростка.

12. Формирование убеждений; нравственные идеалы подростков.

13. Различия между поколениями и возрастные различия.

14. Социальная компетентность.

15. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

16. Подростковый кризис.

17. Период юности.

18. Формирование мировоззрения.

19. Профессиональное самоопределение.

20. Чтение и конспектирование первоисточников.

21. Подготовка сообщений на семинаре.

22. Выполнение письменного домашнего задания.

 

 

1. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ НАЗЫВАЮТ ПУБЕРТАТНЫМ ПЕРИОДОМ. ОЗНАЧАЕТ:

1) эмоциональная реактивность

2) возмужание, половая зрелость

3) эмансипация от взрослых

4) индивидуализация

Правильный ответ –2

 

2. ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ РЕЗКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХИКЕ В НА-ЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

1) половое созревание

2) посткризисные проявления предыдущего возраста

3) разрушение старой социальной ситуации развития

4) конфликтные отношения со взрослыми

Правильный ответ –1

 

3. УЧЕНЫЕ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ТОЧКИ СОЗРЕВАНИЯ: ОРГАНИЧЕСКОГО, ПОЛОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО. В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ЭТИ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ СУЩЕ­СТВУЮТ В СЛЕДУЮЩЕМ СООТНОШЕНИИ:

1) все линии развития совпадают во времени

2) социальное созревание опережает органическое и половое

3) половое развитие опережает органическое и социальное

4) органическое развитие опережает половое и социальное

Правильный ответ –3

 

4. ДЛЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НЕ ХАРАКТЕРНО:

1) повышенная возбудимость

2) относительная неустойчивость нервной системы

3) быстро протекающие изменения в организме

4) завершение физического развития

Правильный ответ –4

 

5. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ЗАКЛЮ­ЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:

1) подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь

2) возникает необходимость определить свое место в жизни

3) характерно господство детского сообщества над взрослым

4) налаживаются отношения со взрослыми

Правильный ответ –1

 

6. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

1) интимно-личностное общение

2) учебно-профессиональная

3) учебная

4) общественно-полезная

Правильный ответ –1

 

7. ЦЕНТРАЛЬНЫМ НОВООБРАЗОВАНИЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВЫС­ТУПАЕТ:

1) готовность к профессиональному и личностному самоопре­делению

2) эго-идентичность

3) произвольность

4) чувство взрослости

Правильный ответ – 4

 

1. Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., - что не соответствует действительности.

Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? Укажите динамику самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие – с характером?

Ответы: Поведение девушки можно объяснить неадекватностью самооценки и несформированностью эмоционально-ценностного отношения к себе, базирующегося на неразвитых формах самопознания. Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя со сверстниками, у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувство собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования как реакции окружающих, так и отношение представителей другого пола. Внимательное наблюдение за физическими изменениями наблюдается в период полового созревания, стимулируется общими преобразованиями тела, представляющими источник беспокойства для многих молодых людей, к тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личной идентичности. Указанные особенности связанны с возрастом, а эгоистичность - это черта характера.

2. При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

1. Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? Почему?

2. Что включает в себя понятие «готовность к школе»? Какие виды готовности Вам известны?

Ответы: 1. Нет, так сказать нельзя, так как готовность к школе включает в себя целый ряд аспектов, которые будут рассмотрены ниже. 2. Психологическая готовность предполагает готовность мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую. Говоря о мотивационной готовности ребенка к учебной деятельности, важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности, хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения. Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Первая группа мотивов включает желание знать новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых. Вторая группа мотивов, побуждающая ребенка стремится к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой, новым видом одежды, портфелем, учебниками и т.д. О готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которая отражает особенности его психики в целом и является новообразованиями, возникающими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. Интеллектуальная готовность рассматривается как готовность познавательных процессов ребенка к обучению. При рассмотрении эмоционально-волевой готовности большое значение приобретает, по Л.С. Выготскому, «обобщение переживания» - «ителлектуализация аффекта». Ребенок, который прошел этот период приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Ряд авторов включает в готовность определенный уровень общения ребенка (М.И. Лисицина, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова). Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

3. Николай, 13 лет, учится посредственно. Но во всем, как говорят учителя, виновата невнимательность. При воспроизведении стихотворения забывает слова, при перемножении неверно ставит запятую. В играх на компьютере внимательно следит за всеми перемещениями и изменениями, быстро реагирует.

1. Каковы причины неудач подростка? Обоснуйте свой ответ.

2. Какие изменения в познавательной сфере происходят в подростковом возрасте?

Ответы: 1.Причины неудач подростка – в отсутствии учебной мотивации, что связанно со сменой ведущей деятельности в связи с переходом от младшего к подростковому возрасту. В младшем школьном возрасте ведущей была учебная деятельность, в подростковом возрасте – интимно–личностное общение. Следует отметить, что увлеченность компьютерными играми в данном случае тормозит развитие психики и личности подростка, так как блокирует осуществление ведущей деятельности ребенка. 2. У подростка складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Подросток приобретает способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Однако, как свидетельствуют данные И.В. Дубровиной, только 50% детей достигают к подростковому возрасту уровня, гарантирующего высоко успешную интеллектуальную деятельность. Плохо развитые специальные интеллектуальные умения: умения классифицировать, обобщать, в результате преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышления. Интенсивный рост интеллектуального развития отмечается лишь в 14-тилетнем возрасте. Внимание, память, воображение в подростковом возрасте приобретают самостоятельность. Внимание становится управляемым, произвольным, начинает выполнять функцию контроля. Растет способность к запоминанию, осуществляется переход от механического запоминания к смысловому. Интенсивно развивается речь подростка, подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения.

Ответ: Мотивационная сфера дошкольников включает в качестве основного мотив посещения школы, основанный на потребности в новых впечатлениях. По мнению Л.И.Божович, следует отличать мотив посещения школы от мотива обучения, в основе которого лежит интерес к учению вообще. Мотивационная готовность к школе включает в себя оба мотива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.