Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный образовательный стандарт




Основные теории формирования содержания образования

И его исторический характер

Сущность содержания образования

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию пре­имущественно образовательных функций школы, под содержанием обра­зования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ори­ентированный подход в определении сущности содержания образования.

В свете идеи гуманизации образования все более утверждается лично­стно ориентированный подход к определению сущности содержания об­разования, получивший научное обоснование в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада, В.В. Краевского и др. Содержа­ние образования представляется этими учеными как педагогически адап­тированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящей из четырех элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, способах деятельности); опыта осуществления известных спо­собов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллек­туальные и практические умения и навыки); опыта творческой деятель­ности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблем­ных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отно­шений – в форме личностных ориентаций (отношения к миру, людям, самому себе и т. д.).

Все перечисленные структурные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их усвоение позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, но и действовать самостоя­тельно, влияя на ход событий.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе раз­вития общества. Как социальное явление образование возникло из прагма­тической потребности людей в знаниях. Появление культурологической функции знания, в свою очередь, определило необходимость отбора со­держания образования. Прогрессивные идеи гуманизма привели к появле­нию концепций целостного развития личности и определило содержание современного образования.

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX вв. Они получили название теорий мате­риального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основ­ная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки (Я.А. Коменский, Н.Б. Бесе­дов, Г. Спенсер и др.). Сторонники теории формального содержания обра­зования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов уча­щихся, поэтому в содержание образования должны включаться учебные предметы, обладающие развивающей ценностью для ума (языки, матема­тика). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. Он заложил идею единства дидактического материализма и дидактического форма­лизма. Школа, по его мнению, должна развивать человека, обогащать его знаниями и приучать пользоваться ими.

На рубеже XIX – XX вв. появляется теория дидактического прагма­тизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма). Ее основоположниками являются Дж. Дьюи, Г. Кершен­штейнер. Сторонники этой теории считали, что содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний и практических действий по решению поставленных задач.

Теория функционального материализма, разработанная В. Оконь, от­ражала интегральную связь между познанием и деятельностью учащихся. Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом к образованию, и индивидуальные запросы учеников.

В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуриза­ции содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учеб­ный процесс программированного обучения.

В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14). Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов эко­номического и социального прогресса общества и должно быть ориенти­ровано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Различают содержание общего и профессионального образования. Со­держание общего образования способствует формированию общей куль­туры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального обра­зования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной об­ласти деятельности.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским: принцип соответствия содержания образования требованиям развития обще­ства; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обуче­ния; принцип структурного единства содержания образования; принцип гуманитаризации; принцип фундаментализации содержания образова­ния.

Понятие «стандарт» происходит от латинского слова standart, озна­чающего «образец», «норма». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитываю­щей возможности реальной личности и системы образования по достиже­нию этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования.

Проведение стандартизации образования вызвано коренными переме­нами в сфере образования, переосмыслением политики в области образо­вания, потребностью сохранения базового единства образовательного пространства в нашей стране, стремлением России войти в систему миро­вой культуры.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе; уточняются не реже одного раза в десять лет; уста­навливаются федеральным законом; являются обязательными для испол­нения всеми учебными заведениями страны. В образовательном стандарте образовательных учреждений выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент стан­дарта – неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты – вариативные со­ставляющие, которые систематически обновляются.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основ­ных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений.

В состав стандарта входят: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвари­антной и вариативных составляющих содержания, государственные тре­бования к уровню общей подготовки учащихся.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Знать точное определение понятий: образование, содержание об­разования, теории формирования содержания образования, Государствен­ный образовательный стандарт.

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1. Государственные стандарты образования / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – Кн. 1, 2. – М., 1998.

2. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. № 2.

3. Ответить на следующие вопросы:

1. Что понимают под содержанием образования?

2. Назовите подходы к определению сущности содержания образования.

3. Каковы критерии отбора содержания образования?

4. Каково назначение Государственного образовательного стандарта?

5. В чем сущность гуманистической философии образования?

6. Назовите педагогические ценности современного образования. Класси­фицируйте эти ценности.

7. Какие парадигмы образования сложились в мировой практике? Дайте краткую характеристику подходам.

4. Практическое задание: Выпишите из текста лекции основные по­нятия, принципы и факторы отбора содержания образования.

Литература: 1; 2; 5; 9; 13; 21; 24; 37; 52.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.