КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность воспитания и его особенности
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество трактовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Воспитание в педагогике можно рассматривать как: - общественное явление – передача накопленного опыта старших поколений младшим: духовного наследия человечества, которое создано в процессе его исторического развития; - педагогическое явление – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно должно соответствовать требованиям общества. Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не репродукцию), ситуативностью (основное средство – воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность). Итак, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, – развитие индивидуальности воспитанников, самоактуализация их личности. Воспитание – процесс целенаправленный, а этоозначает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель. Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах. При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспособленного к новым реалиям, новому обществу. Цель – воспитание всесторонне гармонично развитой личности – закреплена в Законе «Об образовании», она:
- определяет содержание воспитательного процесса; - обусловливает воспитательный результат; - служит критерием деятельности педагога; - полностью определяет систему воспитания. Выделяют общие цели воспитания и индивидуальные (для отдельного человека). Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных). Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от темпов социального и технического прогресса, возможностей общества. Актуальные цели современного воспитания – развитие индивидуальности каждого человека и его социализация, определяются задачами умственного, нравственного, эстетического, гражданского, трудового и физического воспитания. Решение воспитательных задач позволяет сформировать основы культуры личности. Воспитание, в своей сущности, – это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере развития воспитанника его позиция меняется с позиции объекта воздействия на позицию субъекта взаимодействия, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и самовоспитания. Важнейшей особенностью воспитательного процесса является оптимальное определение на основании поставленной цели его содержания. Оно двуедино. Во-первых, это организация освоения воспитанниками социально-культурных ценностей общества, во-вторых – развитие их индивидуальности в процессе формирования отношений к окружающему миру и к самому себе.
Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Соответственно главная задача воспитателя – найти способ, чтобы включить воспитуемого в деятельность. Таким образом, воспитание – это процесс организации различных видов деятельности. Данный подход в теории воспитания называется личностно-деятельностным, а его основными содержательными компонентами являются: общение как основа многообразных межличностных отношений; руководство развитием личности в процессе деятельности; развитие и социализация личности. В гуманистической педагогике воспитание – процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели. Воспитательный процесс – специально организованная воспитательная система, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач. Основные компоненты структуры воспитательного процесса: целевой; содержательный; операционно-деятельностный; аналитико-результативный. В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ни- ми, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения, а также самостоятельное влияние объектов на себя, которое проявляется в самовоспитании, и уже в качестве субъекта процесса воспитания воспитанник предстаёт как развивающаяся индивидуальность. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый компонент ее в наивысшей степени динамичен. При этом можно выделить два типа динамики, развития: спонтанный (стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, т. е. целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.
Одним из основополагающих направлений педагога детского коллектива является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды. С позиций идей гуманистической парадигмы воспитание есть не что иное, как создание условий для саморазвития личности, для самоактуализации воспитанника в условиях специально организованной коллективной творческой деятельности. Воспитание – процесс творческий. Творческого подхода требует специфика каждого педагогического явления: развитие индивидуальности воспитанников; сам процесс овладения культурой и деятельность педагога-воспитателя. Таким образом, воспитательный процесс характеризуется: целенаправленностью; длительностью (по сути, он длится всю жизнь); многофакторностью (личность подвергается огромному количеству различных влияний); непрерывностью; подвижностью (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям); комплексностью (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания); вариативностью (неоднозначностью) и неопределенностью результатов; двусторонностью (сотрудничеством воспитателей и воспитанников); противоречивостью. К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития человека и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни; активной, деятельностной природой человека и недостатком опыта, знаний, умений для активного участия в жизненном процессе. Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование своей личности. Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль. Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности. Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности. Этот процесс длительный и нелегкий. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому, что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, непривычные для воспитуемых.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |