Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность воспитания и его особенности




Воспитание – одна из основных категорий педагогики.

Определение сути воспитания является одной из самых древних про­блем, которую общество трактовало, исходя из своих социальных устано­вок и актуальных задач.

Воспитание в педагогике можно рассматривать как:

- общественное явление – передача накопленного опыта старших поколе­ний младшим: духовного наследия человечества, которое создано в про­цессе его исторического развития;

- педагогическое явление – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно должно соответствовать требованиям общества.

Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультур­ное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направле­ния в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диало­гичностью (создает собственный опыт, а не репродукцию), ситуативно­стью (основное средство – воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

Итак, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаи­модействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных усло­вий освоения социально-культурных ценностей общества и, как следст­вие, – развитие индивидуальности воспитанников, самоактуализация их личности.

Воспитание – процесс целенаправленный, а этоозначает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель. Цель – это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого на­правлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах. При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспо­собленного к новым реалиям, новому обществу. Цель – воспитание все­сторонне гармонично развитой личности – закреплена в Законе «Об образовании», она:

- определяет содержание воспитательного процесса;

- обусловливает воспитательный результат;

- служит критерием деятельности педагога;

- полностью определяет систему воспитания.

Выделяют общие цели воспитания и индивидуальные (для отдельного человека). Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и кон­кретных). Цели воспитания определяются потребностями развития обще­ства и зависят от темпов социального и технического прогресса, возможностей общества. Актуальные цели современного воспитания – развитие индивидуальности каждого человека и его социализация, опре­деляются задачами умственного, нравственного, эстетического, граждан­ского, трудового и физического воспитания. Решение воспитательных задач позволяет сформировать основы культуры личности.

Воспитание, в своей сущности, – это процесс взаимодействия педа­гога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере раз­вития воспитанника его позиция меняется с позиции объекта воздействия на позицию субъекта взаимодействия, превращая процесс воспитания в процесс самопознания и самовоспитания.

Важнейшей особенностью воспитательного процесса является опти­мальное определение на основании поставленной цели его содержания. Оно двуедино. Во-первых, это организация освоения воспитанниками социально-культурных ценностей общества, во-вторых – развитие их индивидуальности в процессе формирования отношений к окружающему миру и к самому себе.

Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, пере­дачу которого необходимо организовать. Соответственно главная задача воспитателя – найти способ, чтобы включить воспитуемого в деятель­ность. Таким образом, воспитание – это процесс организации различных видов деятельности. Данный подход в теории воспитания называется личностно-деятельностным, а его основными содержательными компо­нентами являются: общение как основа многообразных межличностных отношений; руководство развитием личности в процессе деятельности; развитие и социализация личности. В гуманистической педагогике воспи­тание – процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели.

Воспитательный процесс – специально организованная воспитатель­ная система, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов для достижения воспитательных целей и задач. Основные ком­поненты структуры воспитательного процесса: целевой; содержательный; операционно-деятельностный; аналитико-результативный.

В состав динамической системы воспитательного процесса входят субъекты и объекты воспитания, разнообразные связи, проявляющиеся между ни-

ми, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздейст­вий и влияние на объекты их внутреннего отражения, а также самостоя­тельное влияние объектов на себя, которое проявляется в самовоспитании, и уже в качестве субъекта процесса воспитания воспитанник предстаёт как развивающаяся индивидуальность.

Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый компонент ее в наивысшей степени динамичен. При этом можно выделить два типа динамики, развития: спонтанный (стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, т. е. целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.

Одним из основополагающих направлений педагога детского коллек­тива является создание оптимальных условий воспитания, или воспиты­вающей среды. С позиций идей гуманистической парадигмы воспитание есть не что иное, как создание условий для саморазвития личности, для самоактуализации воспитанника в условиях специально организованной коллективной творческой деятельности.

Воспитание – процесс творческий. Творческого подхода требует спе­цифика каждого педагогического явления: развитие индивидуальности воспитанников; сам процесс овладения культурой и деятельность педа­гога-воспитателя.

Таким образом, воспитательный процесс характеризуется: целена­правленностью; длительностью (по сути, он длится всю жизнь); много­факторностью (личность подвергается огромному количеству различных влияний); непрерывностью; подвижностью (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям); комплексностью (един­ство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания); вариативно­стью (неоднозначностью) и неопределенностью результатов; двусто­ронностью (сотрудничеством воспитателей и воспитанников); противо­речивостью.

К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития человека и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни; активной, деятельностной природой человека и недостатком опыта, зна­ний, умений для активного участия в жизненном процессе.

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность чело­века, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствова­ние своей личности. Компонентами самовоспитания являются самопозна­ние, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль.

Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности лич­ности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрица­тельных и развитие положительных качеств и свойств личности. Этот процесс длительный и нелегкий. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому, что приходится ломать сложившиеся взгляды, при­вычки, черты характера и формировать новые, непривычные для воспи­туемых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.