Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план 5 страница




Относительно социально контролируемая социализация (воспитание) в микросоциуме осуществляется рядом групп и организаций, территориально расположенных в нём. Относительно социально контролируемую социализацию отдельных возрастных и/или социокультурных категорий жителей микросоциума может осуществлять специально созданная для этого муниципальная или общественная служба, имеющая бюджет, штат специалистов и волонтёров, программу и методики работы с людьми. Она реализует свои функции в деятельности различных учреждений: социально-педагогического центра, центра социально-психологической помощи и т. п. Подобная социализация становится реальностью, если в микросоциуме создано так называемое воспитательное пространство (идея и понятие принадлежат педагогам А. Т. Куракину и Л. И. Новиковой). Создание воспитательного пространства микросоциума становится реальным, а его функционирование и развитие эффективным и долговременным в том случае, если довольно большая часть жителей, в том числе дети и молодёжь, оказываются его субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реализовать в его жизнедеятельности свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы.

На социальное и личностное развитие человека существенно влияет и группа сверстников, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Ещё один микрофактор социализации - воспитательные организации; это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определённых возрастных групп населения. У всех воспитательных организаций общая задача – воспитание человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакова, но и не равна. Через систему воспитательных организаций общество и государство должны стремиться обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания всех, а с другой стороны – для реализации каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В процессе социализации воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Существенно влияние мезо- и макрофакторов социализации на воспитание.

Так, например, влияние региона на относительно социально контролируемую социализацию – воспитание – осуществляется в русле той политики, которую проводят в этой сфере власти субъекта РФ. Региональная политика в сфере воспитания включает в себя, с одной стороны, адаптацию в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в этой сфере к условиям региона. С другой стороны, она предполагает разработку нормативных документов, выделение ресурсов, привлечение государственных и общественных организаций, поддержку воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации населения, подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами регионального сообщества.

Менталитет этноса влияет на воспитание как относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания. Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).

На воспитание, с точки зрения А. В. Мудрика, менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Именно они во многом определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают, т.е. содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как неосознаваемую центральную ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

От имплицитных концепций личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособления человека в национальной общности, т.е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признаёт или не признаёт те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих. Содержание этих концепций во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.

Более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан осуществляет государство как один из макрофакторов социализации, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определённых возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных организаций. К середине XX века в наиболее развитых странах государство стало уделять всё большее внимание относительно социально контролируемой социализации не только подрастающих поколений, но и молодёжи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных организаций стали профессиональная подготовка и переподготовка молодёжи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп риска, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения, а также условий для повышения культурного уровня всех слоёв населения и т. д.

Для эффективной реализации относительно социально контролируемой социализации своих граждан государство вырабатывает определённую политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением и социально-экономических, и культурных потребностей общества, меняются их роли и значение в системе воспитания. Меняется и государственная политика в сфере воспитания, ибо меняются страна, этнос, общество, государство.

Напомним, что социальное воспитание понимается как взращивание человека в процессе планомерного создания условий для относительно целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации. Эти условия создаются в специально созданных обществом и государством воспитательных организациях.

Одним из базовых условий эффективности социального воспитания можно считать реализацию личностного подхода, т. е. последовательного отношения к воспитуемому как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития (А. В. Мудрик). Однако и в теории, и тем более в практике личностный подход нередко фактически подменяется индивидуальным подходом. Данный подход изначально требует от социального педагога, социального работника всего лишь наличия установки на то, что каждый человек, каждый воспитанник – личность.

Важными условиями для духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях являются организация социального опыта, образование человека, индивидуальная помощь в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный синтез различного рода запечатлённых ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок (А. В. Мудрик). Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой.

Возможности воспитания в относительно целенаправленном приобретении человеком социального опыта невелики. По мнению А. В. Мудрика, они ограничиваются тем, что может дать ему воспитательная организация: её быт, различные сферы жизнедеятельности, содержание, формы и стиль взаимодействия между её членами.

Успешность развития человека и мера позитивности его социализации, условия для которых создаются в воспитательных организациях, в определённой мере зависят от того, какой быт в них сложился. Его структура и качественные характеристики могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах. Быт воспитательной организации – это уклад повседневной жизни входящих в неё людей. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий её членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Содержательно быт имеет характеристики: общие для организаций определённого типа (социально-реабилитационного учреждения, летнего оздоровительного центра), особенные, зависящие от социокультурной среды (быт сельской школы отличается от городской), и единичные, определяемые составом членов организации (дети, молодёжь, пожилые люди) и сложившейся в ней воспитательной системы.

Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, её благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

Важнейшим условием для развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях является образование – средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации (В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).

Авторы приведённого выше определения образования выделяют ряд его культурно-гуманистических функций:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной среде;

- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространении культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

С точки зрения социальной педагогики обучение как составную часть социального воспитания кратко можно охарактеризовать рядом положений, разработанных эстонским педагогом Х. Й. Лийметсом. По его мнению, для того, чтобы обучение было воспитанием, оно должно: проходить в единстве руководства учителя и самодеятельности учащихся; проводиться по возможности в единстве учёта индивидуального развития каждого ученика и развития коллектива; осуществляться в единстве перспективы успеха и возможности неудачи; входить в систему жизнедеятельности учащихся и коллектива.

В процессе обучения на развитие личности влияют: содержание образования, методы обучения, используемые организационные формы, отношения между участниками процесса обучения.

Человек познаёт окружающую действительность не только через целенаправленное обучение, но и через просвещение, источниками которого выступают СМК, жизнедеятельность воспитательных организаций, а также общение с окружающими людьми (как в неформальных, так и в формальных группах). Организация просвещения в процессе социального воспитания становится эффективной при соблюдении ряда условий (А. В. Мудрик).

Поскольку жизнь человека протекает в определённом социальном контексте, постольку важно иметь в виду источники информации, не только их доступность для жителей конкретного региона, поселения, но и избирательность и интенсивность их использования определёнными половозрастными и социально-профессиональными группами населения. Это позволяет в некоторой степени опираться на эти источники информации, использовать и интегрировать транслируемую ими информацию, организуя познание в той или иной общности людей.

Организация просвещения в жизнедеятельности общностей воспитуемых может быть успешной при учёте уровня информированности субъектов познания в различных областях знаний; их познавательных и иных интересов; наличия у них установки на познание и её конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий, имеющихся у них относительно познания в той или иной воспитательной организации.

Представления обо всём вышеназванном позволяет отбирать информацию и дифференцировать её дозы и способы подачи, стимулировать интерес к познанию с помощью сообщения сведений экстраординарных для конкретных людей и групп, которые могут быть им необходимы или могут их заинтересовать в связи с их возрастом, интересами, конкретными обстоятельствами жизни.

Информационная насыщенность и проблемность познания создают возможность не только для удовлетворения имеющихся у воспитуемых интересов, но и для возникновения новых, а также для переориентации интересов. Переориентация бывает необходимой не только в случае бедности интересов, но и когда они односторонни (хотя и достаточно глубоки).

В современном обществе одним из важных условий развития личности и её жизненного успеха всё более и более становится самообразование. Оно же гарантирует от интеллектуального вырождения. Как справедливо заметил ещё в XIX в. американский литератор К. Н. Боуви, «немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

Формирование установки на самообразование в процессе жизнедеятельности воспитательной организации может осуществляться в том случае, если её различные сферы, в первую очередь, сфера познания, насыщены делами, требующими от воспитуемых различных знаний, стимулирующими возникновение интересов и самостоятельного поиска знаний для их удовлетворения. Полезно, чтобы подобные дела были окрашены в тона соревнования: кто знает больше, кто знает лучше, кто знает такое, что «все ахнут» и т. п.

Когда у человека возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста, ему становится необходимой и должна оказываться индивидуальная помощь в воспитательной организации. Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

По мнению А. В. Мудрика, методика оказания индивидуальной помощи в воспитательных организациях разработана недостаточно. Фактически пока можно назвать лишь самые общие способы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; работа со значимыми лицами; переориентация индивидуальных и групповых интересов; тренинги и ролевые игры; рекомендация для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-психологов и некоторые другие.

Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определённого уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т. е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать тёплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении; умения разрядить обстановку во время беседы, чувство юмора.

В-четвёртых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать своё влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить её; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей (А. В. Мудрик).

Возрастной подход в социальном воспитании – целенаправленное создание условий для развития человека с учётом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом. Возрастной подход в воспитательной организации должен строиться так, чтобы создать условия для эффективного решения возрастных задач. Кроме того, в русле индивидуального подхода на базе возрастного должна оказываться помощь в их решении конкретному человеку.

Учитывая сензитивные периоды человека, необходимо учить его ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачами и личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением временных, объективных и субъективных обстоятельств, обучать навыкам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.

Индивидуальный подход в социальном воспитании – учёт индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне. Этот подход может применяться для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека. Индивидуальный подход – эффективный способ помощи человеку, ибо любое воспитательное воздействие преломляется через его конкретные особенности. Индивидуальный подход в принципе необходим каждому человеку как с отклоняющимся развитием и (или) поведением, так и с благополучному. Это связано с тем, что он даёт возможность помочь ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

Таким образом, благоприятные условия быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов создают предпосылки для эффективной индивидуальной помощи человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей окружающих; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

В любой воспитательной организации происходит процесс относительно социально контролируемой социализации её членов. Социальное воспитание в зависимости от типа организации, соответствующих нормативных положений и характера руководства объективно осуществляется в процессе систематического обучения (если это учебная организация), более или менее содержательной и соответствующей функциям организации жизнедеятельности её членов, индивидуальной помощи им в решении проблем.

Однако эффективное социальное воспитание, т. е. создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система. Понятие «воспитательная система» ввела учёный-педагог Л. И. Новикова. Она и её сотрудники дали характеристику гуманистической воспитательной системы.

Локальная воспитательная система имеет несколько обязательных параметров:

- наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации;

- совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции всё больше членов организации;

- упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с её целями;

- гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства;

- управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями её членов.

Воспитательная система как целостность существует относительно автономно в окружающей её среде. Чем более она развита, тем в большей степени её целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллектива. При этом целостность воспитательной организации относительна; и это естественно, так как в любой воспитательной организации идёт более или менее быстрая смена поколений её членов. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, иметь возможность вносить в неё что-то своё.

Все воспитательные системы проходят ряд этапов своего развития. Этап становления системы начинается с того, что в уже существующую или вновь создаваемую воспитательную организацию вносится определённая идея, образ её будущего. Иногда автор (или авторы) идеи чётко осознаёт, чего он хочет с самого начала, иногда интуитивные представления кристаллизуются у него в ведущую идею постепенно. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами организации.

После этапа становления следует этап более или менее стабильного функционирования воспитательной системы. Это означает, что её основные элементы (названные выше) и системообразующие связи между ними остаются относительно неизменными, но процесс их упорядочения продолжается. Субъекты управления и самоуправления приобретают опыт организации коллективных быта и жизнедеятельности и коллективных переживаний, обеспечивают себе успех и общественное признание. Оттачиваются наиболее эффективные способы коллективных действий, закрепляются традиции. В сферу действия поля интеллектуально-морального напряжения коллектива вовлекается большая часть его членов. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.

Затем обычно наступает этап кризиса. Внешне проявление этого этапа в развитии воспитательной системы весьма многообразны, однако суть их одна: появляются сбои в воспроизводстве традиционных ситуаций быта и жизнедеятельности, а у большей или меньшей части коллектива возникает апатия, разочарование, недовольство состоянием дел в организации. Кризисный этап может разрешиться, как минимум, по трём сценариям. Кризис преодолевается путём смены или видоизменения ведущей сферы жизнедеятельности и, таким образом, восстановления и совершенствования системообразующих связей. Тогда кризисный период сменяется новым этапом стабильного развития. Другой сценарий – в результате кризиса на базе прежней воспитательной системы возникает новая, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, основывается на ином типе системообразующих связей, т. е. воспитательная система может не только развиваться и укрепляться. Она может не только обновляться, но и кардинально перестраиваться. Третий сценарий завершения кризисного этапа – распад системообразующих связей, разрушение воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития локальной воспитательной системы – становление личности. Делаются ли условия развития личности и её духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются – от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения.

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, изучает тот вид деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Но затем встаёт вопрос: как это делать? На этот вопрос дают ответы методика и технология, в нашем случае, социально-педагогические методы и технологии в социальной работе.

Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приёмов и средств целесообразного проведения какой-либо работы. Технология понимается как совокупность форм, методов, приёмов, средств преобразования объекта деятельности, а также определённая последовательность применяемых в деятельности операций и процедур. Как видно из этих определений, данные понятия очень близки. Общим для них является то, что и та и другая предполагают применение определённых методов, приёмов, средств, форм деятельности. Наиболее очевидное их отличие заключается в том, что технология, помимо совокупности применяемых средств, предполагает ещё и достаточно чёткий, целесообразно установленный алгоритм и последовательность действий в рамках конкретной деятельности.

Методы социально-педагогической деятельности – это способы взаимосвязанной деятельности социального работника, социального педагога и клиента, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или социальной реабилитации последнего. К ним относят такие методы, как убеждение, упражнение, коррекции, поощрение и наказание, наблюдение, социальная диагностика, опросы, биографический метод и др.

Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологии. Решение любой проблемы клиента, требующей вмешательства социального работника, социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Для решения проблемы социальный работник, социальный педагог выбирает определённую технологию и соответствующие методы. Он также выбирает формы организации социально-педагогической деятельности (индивидуальная, групповая), определённые средства, которые используются в работе с клиентом. По окончанию работы оценивается степень решения проблемы клиента.

Использование социально-педагогических технологий позволяет научно обоснованно строить социальную деятельность, способствовать эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником, обеспечивает экономию сил и средств. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач данного вида деятельности.

 

ПЛАН

практического занятия № 2 – мастер-класса по теме: «Воспитание

в контексте факторов социализации» (4 ч.).

 

Занятие – выездное; проводится на базе одного из социально-реабилитационных центров для детей.

Студенты под руководством преподавателя кафедры знакомятся с опытом работы центра, функциональными обязанностями специалистов центра; принимают участие в мастер-классе «Использование социально-педагогических технологий в практике социальной работы» одного из супервизоров центра (по согласованию с руководством центра).

Форма ЛПЗ – по согласованию преподавателя и руководства центра.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 2-3 библиографические карточки по литературе данной темы, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «социальный опыт».

2. Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт её членов.

3. Назовите основные социально-педагогические методы и технологии, используемые в социальной работе.

 

Индивидуальные задания

1. Составьте словарь социально-педагогических терминов по изученной теме.

2. Спроектируйте ситуацию оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности одной из воспитательных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.