Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план 7 страница




Задание. Дайте свою оценку ситуации в семье. Что необходимо сделать социальному педагогу в данном случае? С какими специалистами должен работать социальный педагог для разрешения проблемы?

Социально-педагогическая ситуация № 2.

Группу подростков задержали за то, что они избили случайного прохожего. Ребята сдали экзамен, купили две бутылки вина, распили и пошли гулять. Захотелось курить, попросили у проходившего мимо мужчины. Он в ответ что-то буркнул, им показалось, что мужчина грубо ответил. Они догнали его и избили.

Задание. Оцените случившееся с позиций социально-педагогической виктимологии. Есть ли в данной ситуации поле профессиональной деятельности специалиста по социальной работе?

 

Социально-педагогическая ситуация № 3.

В семье Кузьминых семеро детей. После тяжёлой болезни внезапно скончался отец семейства. Несмотря на помощь со стороны государства, семье приходится очень трудно именно в материальном плане. Мать решает отдать младшего сына на воспитание в бездетную обеспеченную семью.

Задание. Дайте свою оценку решению многодетной матери. Если в данной ситуации поле профессиональной деятельности специалиста по социальной работе? Если есть, то что бы Вы предприняли для решения названной социальной проблемы.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 2-3 библиографические карточки по литературе данной темы, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте социальные отклонения в развитии и воспитании детей.

2. Как можно определить социально-педагогическую виктимологию?

3. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

 

Индивидуальные задания

1. Охарактеризуйте виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в Вашем поселении и в конкретном микросоциуме.

2. Используя проспекты и сайты социальных служб Тульской области по профилактике и коррекции социальных отклонений, подготовьте презентацию одной из подобных служб.

 

 

  1. Педагогическая культура социального работника.

 

План:

 

1. Понятие «педагогическая культура», характеристика её основных компонентов.

2. Педагогическая культура социального работника и типичные уровни её проявления.

3. Многообразие путей повышения педагогической культуры социального работника.

 

Рекомендуемая литература:

Грехнев, В. С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя / В. С. Грехнев. –М.: Просвещение, 1990.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008.

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. –М.: ВЛАДОС, 2000.

 

Социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Культура является содержанием воспитания, материалом, из которого строится воспитание. Культурная среда – основное поле деятельности воспитателя. Овладение культурой – одна из важных воспитательных задач и в то же время основное средство воспитания.

Понятие «культура» - общенаучная категория, имеющая длинную историю и отражающая достаточно сложную реальность. В настоящее время это понятие не имеет единого, всеми принятого толкования.

Существует множество наук, занимающихся изучением культуры, и множество концепций культуры, для каждой из которых за этим словом скрывается вполне определенный, четко очерченный смысл.

Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем:

культура отличает человека от других живых существ;

через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

Культура выделяет человека из мира живой природы. Она дает ему, с одной стороны, большие преимущества по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными (продуктивные технологии деятельности, глубокая и разнообразная информированность, приспособление к экстремальным условиям жизни и пр.). А с другой стороны, ограничивает его свободу (нравственные табу, чувство ответственности и пр.).

Каждый человек вступает во взаимодействие с культурой и значим для нее. Каждый способен делать какие-то вклады в неё (если не в культуру человечества, социума, то хотя бы группы). Каждый человек определяет в той или иной степени её судьбу: что-то востребует, к чему-то окажется индифферентен, что-то актуализирует для себя, что-то распространит среди окружающих.

Культура для человека – не кунсткамера ценностей, не незыблемый свод созданных когда-то знаний, правил, норм, технологий, который должен быть воспринят следующими поколениями, а материал, с которым человек активно работает.

Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них – тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения. Но и собственная активность человека чрезвычайно важна. Учёный – психолог В. П. Зинченко считает, что культура приглашает всех, но может оттолкнуть недостойного, что она – внешний источник, вызов, приглашающая сила, но она бессильна, когда иссякают внутренние, собственные источники и движущие силы развития и саморазвития.

Частью общей культуры человека является его профессиональная культура – усвоенный и повседневно проявляемый специалистом уровень искусства профессиональной деятельности, отражающей достижения научной мысли и практического опыта в интересах нравственного здоровья общества, среды, социального прогресса (Л. В. Мардахаев). Работник социальной сферы должен владеть профессиональной культурой. Учитывая, что его деятельность непосредственно связана с людьми, следует выделять педагогическую культуру социального работника. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его проявления в процессе профессиональной практики. Для специалиста социальной сферы педагогическая культура имеет особое значение, так как его клиенты – люди, имеющие проблемы, и особенно нуждаются в человеческом участии и непосредственной помощи.

Учитывая, что сфера проявления педагогических качеств человека в среде жизнедеятельности более широкая, Л. В. Мардахаев выделяет социально-педагогическую культуру, представляющую собой усвоенный и повседневно проявляемый человеком социальный опыт педагогической деятельности в соответствии с возрастом и сферой жизнедеятельности.

Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют внутренняя и внешняя культура специалиста.

Основные составляющие внутренней культуры специалиста социальной сферы:

- внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками;

- объём и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта;

- чувственное отношение специалиста к объекту, социальной работе, её результатам, педагогическим составляющим и самосовершенствованию в педагогической области.

Внешняя составляющая педагогической культуры социального работника – это то, что находит повседневное проявление в его отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:

- внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры, и пр.);

- собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект);

- проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приёмами;

- отношение специалиста к объекту социальной работы (Л. В. Мардахаев).

По своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт – составная часть социальной работы и сложившееся отношение (эмоционально-чувственное) к нему; внешняя – индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней.

Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.

Прежде всего это сам специалист как человек и личность – воплощение реальной педагогической культуры. Именно он является её носителем, и при её оценке видят именно конкретного человека – социального работника и его проявление в профессиональной деятельности.

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень его педагогической культуры. Он включает такие составляющие, как: личность самого социального работника, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества. К профессионально важным качествам относятся педагогическая направленность, нравственные качества, коммуникативные качества, перцептивные качества, рефлексия, педагогическое мышление, педагогическое воображение, эмоциональные качества.

В специальной литературе выделяют уровни педагогической культуры, характеризующие человека. Применительно к специалисту социальной сферы их можно определить следующим образом.

Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко освоившего опыт её реализации в процессе социальной работы, общении с людьми, заинтересованного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой специалист, как правило, добивается высоких результатов в своей практике. Педагогический аспект придаёт его профессиональной деятельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с ним чувствуют себя чаще всего удовлетворёнными.

Средний уровень характерен для специалиста, предрасположенного к социально-педагогической деятельности, имеющего определённый опыт в ней, постоянно работающего над своим педагогическим самосовершенствованием, активно реализующий этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект работы такого социального работника помогает ему в налаживании контакта с клиентом и отражается на достигаемых результатах.

Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важность педагогического аспекта в социальной работе, относятся к профессиональной деятельности как к ремеслу. От общения с ними нередко остаётся тяжёлый осадок, и даже при решении социальной проблемы клиент испытывает чувство неудовлетворения. В их работе далеко не всегда ощущается участие, желание действительно помочь клиенту.

Существуют и различные виды «деформированной» культуры специалиста. Их своеобразие может быть самым непредсказуемыми и определяется в значительной степени результатами предшествующего воспитания и профессиональной подготовки. Формы проявления такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая грубость, неуважение к клиенту, отношение к нему, как к тому, кто загружает специалиста «не существенными» проблемами и пр.

Существует много путей формирования и повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы, таких как:

- способствование повышению общей культуры социального работника, так как именно она определяет личность и помогает наиболее полному проявлению её педагогической культуры;

- углубление и расширение личного педагогического опыта социального работника;

- создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки в процессе социальной работы;

- проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы;

- изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку;

- обеспечение целеустремлённости и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании (Л. В. Мардахаев).

Ни один из названных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры работника социальной сферы. Только в комплексе при заинтересованности самого специалиста они могут действительно способствовать достижению желаемых результатов.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой работника социальной сферы принадлежит ему самому, его системе работы над собой. Культура самообразования формируется у бакалавра социальной работы в ходе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие после выпуска в период его адаптации как молодого специалиста в должности, в процессе последующей его профессиональной деятельности и повышения квалификации.

 

ПЛАН

практического занятия № 4 по теме: «Педагогическая культура

социального работника» (4 ч.).

 

Что нужно знать для анализа ситуации по этой теме?

Работник социальной сферы должен владеть профессиональной культурой. Учитывая, что эта профессиональная деятельность непосредственно связана с людьми, выделяют педагогическую культуру специалиста социальной сферы. Она характеризуется (по Л. В. Мардахаеву) уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его проявления в процессе профессиональной практики. Для специалиста социальной сферы педагогическая культура имеет особое значение, так как он работает с людьми, имеющими особые нужды, социальные проблемы.

 

Социально-педагогическая ситуация № 1.

«У меня был Иван Петрович Городич. Это было ещё в колонии имени Горького. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

- Кто дежурный? 5 часов ареста!

- Есть 5 часов ареста.

Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришёл ко мне в кабинет:

- Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом.

Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

- За что?

- За то, что сел под арест и не спорил» (А. С. Макаренко. Коллектив и воспитание личности.)

Задание. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников? Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников? Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогической культуры? Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?

 

Социально-педагогическая ситуация № 2.

«В человеческой жизни есть ещё один сильный стимул – престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход своей личности в других сферах. Возникают пороки. Это всевозможные химические средства, изменяющие психологическую настроенность и создающие иллюзию удовольствия. Один порок мы уже пожинаем – алкоголизм. Я считаю, что мы уже сейчас убавили необходимый и напряжённый труд ниже доступного уровня.

…Природа диктует определённый уровень необходимости в работе, ниже которого опускаться нельзя. Если ориентироваться на уровень счастья пассивных людей, которые согласны на счастье «поменьше», лишь бы работа была «полегче», тогда мы снизим уровень всех остальных людей. И, значит, эффективность нашего общества в целом. А главное, потенциал будущего поколения. А это опасно» (Н. М. Амосов. Жизнь человека и условия её прочности. 1976.)

Задание. Проанализируйте эту мысль Н. М. Амосова. С Вашей точки зрения, автор прав или заблуждается? Как связана эта мысль с педагогической культурой социального работника?

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Составьте схему непрерывной системы повышения педагогической культуры социального работника.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте педагогическую культуру социального работника.

2. В чём разница между внутренней и внешней составляющими педагогической культуры?

3. Каковы пути повышения педагогической культуры социального работника?

 

Индивидуальные задания

1. Напишите эссе «Моя педагогическая культура».

2. Составьте личный план повышения педагогической культуры студента – бакалавра социальной работы.

 

 


Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости

студентов по дисциплине.

 

Критерии рейтинговой оценки успеваемости студентов по дисциплине

 

1. Качество самостоятельной работы по дисциплине на лекционных, семинарских и практических занятиях, при подготовке к ним.

2. Уровень сформированности соответствующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.

3. Уровень креативности и качество выполнения индивидуальных заданий.

4. Процент посещения аудиторных занятий, предусмотренных тематическим планом дисциплины.

 

 

Шкала оценок по дисциплине

 

Название тем Максимальная оценка (в баллах)

1. Социальная педагогика как отрасль знания

и учебный предмет. 6

2. Основные категории, функции и задачи

социальной педагогики. 4

3. Основные принципы социальной педагогики. 4

4. Социально-педагогический процесс и его

основные компоненты. 6

5. Социализация человека как социально-

педагогическое явление. 6

6. Факторы социализации. 6

7. Воспитание в контексте факторов социализации. 6

8. Социально-педагогическая виктимология. 10

9. Педагогическая культура социального работника. 6

Итого за пройденные темы: 54

Посещаемость занятий 13,5

Рубежный контроль по разделу (4 раза в семестр) 8

Выполнение творческих заданий: участие в НИР,

написание рефератов (по темам преподавателя) и др. 4,5

Экзамен 20

Итоговая балльная оценка 100

 

От 81 до 100 баллов - 5 (отлично).

От 61 до 80 баллов - 4 (хорошо).

От 41 до 60 баллов - 3 (удовлетворительно).

От 0 до 40 баллов - 2 (неудовлетворительно).

 

 

Т Р Е Б О В А Н И Я

к уровню подготовки студента по дисциплине

«Социальная педагогика» на экзамене.

 

Студент получает отметку на экзамене при выполнении всех семинарских, практических работ по дисциплине, предусмотренных учебно-тематическим планом,

знании следующих вопросов:

1. Социальная педагогика как отрасль знания, ее структура.

2. Социальная педагогика и другие отрасли знания.

3. Социальная педагогика и социальная работа.

4. Социализация как социально-педагогическое явление, составляющие процесса социализации.

5. Человек как объект и субъект социализации.

6. Типологии факторов социализации в современной науке.

7. Характеристика мегафакторов социализации.

8. Характеристика макрофакторов социализации.

9. Характеристика мезофакторов социализации.

10. Характеристика микрофакторов социализации.

11. Тенденции социализации личности в современных условиях.

12. Проблема свободы в воспитании.

13. Народная педагогика и современная практика социального воспитания.

14. Сущность социального воспитания.

15. Семейное, религиозное, социальное, диссоциальное воспитание, их принципиальные отличия.

16. Принципы социального воспитания.

17. Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе.

18. Основные понятия теории социального воспитания.

19. Жизнедеятельность институтов социального воспитания.

20. Взаимодействие в социальном воспитании.

21. Система социального воспитания, иерархия ее уровней.

22. Современное состояние системы социального воспитания в России, регионе.

23. Воспитательные системы конкретных институтов воспитания.

24. Соотношение теории, методики и практики социального воспитания.

25. Методика организации взаимодействия в жизнедеятельности институтов социального воспитания.

26. Методика обучения взаимодействию в процессе жизнедеятельности институтов социального воспитания.

27. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах социального воспитания.

28. Понятие процесса социального воспитания.

29. Человек в системе различных коллективов и групп.

30. Место и роль временного коллектива в процессе социального воспитания.

31. Микросоциум (община) как воспитательный феномен.

32. Воспитательный потенциал клуба, формы клубной деятельности.

33. Гармонизация взаимоотношений человека и его окружения.

34. Специфика взаимоотношений в различных возрастных и социальных групп, между ними.

35. Конфликты в процессе социального воспитания.

36. Эффективность процесса социального воспитания.

37. Понятия социальной адаптации, социальной дезадаптации.

38. Средовая адаптация дошкольников, причины дезадаптации в дошкольном возрасте и формы социальной поддержки детей.

39. Средовая адаптация учащихся в школе; школьная дезадаптация, ее причины и способы преодоления.

40. Причины дезадаптации и социальная поддержка человека в зрелом возрасте.

41. Социальная поддержка в процессе жизнедеятельности пожилых людей.

42. Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики.

43. Человек как жертва социализации, неблагоприятных условий социализации.

44. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

45. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

46. Понятие девиантного поведения человека, формы проявления девиантного поведения.

47. Особенности девиантного поведения детей и молодежи в современной России, регионе.

48. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

49. Деятельность социальных служб региона в профилактике и коррекции девиантного поведения детей и молодежи.

50. Коррекционное воспитание, его задачи, содержание и пути осуществления.

умении:

устанавливать логику взаимосвязей между фактами и в понятийной системе;

на основе анализа фактов выбирать и использовать адекватные формы, методы и средства социального воспитания в соответствии с особенностями человека;

моделировать практическое выполнение социально-педагогических действий.

 

Показатели оценки уровня подготовки студента

по дисциплине «Социальная педагогика».

«5» - в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, закономерностями, методами социальной педагогики: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; устанавливает логику взаимосвязей между фактами и в понятийной системе; формулирует проблему, исходя из представлений о проблемной ситуации, имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами из социально-педагогической практики; умеет на основе анализа фактов выбрать и использовать адекватные формы, методы и средства социального воспитания в соответствии с особенностями человека, моделирует практическое выполнение социально-педагогических действий.

Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

«4» - достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, закономерностями, методами социальной педагогики, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления; самостоятельно решает проблемную ситуацию, определяет пути социально-педагогического действия на основе проведенного анализа.

Ответ обоснованный, логично структурированный.

«3» - недостаточно четко дает определение понятий, формулирует закономерности, методы работы, при этом может описать возможные практические решения социально-педагогических задач, вытекающие из содержания понятий и закономерностей; узнает научную проблему, затрудняется определить возможные пути ее решения; производит самоанализ результатов выполнения действий в проблемной ситуации.

Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

«2» - не владеет научными понятиями, представлениями о социально-педагогических закономерностях, не предлагает анализа и решения проблемных ситуаций и социально-педагогических задач; не может выделить существенные признаки объекта или явления, описанные в социально-педагогической задаче.

Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.

Отметка «2» (неудовлетворительно) в зачетную книжку не ставится.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.