Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные воздействия педагога в рамках аудиторных занятий




Педагогическое мастерство не может относиться к отдельному умению, а относиться к некоторой совокупности умений, которые делают сам процесс деятельности педагога качественно своеобразным, индивидуализирует его. Высшим проявлением педагогического мастерства является педагогическое искусство, новаторство, подвижничество. Педагогическое мастерство есть синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений, эмоционально - волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. Структура педагогического мастерства сложна, многогранна, и определяется содержанием педагогической деятельности, характером профессиональных и творческих задач. Центральным компонентом педагогического мастерства считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление мастера педагогического труда характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение, являющееся важной основой предвидения, без которого невозможно педагогическое искусство. Таким образом, главным в педагогическом искусстве является творчество. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому, и обоснованно, применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывается с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией. Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы и выражается в применении систем эффективных методов для решения профессиональных задач, в высоком качестве их выполнения, в единстве науки и искусства, в индивидуализации педагогического воздействия и в умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта, в высокой мотивации труда. Понимая под педагогическим мастерством важную сторону профессиональной культуры можно включить в его содержание психолого-педагогическую эрудицию, развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адэкватность реакций, педагогическая интуиция), владение педагогической техникой (система приемов личного воздействия преподавателя на студента).

Основными характеристиками педагогического мастерства считается умение излагать в доступной форме сложные проблемы, своим умением увлечь каждого, направить активную деятельность студента на творческий поиск знаний. Умение наблюдать, анализировать жизнь студента, выяснение причины того или иного поведения, фактов и явлений, влияющих на формирование личности является важным фактором. Мастерство педагога выражается в способности применять теоретические и прикладные педагогические знания, достижения передового педагогического опыта к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля деятельности. Положительно оценивается стремление исследователей включить в педагогическое мастерство, наряду с общей эрудицией учителя в области содержания и методов овладения способами обучения, умело, доступно, с эффектом передавать знания и опыт человечества, замечать тонкую ориентировку в настроении студента. Она включает в себя прогностический характер организации их деятельности, создание необходимой атмосферы деловитости и взаимопонимания, основанных на отношениях участия, активной взаимопомощи. Игнорирование педагогом проблемы отношений приводит к отрицательным последствиям.

Педагогическое мастерство определяет новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности. Вместе с тем научный уровень самого учителя, рассматриваемый вне органического единства и взаимопроникновения научных и педагогических сторон деятельности, приобретающий в некоторых вузах статус единственного и главного критерия оценки деятельности преподавателей, не может обеспечить должной эффективности учебного процесса.

Педагогическое мастерство учителя включает в себя все комоненты психологической структуры его деятельности и содержит его собственный научный поиск, оно является продуктом целостного научного педагогического творчества. Мастерство педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений. Уровень педагогического мастерства зависит от степени усвоения им приемов педагогического воздействия и адэкватности ожиданий, приписываемых им студентами, находящихся с ним во взаимодействии.

Педагогическое мастерство включает в себе взаимодействие творческого процесса педагога и воспитываемых. Творческий процесс рассматривается как деятельность, направленная на решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которых педагогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями субъекта- объекта педагогического воздействия.

Наметившееся в педагогике и психологии различия между профессионализмом, мастерством и новаторством, несомненно, представляет интерес и требует дальнейших поисков в данном направлении. Важным считается положение, согласно которому требование перехода на интенсивный путь обучения сочетается с педагогическим творчеством при сохранении и умножении ценных традиций, владением диалектической педагогикой, умением видеть педагогический процесс целостно, знать все факторы, определяющие его результативность в их взаимообусловленности и осуществлять осознанный выбор оптимальных вариантов обучения для конкретных условий.

Педагог-профессионал способен увидеть педагогическую задачу, самостоятельно сформулировать ее, проанализировать сложившуюся ситуацию и найти наиболее эффективные средства решения. Педагог-мастер может привнести в учебный процесс все то новое, что накоплено в теории и практике с учетом специфики конкретных педагогических обстоятельств. Развитое педагогическое самосознание способствует приобретению своего собственного индивидуального стиля работы.

Педагог – новатор достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально меняя педагогическую действительность. Его кредо – формировать творческую направленность обучаемых. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей каждого ученика. Педагог – новатор всегда стратег, умеет организовать достаточно развитую систему обратной связи и адаптацию для себя и для эволюционного развития коллектива студентов через продуктивное, вербальное и невербальное общение. Высокая языковая культура, предполагающая взаимодействие на уровне культурной коммуникации, составляет важнейший компонент его деятельности. Поиск средств обогащения языкового образовательного пространства и взаимодействия с учащимися находится постоянно в зоне его особого внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.