Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция обучения в педагогике сотрудничества




Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай как я сказал», а на «делай как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.

Различные новые подходы в педагогической практике (педагогика сотрудниче­ства, коммунарская методика и др.) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы понятий и схемы анализа «субъект—объект» к системе «субъект—субъект». Установка – равноправие.

Направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. О педагогах-новаторах стали активно говорить в 80-е гг., когда в стране наблюдался кризис образования. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися. Система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе.

Среди авторов: Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П., Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова и др.

Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика - формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых. разработана в России в 60-х годах XX века И. П. Ивановым и другими педагогами, отталкивавшимися от идей А. С. Макаренко, и была предназначена как для учебных заведений, так и для внешкольных учреждений), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику.

В одной из своих статей С.Л.Соловейчик писал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать.

Замечания ученику делать не только бесполезно, но и вредно, так как психологами давно установлено, что всякое представление о движении вызывает движение. Поэтому все замечания учителя типа: “Не вертись!” вредны потому, что вводят в сознание ученика предположение о возможности совершения такого поступка.

Главным мерилом хорошего или дурного обучения является одно: возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошая школа; скучно им, тягостно, «тусклые без цвета глаза» – школа дурная. Свобода учеников была показателем качества обучения. Всякое принуждение указывает на недостатки метода преподавания. Свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными.

Педагогика сотрудничества это:

1. Индивидуальная работа.

2. Соревновательная.

3. Кооперативная.

Основные элементы обучения сотрудничества:

1. Работа ученика контролируется учителем.

2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.

3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

Сделать процесс обучения интересным можно, если: 1. ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выводы, а не заучивать учебник; 2. ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве; 3. обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием; 4. ученика и учителя связывают доверительные, деловые отношения; 5. оценка не угнетает ученика.

Сухомлинский выдвинул этико-педагогическую концепцию формирования этических поступков в педагогическом процессе. В центр педагогического процесса необходимо ставить личность ребенка.

Амонашвили Ш.А.(1931 Грузия, “Баллада о воспитании”, “Истина Школы”, “Школа жизни”, “В школу - с шести лет”) В основе подхода: обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений к людям, природе, труду, окружающему миру; бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала.

Нужно постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника. В обучении недопустимы такие антипедагогические меры, которые, подчеркивая успехи или неудачи школьника, вычленяют его из детского коллектива и противопоставляют ему.

Урок в школе должен быть не только основной формой организации обучения, но и основной и ведущей формой организации и направления всей жизни детей и каждого школьника в отдельности.

Структурные схемы уроков: возбуждение у школьников интереса к знаниям; организация и управление процессом научения, развития у детей умений и формирования навыков; содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся; подведение итогов урока в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами.

Педагогические требования: 1. у детей д.б. чувство свободного выбора. 2. развивающая тенденция пед. процесса (источник развития – трудности). 3. Пед. процесс д. доставлять ребенку радость.

Шаталов В.Ф(1927). Подход Ш. рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Выступает против страха детей перед двойкой, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке — в результате даже «слабые», но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы, ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником.

Главные методические инструменты учителя — это чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

Лысенкова С.И. Идея опережающего обучения. В опережающем обучении к новой теме начинают подходить задолго до того, как придет ее час по программе, – по несколько минут на каждом уроке. Это позволяет всем детям хорошо войти в новый материал. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего. Дети от урока к уроку учат друг друга. К тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все.

Лысенкова использует два приема: согласование ритмики, он позволяет ей вести весь класс в одном режиме; принцип предварительного действия (трудный материал она по частям дает заранее, когда же приходит время изучения этого материала он уже знаком детям, его надо только свести в систему).

Еще один очень важный прием обучения - управление. Управление - это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик - учитель.

ГЛАВНОЕ ОБВИНЕНИЕ против педагогики сотрудничества состоит в том, что она будто бы против дисциплины, требовательности, порядка.

Дисциплина есть, но это дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы авторитетен он ни был, а труд. Сотрудничество имеет корнем труд, трудом держится, к труду зовет, трудом награждает.

Основные элементы обучения сотрудничества:

1. Работа ученика контролируется учителем.

2. В группе обязательно должен быть один сильный и один слабый.

3. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

 

55. Понятия: педагогическая проблема

В основе каждой педагогической ситуации лежит педагогическая проблема (конфликт ): недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); противодействие (действие, препятствующее другому действию); противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Педагогическая ситуация - материализованная ситуация воспитания и обучения. Понимается как задача, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Сущность ее составляет противоречие между имеющимися знаниями студента и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно; между знаниями и способами нахождения истины, т.е. внутри самого познавательного процесса. Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой педагог столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

Педагогические задачи: структурированные и конкретизированные цели педагогического процесса; преобразование содержание образования в учебный материал; анализ межпредметной и внутрипредметной связи; выбор методологических средств и организационных форм педагогического процесса. Педагогическая задача – элементарная единица педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном этапе организуется педагогическое взаимодействие. Это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Проблема классификации педагогических задач также является достаточно сложной. Выделяют учебные задачи, задачи как средство обучения, как путь достижения цели, как часть педагогического процесса и др. Опираясь на позицию И. А. Шакирова о характере личностных проявлений в педагогических ситуациях, можно выделить деятельностные, поведенческие задачи и задачи-отношения. Любая педагогическая задача может иметь достаточно большое количество решений, так как она всегда субъективна, способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. В зависимости от того, к какому типу задач отнесет ситуацию учитель, он и будет выбирать способы ее решения. Если к деятельностному, то будет стимулировать интерес ученика к совместной деятельности. Если к задаче-отношению, то будет искать пути взаимодействия в системе межличностного общения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.