Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация выбора профессии




Одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познаватель­ной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важней­шую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее до­стойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывает­ся его обучение. С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 кур­са. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеаль­ные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии явля­ется важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею.

Диагностика отношения профессии представляет собой собственно психоло­гическую задачу. А вот формирование отношения к профессии является преиму­щественно педагогической проблемой.

 

81. Особенности воспитательной работы в системе профессионального образования.

Говоря о воспитательном процессе в вузе, можно обнаружить основные его проблемы.

Во-первых, это проблема усиления воспитательного потенциала группы. Все мы понимаем, что учеба – индивидуальная деятельность, особенно в вузе. А индивидуальная деятельность имеет меньший развивающий потенциал для личности студента, чем коллективная. Возможно, превратить лекции и практические занятия (лабораторные) в коллективные формы деятельности. В этом случае появляется возможность совместить учебный процесс с воспитательным. А в коллективных формах деятельности, как это известно, воспитательный процесс является наиболее эффективным.

Но активизация воспитательного и развивающего потенциала коллектива, профессионального общения студентов и преподавательского состава нисколько не нивелирует развитие индивидуальности студента. Для того чтобы заинтересовать студента наукой, индивидуальный, личностный подход необходим как воздух.

Второй проблемой, которая встает перед преподавателем вуза, становится проблема мотивированности студента в учебном процессе и в получении профессиональных знаний.

Для того чтобы действительно воспитывать в процессе занятий важно выходить за пределы профессиональной роли (педагога, учителя, лектора), переходя к межличностному общению.

Еще одна проблема, которая встает перед педагогом, преподавателем вуза, это проблема индивидуальной обратной связи. Традиционный подход к обучению в вузе практически исключает обратную связь со студентами, так как лекции проводятся в определенной классической академической традиции. Поэтому так важно налаживать контакты, каналы обратной связи. Существуют механизмы понимания, которые могут быть использованы как для воспитания личности, так и для развития студента как исследователя, ученого, профессионала. Этими механизмами понимания являются:

Эмпатия—понимание через эмоции (переживания). Эмоции у человека являются простейшим познавательным процессом. Понимание личности через его и свои переживания. Воздействие на эмоциональную сферу студента посредством собственных переживаний, которые являются заразительными для окружающих (например, чувство юмора). Идентификация – уподобление, отождествление (понимание через ощущения). В развитии и воспитании личности студента да и педагога часто используется механизм идентификации. Познание и взаимное развитие идет через уподобление, отождествление студента с педагогом и педагога со студентом. Важно уметь использовать этот канал понимания.

Интуиция – непосредственное усмотрение истины без доказательств.

Рефлексия – осознание субъектом (действующим лицом или общностью) того, как он (они) в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Этот механизм опирается на мышление и интеллект. Он предполагает не только осознание, но и регулятивные процессы, связанные с изменением того, что не устраивает человека.

Третья проблема, которая встает перед преподавателем, это проблема безоценочного отношения к личности студента и проблема правильной оценки его действий и деятельности. В развитии личности большое значение имеет безоценочное отношение к человеку. Это снимает проблему психологических защит от оценки, помогает наладить взаимосвязь, контакты, делает более эффективным развитие личности студента.

Воспитательная функция профессионального образования:

В рамках профессионального образования протекают не только процессы обучения и воспитания, но и начинает активно разворачиваться процесс профессиональной социализации. Вся система педагогической работы в системе профессионального образования направлена на подготовку специалиста.

Воспитательный аспект состоит в выработке профессиональных личностных качеств (соответствие профессиограмме по личностным характеристикам)

Рассматривая воспитательную функцию в средних специальных и высших учебных заведениях, следует подчеркнуть, что здесь более чем в средних общеобразовательных, распространены негосударственные формы образования, поэтому вопросы воспитания и профессиональной социализации решаются в зависимости от особенностей субъекта социализации.

 

82. Социальный портрет современного студента.

По результатам последних исследований, проведенных Центром социологических исследований МГУ, нынешние студенты рациональны, социально пассивны, материально обеспечены и хотят учиться. Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять. К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через пять лет покинет стены вуза.

Что мешает учиться? 1. Обремененность проблемами, 2. Стремление определиться, 3. Поспешность суждений. Группа методов воспитания: 1. Традиционно-принятые (убеждение, поощрение, принуждение, пример); 2. Инновационно-деятельностные (моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность); 3. Неформально-межличностные (осуществляются через авторитетных людей); 4. Тренинго-игровые (групповой опыт); 5. Рефлексивные (индивидуальные переживания, самоанализ).

 

83. Социальная педагогика: предмет, разделы и функции

Социальная педагогика (А. В. Мудрик) — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (воинские части, предприятия).

Социальная педагогика (В. Д. Семенов) — наука о воспитательных влияниях социальной среды.

Впервые ввел термин «социальная педагогика»- А. Дистерверг

Целью социальной педагогики является: Помощь в социализации человека

Предмет социальной педагогики – это педагогические аспекты социального становления и развития личности, приобретение социального статуса, функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик

Предмет соц.пед.: соц.пед – это наука о закономерностях социального воспитания.

Объект соц.пед.: социальное воспитание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.