Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решите педагогические задачи




Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).

Подготовьтесь к обсуждению высказываний об образовании и школе. Выберите три наиболее понравившиеся высказывания и аргументируйте свой выбор; отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и обоснуйте свою точку зрения.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

 

 

Главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, дабы воспитать у них человечность (Я.А. Коменский).

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь (В.О. Ключевский).

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперёк и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие (Д.И. Писарев).

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность (Д.И. Менделеев).

Любите не школу, а детей, приходящих в нее, […] не жизнь суживайте до учения, а учение расширяйте до жизни. Педагоги должны быть воспитанными и образованными людьми, должны постоянно самосовершенствоваться (П.П. Блонский).

Ни один учитель не может быть универсальным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый […] способен ярче других раскрыть себя. Эта сфера и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на воспитанников. (В.А.Сухомлинский).

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный (Д.С. Лихачев).

Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности (Ш.А. Амонашвили).

 

1.2. Прочитайте тексты 3.1.1, 3.1.2 о профессии педагога и его личностно-профессиональных качествах:

³ выделите основные идеи;

³ выразите свое мнение о прочитанном;

³ письменно ответьте на вопросы.

 

 

³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;

³ ответьте на вопросы.

 

№ 1. Всякая профессиональная деятельность требует от человека определённой склонности, необходимых физических и психических данных, соответствующего личностного развития. Например, лётчик должен обладать хорошим зрением, слухом, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педагогической деятельности. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, наряду с физическим и психическим здоровьем, хорошими речевыми данными, уравновешенностью нервной системы также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности и т.д. Всё это поддаётся медицинской и психолого-педагогической диагностике, тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические учебные заведения определение их профессиональной пригодности не предусмотрено. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных (По: [9, c. 520]).

Согласны ли вы с И.Ф. Харламовым в том, что введение тестирования на профессиональную пригодность при наборе студентов на педагогические специальностина сократит поступление в школу учителей, заведомо профессионально непригодных?

Каждый ли поступающий в педагогическое учебное заведение становится настоящим педагогом? Почему?

Очевидно, что существует противоречие между массовой потребностью в десятках тысяч педагогов-профессионалов и уникальностью требований к их деятельности. Каковы пути разрешения этого противоречия?

 

№ 2. Определённая часть людей обладает врождённым педагогическим даром – важнейшей предпосылкой успешности на педагогическом поприще. Выдающийся педагог ХХ века А.С. Макаренко утверждал: «Не нужно иметь педагогического таланта. Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания. Но я научился. Я сделался мастером сво­его дела».

Можно ли, не обладая педагогическим талантом, стать мастером своего дела?

Каковы пути обучения педагогическому мастерству?

 

№ 3. Не секрет, что в школе существует разделение учителей по принципу: «авторитетный - неавторитетный». К первой категории относят тех учителей, которых ученики уважают за их ум, эрудицию, знания, за такт, чувство юмора, за силу воли. Ко второй группе относят тех учителей, которые, являясь личностями вполне ординарными, вынуждены для наведения дисциплины прибегать к жёстким мерам либо довольствоваться плохой дисциплиной на своих занятиях.

Известный болгарский педагог и писатель Георгий Данаилов в своей книге «Не убить Моцарта» вспоминает о некоторых своих любимых учителях. Один из них был настолько авторитетен, что многие из его класса, в том числе и Данаилов, поступили в вуз на ту специальность, которую этот учитель им преподавал – химию. После нескольких лет занятий химией Даниилов открыл, что никаких особых способностей и интереса к химии у него нет, а есть способности и интерес к гуманитарным наукам и в особенности к литературе и педагогике. «Но, - пишет Данаилов, - влияние моего учителя на меня было так велико, что оно заставило меня пойти на ту специальность, к которой я не имел призвания» (По: Вульфов Б.З, Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие. – М., 1997. – С. 237-238).

Не кажется ли вам ненормальным такой «педагогический» результат?

В чем заключаются положительные и негативные стороны авторитета учителя?

Авторитет учителя – это средство или цель воспитания? Ответ обоснуйте.

При каких условиях авторитет учителя становится формой подчинения или принуждения ученика?

 

№ 4. Героиня повести Ю.Яковлева Таня, не из «лёгких» учениц. К тому же она влюбилась в одноклассника. И вот, что произошло: Тяня оглянулась. Генриетта Павловна заметила, что девушка смотрит не на доску и не слушает объяснений. Некоторое время учительница наблюдала за Таней. Потом она сказала ледяным голосом: «Вьюник, не смотри на Князева».

Развязка ситуации оказалась неожиданной. Когда Таню вызвали к доске под ядовитый смешок класса, она на доске вместо необходимого текста написала: «Генриетта Павловна, вы злой, холодный человек. Я ненавижу вас». Получив от учительницы урок нетерпимости, девушка ответила ей тем же. (По: Введение в педагогическую деятельность /А.С. Роботова и др. – М., 2000. – С. 25-26).

Как иначе учительница могла сделать замечание Тане?

Отсутствие каких педагогических умений продемонстрировала учительница в общении с Таней?

Какое влияние оказывает стиль общения данного педагога на класс? В чем это проявилось на уроке?

 

№ 5. Выпускница педагогического вуза Марина оформляла кабинет, размышляла, как она начнёт преподавать. «Нет, она даст им самого настоящего, подлинного Пушкина, а потом и Лермонтова, Гоголя! Сделает так, чтобы здесь действительно культивировались красота и благородство». Марина до деталей обдумывала свой костюм, «старалась почувствовать роль, которую будет играть». Она была образованной девушкой: хорошо знала литературу, поэзию, театр, собиралась в дальнейшем заняться научно-исследовательской деятельностью.

И вот её первый урок в восьмом классе. Это был крах её ожиданий, надежд, иллюзий. «Лёгкие, как стихи, слова» никто не хотел слушать. Класс был погружен в свои заботы и развлечения:

- Портфель, мой портфель!

- Держи, держи его.

- Васька, какой ты толстый!

- Передача вперед. Тюков, лови!..

Она хотела рассказать, заинтересовать, мыслила перед ними. А они совсем не похожи на тех тонких, отзывчивых детей, с которыми она, вожатая, играла когда-то … Зачем им поэты? Настоящие питекантропы! Нет, она не хочет ставить их в угол, быть надсмотрщиком. Она противница всяческого насилия, не будет заставлять себя слушать…(По: Введение в педагогическую деятельность /А.С. Роботова и др. – М., 2000. – С. 32-33).

Почему не получился урок, к которому Марина так тщательно готовилась?

Какими личностными и профессиональными качествами педагога Марина уже обладает, а над какими ей необходимо ещё работать?

 

1.5. Разработайте «Клятву учителя» и подготовьтесь к ее презентации.

 

Известный педагог Ш.А. Амонашвили считает, что учителя должны иметь свою профессиональную Клятву, подобную клятве Гиппократа, которую дают врачи. Сравните получившийся у вас вариант с «Клятвой учителя», предложенной Ш.А. Амонашвили в его книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» (Минск, 1990.- С. 558).

 

1.6.Побеседуйте с несколькими учителями с разным стажем педагогической деятельности о причинах выбора ими этой профессии, об их успехах и неудачах, об особенностях и трудностях педагогического труда. Сделайте выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.