Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость учета половых особенностей в воспитании и обучении детей




Гендер (в переводе с англ., означает — род) — социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.) В нашей стране как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др.

В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране в середине XX в. затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.

Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве.

Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста [12].

В современных документах по дошкольному образованию выделяется задача учёта гендерного подхода в воспитании детей. В "Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" от ноября 2009 года определенно содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задач, одной из которых является формирование гендерной принадлежности.

Результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования является одно из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести в результате освоения программы: имеющий первичные представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

В ФГТ к условиям реализации программы дошкольного образования (2011 год) определены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают соблюдение следующих принципов: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости. А так же учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (от января 2012 года) определено то, что дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников. То есть педагоги ДОУ должны учитывать в работе пол ребёнка, а если этого не происходит, то нарушаются его права.

Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, может существенно повлиять на развитие личности ребёнка. И позволит проявиться у девочек и мальчиков тем качествам личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Родители и педагоги несут на себе особую социокультурную и психологическую нагрузку «конструирования» в сознании ребёнка гендерных установок на:

1. отсутствие страха перед людьми противоположного пола;

2. возможность контактировать с людьми противоположного пола;

3. половую идентичность личности, соответствующую реальному восприятию своего собственного пола [7.].

С целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальной проблемой является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.