Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 37. Технология игры. Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации. Дидактические игры




Игра - один из видов деятельности человека, предполагающий действия в условной ситуации.

В игре присутствуют два вида отношений: игровые (в соответствии с правилами, сюжетом игры) и реальные (соответствующие определенной социальной роли). Существуют игры, которые позволяют через игровые отношения оказывать воздействие на отношения реальные.

Образовательный потенциал игры. В игре активно развиваются:

· ценностные отношения личности к окружающему миру, поскольку игра – это один из способов приобщения человека к культуре общества, освоения им социальных ролей, культуры межличностных отношений;

· творческие качества личности, создаются условия для проявления индивидуальности;

· моральные и волевые качества (развитию этих качеств способствует подчинение участников правилам игры, воспроизведение в поведении черт характера, соответствующих исполняемой роли положительного героя, соотношение своих интересов с интересами других игроков и др.);

· чувства и эмоции (игра захватывает ее участников, вызывает яркую палитру переживаний);

· интеллектуальные качества личности (Ж. Пиаже. Теория преобладающего влияния игры на развитие детского интеллекта), т.к. применение игровых форм обучения:

- повышает внимание учащихся (как непроизвольное - интерес, яркость, привлекательность, так и произвольное - необходимость следовать правилам и т.п.), а это важное условие для эффективной познавательной деятельности;

- увеличивает объем и длительность запоминания, т.к. в игре активизируются различные виды памяти (непроизвольная, произвольная, словесно-логическая, наглядно-образная, эмоциональная);

· формируется творческое воображение, развивается фантазия;

· доставляет учащемуся радость и удовольствие.

Дидактические игры - это игры, специально создаваемые или приспособленные для решения задач обучения. Как правило, дидактические игры разрабатывают педагоги, но можно привлекать к этому и учащихся. Эти игры отличаются от собственно детских игр тем, что в детской игре игровая деятельность является самоцелью. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. Признаками дидактической игры является:

- наличие учебной цели (помимо собственно игровой);

- ограниченность по времени;

- подчиненность жестко фиксированным правилам (в большинстве случаев).

Образовательный потенциал дидактических игр. Дидактические игры способствуют:

· углублению, расширению и творческому применению учащимися знаний и умений;

· активизации познавательной деятельности;

· развитию познавательного интереса, интереса к предмету;

· формированию у учащихся опыта позитивной деятельности, ценностных отношений;

· развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных (при коллективных играх) и творческих способностей.

Классификация дидактических игр (по И.Я. Ланиной)

1. творческие (ролевые) игры, в которых все действия участников определяются порученной ему ролью («Суд над...(инерцией, трением, насекомым, литературным героем, исторической личностью и др.)», «Защита темы», игры-путешествия и пр.);

2. игры - соревнования, связанные с выявлением победителя (различные викторины, конкурсы и пр.);

3. игры-упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий (кроссворды, ребусы, шарады, опыты и т.п.);

4. игры с раздаточным материалом (дидактическое лото, домино и т.п.);

5. деловые игры, основанные на имитации возможной жизненной ситуации («Вакансия», «Контракт», «Патентное бюро», «Пресс-конференция» и др.)

Этапы игры и технология их проведения.

I. Подготовка к проведению игры.

На этом этапе происходит изложение (обсуждение) правил игры, ее сюжета, целей и задач, ролей, правил подсчета очков и других правил игры, решаются различные оргвопросы. Особенно важный момент – сообщение правил игры.

Правила игры - это положения (предписания), устанавливающие логический порядок игры. Через правила игры педагог проводит педагогические требования, т.к., по сути, правила отражают требования к игроку. Чтобы школьникам легче было усвоить правила, они должны быть сформулированы кратко, четко, доступно. Известно, что письменная речь «дисциплинирует мысль. Поэтому целесообразно правила игры заранее написать на листке бумаги, что позволит при организации игры более четко их изложить (безусловно, исключая чтение по листку) Если игра сложна, правил слишком много, то следует сообщить основные, а менее значимые вводить по ходу игры. Для усвоения сложных правил возможно пробное проигрывание.

Если в основе игры – соревнование, то на данном этапе разъясняются правила подсчета очков (баллов). Если это командные соревнования, то осуществляется разбивка на команды (при необходимости разделение на команды можно осуществить за несколько дней до начала игры)

Если проводится ролевая игра, то на этом этапе (или заранее) распределяются роли.

II. Введение игровой ситуации.

Это старт игры, означающий переход из реальной ситуации в ситуацию условную, в которой действия игроков будут определены правилами. Возможные приемы введения игровой ситуации:

- простое объявление начала игры;

- описание игровой ситуации;

- игровой пролог – театрализованное начало игры;

- технические, звуковые эффекты (гонг, музыкальный сигнал и т.п.);

- использование реквизита, раздача игровых карточек и прочих атрибутов игры;

- введение элементов ритуальности (например, «Встать, суд идет!»);

- представление команд, судей, «гостей» и т.п.;

- игровое комментирование (например, «Уважаемые …, мы с вами присутствуем на состязании 3-х команд, которым предстоит...») и другие.

Очень важно на данном этапе создать игровую атмосферу

III. Проведение игры.

Развертывание игрового действия. Педагог при этом может занимать следующие позиции [3]:

· инструктора (для эффективного хода игры бывает необходима помощь в дополнительном разъяснении правил, разъяснении последствий игровых действий, однако чрезмерное инструктирование может запутать учащихся, лишить их возможности творчества в игре);

· судьи (действуя в этом статусе, учитель следит за соблюдением правил, оказывает помощь в решении спорных вопросов);

· ведущего игры (по возможности, эта роль передается школьникам).

Какую бы позицию не занимал учитель, он должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем.

IV. Подведение итогов игры. В конце игры подсчитываются набранные очки, объявляются игровые результаты, имена победителей.

V. Анализ игры. Проводится оценка действий участников игры, анализ причин успехов и неудач, возникших трудностей, оригинальных идей, ходов, отношений участников в процессе игры. В играх-соревнованиях педагог учит игроков умению достойно выигрывать и достойно проигрывать.

VI. Последействие. Особое внимание уделяется сопоставлению игровой (условной) ситуации с соответствующей областью реального мира. Например, если проводился «Конкурс джентльменов», следует обратить внимание на то, как используются нормы этикета в реальных межличностных отношениях, создать необходимые условия для из реализации. После дидактической игры устанавливаются связи содержания игры с учебным материалом.

Условия эффективности игры.

· Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Она предполагает свободу действий при решении игровой задачи в рамках правил. Если действия игроков полностью регламентируются правилами, то игра вырождается в тренинг или упражнение.

· Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (цель должна быть интересной, привлекательной и достижимой, оформление - ярким, привлекательным).

· Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников при выборе вида, формы игры, ее содержания.

· При организации дидактических игр учителю необходимо уделять внимание как познавательной, так и игровой деятельности учащихся. (Учитель не только добивается точности и правильности ответа, правильности решения учебных задач, но и поощряет быстроту реакции, находчивость, соблюдение правил, сплоченность команды, взаимопомощь и т.п.)

Особое внимание уделяется созданию необходимого микроклимата, соблюдению педагогического такта. Контроль и руководство игрой не должны подавлять инициативу школьников, иначе уничтожается сущность игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.