Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории дидактики




Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции. Современная образовательная парадигма.

Дидактика — общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса, часть общей педагогики.

Предмет - воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности (учебно - познавательной, учебно - практической, учебном общении, а для вуза — и в исследовательской деятельности).

Предметом дидактики является регулирование и совершенствование отношений:

Ученик - учитель

Ученик - изучаемый материал

Учитель - изучаемый материал

Учитель - класс

Ученик - класс,

Создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, личности в процесс самообразования.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

-описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

-разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии обучения.

Каждая наука использует понятия, которые делятся на 2 группы: философские и специфические (характерные только для этой науки).

Философские категории реализуют методологическую функцию философии, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики. Например, сущность, явление, связь, общее и единичное, противоречие, качество и количество, бытие, сознание.

Дидактика пользуется общими понятиями педагогики: педагогика, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическая действительность.

К специфическим понятиям относятся: преподавание и учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, ученик, учитель, урок. Есть понятия, заимствованные у смежных наук: психологии (восприятие, усвоение, запоминание, умения, навыки), кибернетики (обратная связь, динамическая система).

Выработка строгой и однозначной терминологии — это обязательное требование научной методологии.

Процесс обучения базируется на психолого - педагогических концепциях (дидактических системах - совокупность элементов, образующих единую структуру и служащую достижению целей обучения).

Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорциональна количеству изученного учебного материала. В этом случае содержание образования перегружено информацией, лавиной, обрушивающейся на обучающегося. Для полного освоения содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.

Концепция дидактического формализма. Данное направление характеризуется переоценкой субъективно-процессуальной стороны образования. Его сторонники (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) — главный принцип сторонников дидактического формализма. По мнению И. Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет к ним в процессе роста» (Добровольский). По мнению представителей данной школы, математика и классические языки (греческий и латинский) наиболее успешно решают задачи обучения. Поэтому в образовании человека им отдается предпочтение. Слабость данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма). трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не чтению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через «погружение» обучающегося в разные виды деятельности. В соответствии с этим процесс обучения приспосабливали к субъективно-прагматическим запросам учащихся, предоставляя им полную свободу в выборе учебных предметов. При таком подходе нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Концепция функционального материализма. В основе концепции лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Поэтому в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представители этого направления видят ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например: идея эволюции в биологии, функциональных зависимостей в математике, классовой борьбы в истории. Слабость данной концепции состоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.

Парадигмальная (от греч. paradigma — пример, образец) концепция обучения. Суть этой концепции состоит в том, что учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содержания вместо непрерывного изложения всего учебного материала. Целое познается путем скрупулезного и основательного анализа единичного факта, явления или события. Слабость данной концепции состоит в том, что нарушается принцип систематичности представления учебного материала. Поэтому такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала, например, математики.

Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса. Методологической основой данного направления является теория информации и систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.

Выделяют 3системы:

- традиционная система - главная роль - преподавание, деятельность учителя. В неё
входят дидактические концепции Каменского, Песталоцци, Гербарта.

- Педоцентрическая система - деятельность обучения составляют преподавание и
учение. Относится: программированное, проблемное, развивающее (Давыдов,
Гальперин, Занков, гуманистическая психология Роджерса, когнитивная психология
Брунера, педагогические технологии, опыт новаторов 80-х г.)

Традиционная дидактическая система.

Цель обучения: формирование интеллектуальных умений, понятий, теоретических знаний.

Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и порядок в учебном заведении должно формировать морально сильную личность, обучение должно связывать знания с мотивационно - потребительской сферой личности. Структуру процесса обучения определяют ступени:

- ступень ясности — выделение материала и его углубленное рассмотрение.

- ступень ассоциации - связь нового материала с прошлым материалом.

- ступень системы - обнаружение выводов, формулировка понятий.

- ступень метода — понимание и применение теорий к новым явлениям, ситуациям.
Структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение.

Гербарт стремился организовать деятельность учителя, система ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления.

Педоцентристская дидактическая система.

Дьюи (американский педагог) предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов, способностей ребенка.

Цель обучения: развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей; активизация ученика.

Структура процесса обучения:

- ощущение трудности в процессе деятельности;

- формулировка проблемы и сути затруднения;

- выдвижение и проверка гипотезы по решению проблемы;

- выводы;

- новая деятельность в соответствии с полученными знаниями.
Современная дидактическая система.

Делается акцент на актуальные формы учебно-педагогического процесса -взаимодействие, сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся друг с другом.

Личностный подход предполагает в качестве главного критерия успешности обучение не только ЗУН, но и формирование личностных качеств; стремление выявить и формировать личность, уникальную индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности.

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, усложняющейся деятельности, через которую человек усваивает науку, культуру, совершенствует личностные качества.

Социальная направленность и коллективистский подход - формирование общественно-ценных отношений, коллективная деятельность в обучении должна предшествовать индивидуальной (диалог, спор порождают эмоциональные реакции, оценки и другие проявления личности).

Целостный подход - единое комплексное планирование и осуществление образовательных и развивающих задач; интеграция содержания учебных предметов, гуманистического и естественного образования.

Оптимизационный подход — достижение максимально возможных результатов за счет экономии времени и сил учащихся и педагогов.

Технологический подход - позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов.

Творческий, инновационный подходы - поиск наиболее эффективных методов деятельности, содержания, педагогические экспериментирования.

Указанные подходы взаимосвязаны, взаимопредполагают и взаимопроникают друг в друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.