Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции и принципы управления педагогическими системами




Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Общая характеристика институтов социализации ребенка. Взаимодействие в социальном воспитании.

Понятие социализации. Термин «социализация. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Сущность социализации: социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии - «со стороны взаимодействия личности и среды».

Содержание процесса социализации. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активногопреобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс. Стадии процесса социализации. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временнбе рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую,
трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в
школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего
детства;

б)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого
термина.

К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет
естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа. Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ,
например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы,как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально- позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии. Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым
рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт "социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

Управление образовательным учреждением - это особая деятельность, в которой её субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей.

В управлении школой следует различать управление функционированием и управление развитием:

Управление функционированием - призвано обеспечить использование имеющегося у него образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит учебно-воспитательный процесс и обеспечивающие его процессы (т.е. процессы материально-технического, кадрового, финансового и др. обеспечения). Ориентировано на настоящее.

Управление развитием призвано обеспечивать наращивание потенциала образовательного учреждения и повышение уровня его использования за счёт освоения каких-то новшеств. Его объектом выступают инновационные процессы и процессы их обеспечения. Ориентировано на будущее.

Управление развитием образовательным учреждением — это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива школы по наращиванию её образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования.

Этапы управления развитием образовательного учреждения:

1. Необходимо провести и систематизировать все новшества:

A) Анализ всех источников инноваций;
Б) Изучение ближайшего опыта;

B) Анализ интересов родителей, учеников, учителей.

 

 

2. Проанализировать экономическую эффективность.

3. Выбор наиболее оптимальных вариантов развития: творческий совет — на
уровне школы; экспертный совет - на уровне города, лаборатории, финансовые фонды.

4. Последовательность создания программы развития:
Разработка с помощью учёных концепции развития учреждения:

- философия - какими мы хотим быть;

- миссия - для кого мы хотим быть;

- направления деятельности.

Каждая программа должна соответствовать определённым требованиям:

1. Системность, целостность

2. Прогностичность

3. Реалистичность

4. Контролируемость

Чувствительность к сбоям.
Образовательная система. Под системой образования понимается совокупность системы приемственных образовательных учреждений, программ, государственныых образовательных стандартов различного уровня и направленности:

· Сеть реализующих их образовательных учреждений, различных организаций, норм.

· Система органов управления образов и подведомственных им учреждений и предприятий

Различные уровни управления:

1. Федеральный (М.О.Р.Ф.)

2. Национально-региональный. Республика, область, край.

3. Местный или школьный.

Уровни образовательных учреждений:

Высшим органом управления школы является совет школы, в который входят: директор, завуч, родители, учащиеся. Важным является директор. Помошники: завуч, заместитель по воспитательной части, завхоз, врач, соц. педагог, психолог. Кл. руководитель является управленцем: управляет системой права. Взаимодействие: несмотря на демократию иногда жесткий контроль, предписания или же самотек. Советы директоров-мозговые центры. Контроль – не карательная мера, а средство помощи.

 

25. Инновационные процессы в образовании. Специфика инновационной деятельности на современном этапе развития общества. Авторские школы. В основе инновационной деятельности лежит наука - инновационный менеджмент, т.е. управление с оптимальным использованием человеческих, финансовых, материальных ресурсов в условиях развития.

Основные категории инновационного менеджмента:

1. Новшество (новая идея, мысль, продукт, изобретение) — как только
новшество принято к производству, употреблению, то..

2. Нововведение=инновация

3. Время между новшеством и внедрением его в производство -
инновационный лаг (чем он короче, тем лучше)

4. Процесс и порядок работ внедрения новшества - это инновационный
процесс.

Направления:

1. Перевод традиционных школ в гимназии - школы с гуманитарным
направлением(№49, №1) и лицеи (Аристотель - ликей) - с предметами
естественнонаучного цикла (Лицей нефтегазового университета, №34)

Это узаконенные формы типовым положением.

2. Развитие школ-комплексов («Крепыш» Волкова — реабилитационно-
образовательный комплекс для аллергиков). Но они не узаконены типовым
положением.

3. Авторские школы (№11 - школа национальной культуры; Анохинская
школа - для детей с задержками; №70 - школа здоровьесберегающих технологий
Голикова.

4. Школа профильной подготовки (№61 - Смоловик)

5. Конкурсы «Учитель года».

Специфика инновационной деятельности на данном этапе развития отечественной школы.

1. Заключается в том, что сегодня инновационные процессы управляемые
в отличие от 90х годов, когда кто что хотел, то и творил.

Накоплен достаточно богатый опыт управления инновационными
процессами.

Авторские школы. На современном этапе разрешается организовывать школы учреждения, на основе своих авторских программ. Авторские программы утверждаются Министерством образования РФ (либо федеральными либо региональными)

Авторские школы имеют цель: формирование и развитие личности в соответствии с природными задатками воспитанника, интересами родителей и общества.

Особенности:

1.Создана и исп.опред.программа

2.Инеется свое содержание обр-я, к-рое основано на новейших достижениях науки, культуры и техники.

3.Использует новейшие методы образования, отличные от традиционных.

Существуют следующие авторские школы:

1.Школа всестороннего развития личности, автор Щетинин М.П. (Краснодарский край)

2.Авторская школа Амонашвили Ш.А. целью является подготовка воспитанников и развития их задатков на занятиях безотметочного обучения.

3.Школа Сухомлинского - духовное развитие

4.Школа Шатского – эстетическая культура

5.Школа Шаталова – физическо-математическая

6.Караковского – самоуправление.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.