Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста (ранний юношеский возраст) и их учет в процессе учебно-воспитательной работы




Переход из школы в среднее звено

Психологические особенности развития учащихся среднего школьного возраста и их учет в процессе учебно-воспитательной работы

На этом этапе происходят качественные и резкие изменения, которые затрагивают все стороны психологического развития, характерна асинхронность развития.

Социальная ситуация развития:

  • период отчужденности от взрослых;
  • потребность быть взрослым;
  • поведение свидетельствует о независимости и самостоятельности.

Ведущая деятельность возраста:

  • интимно – личностное общение со сверстниками;
  • возникают личностные новообразования (новый уровень самосознания, «Я»- концепции).

Основные трудности:

  • Доминирование эмоций;
  • Общее положительное к себе отношение, не опирающееся на оценку собственной успешности;
  • Не сформированность основных учебных навыков;
  • Не сформированность основных новообразований СШВ.

Рекомендации педагогам:

  • преемственность обучения;
  • эмоциональное отношение педагога к уроку;
  • демократический стиль общения;
  • ориентир учащихся на объективный пример критериев успешности и неуспешности.

Психофизиологические особенности развития подростков:

Вэто время происходит половое созревание, период, когда человек в наибольшей степени достигает принадлежности к определенному полу.

Проходит в 2 этапа:

1) предпубертатная стадия (8-12 лет)

    • Неравномерная перестройка звеньев эндокринной системы (замедляются реакции);
    • раздражители не вызывают реакции (т.е. может быть стресс, а ребенок внешне спокоен).

2) пубертатная стадия (12-18 лет)

  • стабилизация связей между разными центрами нервной системы;
  • возрастание в крови половых гормонов;
  • уравновешенность процессов возбуждения и торможения в центр нервной системы;
  • интенсивное увеличение массы тела;
  • развитие половых признаков и органов;

Общение, как ведущий вид деятельности – центральный момент развития проявляется в чувстве взрослости – настаивание на самостоятельности.

«+» стимул активности подростка

«-» права на родителей подростковая ревность подростковая ложь

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития, начинающаяся с полового со­зревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Бы­стро развиваются специальные способности. Резко активизи­руется ценностно-ориентационная деятель­ность. Самосознание – сложная пси­хологическая структура, вклю­чает в себя:

1. сознание собст­венного «я» как активного, деятельного начала.

2. сознание собственной тождест­венности.

3. осознание своих психиче­ских свойств и качеств,

4. оп­ределенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность, формирование мировоззрения, выбор профессии.

11-15лет – подростки; 14-15 – 17-18 – юноши.

Подростковый возраст – пубертатный кризис:

1. Половое созревание – эндокринные изменения (гормоны роста и половые)

2. Дисгармоничность развития, нарушение пропорций тела (угловаты, неуклюжи)

3. Появление вторичных половых признаков (быстрая смена настроения)

4. Гормональная буря. Усиление сексуального возбуждения, не осознают причину, потребности не определены. Основная потребность в привязанности и любви. Самоуважение, начало формирования мужественности и женственности. Формирование нового образа физического «Я». Гипертрофированное и острое переживание собственной внешности.

5. Индивидуальные различия в пубертате. Половые различия. Подростковая гиперсексуальность.

Личность. Основные потребности:

· Потребность в самоутверждении – период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии.

· Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых.

Центральное новообразование – отношение к себе как к взрослому. Чувство взрослости определяет развитие самосознания. Формирование «Я-концепции» – система внутренне согласованных представлений о себе, Я-образ. 11-12 лет – интерес к внутреннему миру, открытие внутреннего мира у себя. Самопознание – смотрится в другого как в зеркало.

Подростковая рефлексия – как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники. Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях. Самооценка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я.

Реальное и идеальное расходится, эти расхождения могут запустить саморазвитие. Рождение личности в 3 года и в подростковом возрасте. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются.

· Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Возникновение собственного увлечения. Запой увлечений.

· Потребность в общении – удовлетворяется через дружбу, но дружба противоречива, друг как психотерапевт; неформальные группы и компании; референтная группа.

· Отношения со взрослыми – ограничение влияния эмансипации от родителей. С одной стороны потребность в любви и принятии со стороны родителей, но при этом быть равным. Появляются значимые взрослые.

Формирование эгоидентичности – ощущение тождества самому себе и личностной целостности, ощущается внутренняя уверенность и психосоциальное благополучие. К негативным образованиям Эриксон относит смешение форм идентичности:

А) спутанность временной перспективы (ощущение себя одновременно и младенцем и стариком)

Б) диффузия трудолюбия – неспособность сконцентрироваться на занятиях либо сильное увлечение одним занятием

В) негативная идентичность – отрицание родительских ценностей

Г) ролевая фиксация – негативная групповая идентичность – стремление к подчинению группе.

Д) психологическая регрессия – страх взросленияЕ) сотворение кумира

Структура самосознания:

1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях.

2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем; внутренняя позиция – умение объективно увидеть свое настоящее положение, сопоставить с желаемым и построить ступени между настоящим и будущим; способность к целеполаганию. Актуализируется страх смерти.

3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства.

Отделение от семьи:

· 11-12лет – конфликт между потребностью в зависимость и стремлением к автономии

· когнитивная реализация отделения, доказательство своей независимости

· аффективная реакция на отделение – чувство вины

· идентификация – поиск объекта

· установление нового типа отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.