КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста (ранний юношеский возраст) и их учет в процессе учебно-воспитательной работыПереход из школы в среднее звено Психологические особенности развития учащихся среднего школьного возраста и их учет в процессе учебно-воспитательной работы На этом этапе происходят качественные и резкие изменения, которые затрагивают все стороны психологического развития, характерна асинхронность развития. Социальная ситуация развития:
Ведущая деятельность возраста:
Основные трудности:
Рекомендации педагогам:
Психофизиологические особенности развития подростков: Вэто время происходит половое созревание, период, когда человек в наибольшей степени достигает принадлежности к определенному полу. Проходит в 2 этапа: 1) предпубертатная стадия (8-12 лет)
2) пубертатная стадия (12-18 лет)
Общение, как ведущий вид деятельности – центральный момент развития проявляется в чувстве взрослости – настаивание на самостоятельности. «+» стимул активности подростка «-» права на родителей подростковая ревность подростковая ложь В возрастной психологии юность определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Быстро развиваются специальные способности. Резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность. Самосознание – сложная психологическая структура, включает в себя: 1. сознание собственного «я» как активного, деятельного начала. 2. сознание собственной тождественности. 3. осознание своих психических свойств и качеств, 4. определенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность, формирование мировоззрения, выбор профессии. 11-15лет – подростки; 14-15 – 17-18 – юноши. Подростковый возраст – пубертатный кризис: 1. Половое созревание – эндокринные изменения (гормоны роста и половые) 2. Дисгармоничность развития, нарушение пропорций тела (угловаты, неуклюжи) 3. Появление вторичных половых признаков (быстрая смена настроения) 4. Гормональная буря. Усиление сексуального возбуждения, не осознают причину, потребности не определены. Основная потребность в привязанности и любви. Самоуважение, начало формирования мужественности и женственности. Формирование нового образа физического «Я». Гипертрофированное и острое переживание собственной внешности. 5. Индивидуальные различия в пубертате. Половые различия. Подростковая гиперсексуальность. Личность. Основные потребности: · Потребность в самоутверждении – период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии. · Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых. Центральное новообразование – отношение к себе как к взрослому. Чувство взрослости определяет развитие самосознания. Формирование «Я-концепции» – система внутренне согласованных представлений о себе, Я-образ. 11-12 лет – интерес к внутреннему миру, открытие внутреннего мира у себя. Самопознание – смотрится в другого как в зеркало. Подростковая рефлексия – как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники. Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях. Самооценка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я. Реальное и идеальное расходится, эти расхождения могут запустить саморазвитие. Рождение личности в 3 года и в подростковом возрасте. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются. · Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Возникновение собственного увлечения. Запой увлечений. · Потребность в общении – удовлетворяется через дружбу, но дружба противоречива, друг как психотерапевт; неформальные группы и компании; референтная группа. · Отношения со взрослыми – ограничение влияния эмансипации от родителей. С одной стороны потребность в любви и принятии со стороны родителей, но при этом быть равным. Появляются значимые взрослые. Формирование эгоидентичности – ощущение тождества самому себе и личностной целостности, ощущается внутренняя уверенность и психосоциальное благополучие. К негативным образованиям Эриксон относит смешение форм идентичности: А) спутанность временной перспективы (ощущение себя одновременно и младенцем и стариком) Б) диффузия трудолюбия – неспособность сконцентрироваться на занятиях либо сильное увлечение одним занятием В) негативная идентичность – отрицание родительских ценностей Г) ролевая фиксация – негативная групповая идентичность – стремление к подчинению группе. Д) психологическая регрессия – страх взросленияЕ) сотворение кумира Структура самосознания: 1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях. 2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем; внутренняя позиция – умение объективно увидеть свое настоящее положение, сопоставить с желаемым и построить ступени между настоящим и будущим; способность к целеполаганию. Актуализируется страх смерти. 3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства. Отделение от семьи: · 11-12лет – конфликт между потребностью в зависимость и стремлением к автономии · когнитивная реализация отделения, доказательство своей независимости · аффективная реакция на отделение – чувство вины · идентификация – поиск объекта · установление нового типа отношений.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |