Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста




 

 

Для того, чтобы провести коррекцию формирования эмоционально-волевой сферы тех детей, у которых выявлены проблемы необходимо построить работу в двух направлениях:

1. Коррекционная работа в группе;

2. Коррекционная работа с семьёй ребёнка.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения [14]. Другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте - эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. Появляются высшие чувства - сочувствие, сопереживание, сострадание. Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.

Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.

Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Анализ выделенных выше особенностей позволяет нам, наряду с развитием эмоциональной сферы, предположить необходимость выделить и другие направления работы:

- формирование оптимистического склада мышления и мироощущения;

- формирование положительной установки на предстоящую деятельность;

- развитие позитивного отношения к своему «Я» (своим умениям и навыкам);

- повышение уверенности в себе;

- развитие навыков социального поведения;

- развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.

Особое внимание необходимо обратить на наличие следующих факторов:

- дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов (эмоциональная и социальная депривация);

- актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности, тревожности, страхов);

- социальная и педагогическая запущенность;

- низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость игровых мотивов;

- нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, неуравновешанность, неуправляемость поведения);

- низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Учитывая вышесказанное мы рекомендуем в качестве обязательного этапа проведения групповой игротерапии, имеющей своей целью снятие психотравмирующих переживаний, психоэмоционального напряжения и обеспечивающей минимальный необходимый опыт сюжетно – ролевой игры со взрослым.

На проведение каждой темы предусмотрено несколько занятий, каждое из которых длится по 20-25 минут. Большая длительность занятий не рекомендуется, так как возрастные особенности детей не позволяют им длительное время сохранять работоспособность и заинтересованность в деятельности. Занятия лучше проводить с небольшой группой детей (4-6 человек), так как это позволит, с одной стороны, ведущему уделить внимание каждому ребёнку, а с другой стороны, позволит ребёнку чувствовать свою принадлежность к группе, организовывать игры.

По своему содержанию занятия должны быть личностно ориентированными. Адаптация к данным занятиям происходит за счет сочетания двух процессов: активизации общения, мышления, саморегуляции с опорой на неиспользуемые резервы психики и стимуляции освоения детьми более зрелых психических уровней развития, находящихся в их зоне ближайшего развития. Задания в занятиях необходимо подбирать с учетом возраста детей.

психологического Развития эмоционально-волевой сферы является создание особого рода психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, и тем самым, на характере действий и поступков.

Комплекс методов, предлагаемых к использованию в практике работы по предлагаемым занятиям, включает:

- метод игровой коррекции;

- арттерапию в различных ее видах (рисуночную терапию, библиотерапию, музыкотерапию, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание);

- методы модификации поведения (кукольная драматизация, поведенческий тренинг, элементы психодрамы).

Выбор конкретных методов определяется в соответствии с задачами, которые необходимо выполнить в ходе занятий. Методы не должны исключать друг друга, должны быть взаимодополняющими.

Именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе определяет формирование основных психологических образований, характерные особенности личности и является необходимой основой для позитивных сдвигов в развитии ребенка. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предполагаемые занятия должны строиться на основе игровых упражнений. Применение в работе психолога и педагогов разных видов игр является очень ценным, так как именно через игру происходит снятие психического напряжения и формируется способность восприятия новых впечатлений.

Каждое игровое занятие, независимо от конкретного содержания, включает 3 части - вводную, основную и заключительную, и проходит по следующей структуре:

1. Вводная часть (5 - 10 минут)

Цель вводной части - позитивный настрой и установление эмоционального контакта между всеми участниками.

2. Основная часть (15 – 25 минут)

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

3. Заключительная часть (10 - 15 минут)

Основная цель этой части - закрепление положительных эмоций и положительного опыта работы в группе, знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, повышение личностной самооценки, обсуждение ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.

Приведенная схема не является жестко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

 

Важным направлением в работе является коррекция неблагоприятного семейного климата, так как работа по коррекции недоразвития эмоционально-волевой сферы не может быть достаточно эффективной, пока сохраняется источник неблагополучия. Возможно, необходима будет координация деятельности психолога, педагога и социального педагога.

Необходимо выяснить, что неправильно делают родители, какой тип воспитания доминирует в семье. От результатов диагностики зависит выбор коррекции. Возможно несколько вариантов результатов:

Ситуация безнадзорности - беседа с родителями не всегда эффективна, создается новая среда - спортивные секции, формирование спортивных навыков и внимание развитию личности, поиск иной социальной среды.

Гиперопека - коррекция типа взаимодействия ребенок - родитель, позволить ребенку вырасти до документального возраста, обращение с ребенком адекватно возрасту. Проблематика отношений родителей - скрывается конфликт родителя со своим ребенком, то, что родителю не дали дать своему ребенку. Иногда гиперопека скрывает эмоциональное отвержение ребенка.

В ситуации школы объектом коррекции является педагог - формирование позитивного отношения к ребенку, хотя бы нейтральное. (http://www.solarys-info.ru, Специфика психологической коррекции при различных вариантах дисонтогенеза. Преподаватель Дианова О.В.). Пример коррекционного занятия приведён в Приложении (источник - http://www.eduhmao.ru/ - Информационно-просветительский портал ХМАО (ЮГРА) Программы развития эмоционально - волевой сферы и личности детей дошкольного возраста из неблагополучных семей Ю.В. Айзина, 2001).


Выводы по главе II

В опытно – экспериментальной главе были проведены исследования по выявлению особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом. В ходе работы у детей были исследованы такие влияющие на формирование личности психологические характеристики как тревожность и самооценка.

В исследовании использовались следующие методики и тесты: проективный тест В.К Лосевой «Рисунок семьи» на определение эмоционального и семейного благополучия ребёнка; экспертная оценка учителя по теме исследования; методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР»); исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.).

По результатам исследования дети были разделены на 2 группы: из благополучных и из неблагополучных семей. Дети, чьи семьи по результатам теста и мнению экспертов отнесены к неблагополучным, составляют экспериментальную группу – 6 человек, 42,85% от общего количества детей. Дети, чьи семьи отнесены к благополучным, составляют контрольную группу 8 человек, 57,14% от общего количества.

По выявлению психологических характеристик было получено, что большая часть детей – 5 человек (62,5%) в контрольной группе имеют низкий уровень общей школьной тревожности. Среди этих детей большая часть детей испытывают тревожность в ситуации переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (3 человека – 37,50%). Средний уровень школьной тревожности выявлен у 2 человек, что составляет 25,00%. Половина этих детей имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 1 человек (12,50%). Высокий уровень школьной тревожности присутствует у 1 человека – 12,50%. Тревожность у детей вызывают ситуации проверки знаний – 1 человек (12,50%).

Данные, полученные при исследовании тревожности в экспериментальной группе, свидетельствуют о том, что большая часть детей имеет высокий уровень тревожности – 3 человека, 50,00%. Наибольшую тревожность у этих детей вызывают ситуации установления социальных контактов (2 человека – 33,33%) и проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 33,33%). Средний уровень тревожности выявлен у 2 человек (33,33%), при этом самой тревожной ситуацией дети считают ситуацию проверки знаний (2 человека, 33,33%). Обращает на себя внимание тот факт, что низкий уровень тревожности выявлен у подавляющего меньшинства детей - у 1 человека, что составляет 16,66% от количества детей в экспериментальной группе.

При исследовании самооценки было выявлено, что завышенный уровень самооценки выявлен у 25,00% (2 человека) в контрольной группе, в экспериментальной этот показатель ниже – 16,66% (1 человек) группах. Большая часть детей в контрольной группе имеют средний уровень самооценки – 5 человек (62,50%), в экспериментальной группе таких детей ровно 50% (3 человека). Существенные различия наблюдаются в количестве детей, имеющих низкий уровень: в контрольной группе таких детей 12,50% (1 человек), в экспериментальной процент существенно выше: 33,33% (2 человека).

Низкий уровень самооценки выявлен всего у 1 ребёнка (12,50%) в контрольной группе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот ребёнок (Илья С.) показал высокий уровень общей школьной тревожности, что позволяет предположить наличие неблагоприятной ситуации, не выявленной нашим исследованием и рекомендовать учителю и родителям внимательнее относиться к этому ребёнку, обратиться к школьному психологу для выявления причин неблагополучия.

В экспериментальной группе одинаковое количество детей – 5 человек (83,33%) имеют средний и низкий уровень самооценки. Напомним, что для детей исследуемого возраста низкий уровень самооценки считается признаком остро неблагополучного психологического состояния, что требует коррекционно-воспитательного вмешательства.
Заключение

 

Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья играет решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом свидетельствуют результаты экспериментальной части исследования, из которых следует, что особенности воспитания определяются в семье. Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется микроклиматом в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Всё это наталкивает нас на то, что роль семьи и есть главный компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по восходящей линии, в структурной составляющей воспитания младшего школьника. Мы можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка данного возраста не будет происходить без этой категории.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно, исключая в этом случае гиперопёку; микроколлектив, благодаря которому младший школьник дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Итак, семья выступает важнейшим кислородом в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.


Литература

 

1. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1992 г.

2. Бажович Л.И. Проблемы формирования личности. Под. ред.Д.И. Фельдштейна. – Москва – Воронеж, 2001 г.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999г.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., Просвещение, 1976 г.

5. Возрастная и педагогическая психология/ Под редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик: М.; Просвещение 1984 г.

6. Возрастная и педагогическая психология/ Под редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.; Просвещение 1984 г.

7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Просвещение, 1992 г.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., Просвещение, 1991 г.

9. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб, Питер, 2000 г.

10. Кочубей Б. Без отца // Семья и школа. – 1998 - №10 – с.22-25.

11. Крутецкий В.А. Психология М.: Просвещение, 1986 г.

12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999г.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – Москва.: издательский центр «Академия», 1999 г.

14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000 г.

15. Мухина В.С. Возрастная психология младшего дошкольника (книга для педагогов и родителей). М.: Академия, 2002 г.

16. Общая психология/ Под редакцией профессора А.В.Петровского. - М.; Просвещение, 1997 г.

17. Подласый И.П. Педагогика. – Москва.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000г.

19. Селиванов В.И. Воля и ее значение. М.: Просвещение, 1971 г.

20. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции в детском возрасте. - М.: Айрис, 2004 г.

21. Справочник практического психолога/Сост. Головин С.Ю. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001г.

22. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Издательский центр Владос, 2003 г.

23. Трубайчук Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001 г.

24. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. - М.: Педагогика, 1995 г.

25. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство Питер, 1999 г.


Приложение I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.