Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления образованием




Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образовани­ем.

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации.

К третьему, местному, уровню относятся районные и го­родские органы управления образованием.

Функции федеральных органов управления:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) разработка и реализация федеральных и международ­ных программ развития образования (в том числе Федераль­ной программы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государствен­ных образовательных стандартов;

4)разработка и утверждение типовых положений об обра­зовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

5)установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессио­нальное образование;

6)установление порядка лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений;

7)установление порядка аттестации педагогических ра­ботников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональ­ных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорга­низации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федера­ции в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

Формы получения образования:

1) вформе очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2)в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что входе образова­ния постоянно существует связь «обучаемый - преподава­тель».

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы.

Для современной СО характерны такие признаки: вариативность (организационно-правовых форм, типов ОУ, форм получения образования, содержания образования в зависимости от типа и вида ОУ, организации пед. процесса в ОУ), интегративность (СО входит в единое мировое пед. пространство), инновационность (нововведения: в общественном положении образования и уровне финансирования системы, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы, в отношениях «учитель-ученик», в методах обучения,в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании, в строительстве зданий и помещений для учебных заведений).

Принципы государственной политики в области образования: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) светский характер образования в государственных, муни­ципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Органы управления образованием пpoвoдят государ­ственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов. Задача органов управления образованием состоит в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для_ последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские и т.д.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительс­кого и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управ­ления образованием является деятельность коллективного орга­на управления - совета школы. Функции и coдepжaние работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избира­ются совет школы, его председатель, определяется срок их дея­тельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения. О бщая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. В период между конференциями в роли высшего руководяще­го органа выступает совет школы. Совет шко­лы организует выполнение решений конференций, обеспечивает социальную защи­ту учащихся, уста­навливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наря­ду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Диверсификация об­разовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, коллед­жей и т.д.


Вопрос7: Сотрудничество школы с семьей в воспитании детей и подростков.

Воспитание всесторонне развитой личности может быть успешно, если оно осуществляется в сотрудничестве с семьей. Это обусловлено тем огромным влиянием, которое оказывает семья на все стороны развития и воспитания ребенка.

Семья - это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны отношением взаимопомощи, взаимной моральной поддержкой и ответственностью.

В настоящее время школа и семья развиваются в сложных противоречивых условиях. С одной стороны наблюдается поворот общества к нуждам и проблемам семьи. Разрабатываются целевые комплексные программы поддержки семьи. С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: это рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; падение жизненного уровня большинства семей; увеличение числа неполных семей; семей, имеющих одного ребенка. Значительная часть детей отдаляется от родителей.

В настоящее время изменяется сфера занятости родителей. Большая часть из них заняты в негосударственной сфере. Появилось большое количество матерей-домохозяек.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, с медленной адаптации семьи к новым социально-экономическим условиям. Следствием этого являются: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение материальной обеспеченности богатых семей, резкое увеличение безнадзорных детей, рост детской преступности, приобщение детей к алкоголю, наркотикам, половой распущенности, рост фактов подросткового и юношеского суицидов, резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Характеризуя современную семью, можно выделить такие ее особенности:

1. разница в социальном укладе городской и сельской семьи

2. столкновение разных методов воспитания детей в семье

3. разный уровень материального достатка

4. разукрупнение семей – выделение молодой семьи, обособление от старшего поколения

5. сокращение рождаемости детей.

Выделяют следующие функции семьи:

1. по отношению к обществу

- физическое воспроизводство населения

- воспитательная

- производственно-хозяйственная

- организация досуга

2. по отношению к человеку

- супружеская

- родительская

- организация быта.

Основные задачи совместной работы школы и родителей:

1. формирование жизненно-важной активной педагогической позиции родителей

2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

3. изучение, обобщение лучшего семейного опыта воспитания.

Система совместной работы школы и семьи складывается из таких направлений:

1. повышение психолого-педагогических знаний родителей

Формы работы: педагогические семинары, практикумы, открытые уроки и внеклассные занятия, индивидуальные тематические консультации.

2. вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс

Формы работы: родители могут организовывать кружки, студии, спортивные секции, оказывать материальную помощь в укреплении материально-физической базы школы, осуществляют индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и трудными подростками, организуют родительские патрули.

3. вовлечение родителей и общественности в управление школой

Формы работы: участвуют в работе совета школы, в работе классных родительских комитетов, организуют советы содействия семье и школе.

Для того, чтобы успешно осуществлять работу с родителями, важно знать и уметь определять тип семьи по нравственному потенциалу.

Выделяют 5 типов таких семей:

1. семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера. Дети получают правильное воспитание, поэтому частое вмешательство школы в такую семью не нужно.

2. семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при это не обеспечивающие правильную направленность в воспитании детей. Дети находятся в центре особой заботы родителей и у них формируются эгоистические потребительские качества. Это должно вызывать тревогу педагогов.

3. конфликтные семьи. В таких семьях родителям не до детей. Они не могут разобраться в своих отношениях, все пущено на самотек, нет никакого разумного воспитания. Поэтому активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в нем человека.

4. внешне благополучные семьи, в них процветают бездуховность, отсутствуют эмоциональные связи между поколениями, отсутствуют истинные нравственные ценности. Работа с такими семьями требует особого внимания.

5. неблагополучные семьи. Для них характерны грубость, скандалы, пьянство, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания школы, административного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Можно выделить следующие правила установления контактов с семьей школьника:

1. в основе работы школы, классного руководителя с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. педагогический такт в общении и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

3. доверительность к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

4. жизнеутверждающий мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества в ребенке, посильные стороны семейного воспитания.

Основной формой работы классного руководителя с родителями является родительское собрание. Оно проводится 3-4 раза в год.

Виды собраний: организационное, тематическое, итоговое, собрание-диспут, собрание-диалог и т.д.

Положения о классном родительском собрании:

1. классное родительское собрание – это высший орган самоуправления родителей в классе, созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебную четверть.

2. классное родительское собрание: определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, избирает классный родительский комитет и делегатов на школьную родительскую конференцию, слушает отчеты, информацию о работе классного родительского комитета, рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей,утверждает порядок оказания материальной помощи нуждающимся семьям.

3. правила проведения собраний: классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию по теме. Каждое собрание требует своего «сценария». Родители приглашаются на собрание не позднее, чем за 3 дня до даты проведения. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня, не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители.

4. Принципы проведения родительского собрания: родители на собрании должны чувствовать уважение к себе,быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет, родительское собрание – место получения важной педагогической информации. Задача родителей и учителей – искать совместные пути решения разных проблем, касающихся детей.

 

 

Вопрос 8: Сущность и движущие силы обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Мотивы учения. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьников.

Процесс обучения – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей ребенка, на выработку и закрепление навыков самообразования.

Исходя из определения, можно выделить такие признаки процесса обучения: целенаправленный, специально организованный, двусторонний, управляемый.

В процессе обучения в комплексе реализуются 3 основные функции обучения:

1. образовательная – предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков

2. развивающая – предполагает формирование интеллектуальных умений, направлена развитие мышления, речи

3. Воспитывающая – направлена на формирование базовой культуры личности.

Методологической основой процесса обучения является философская теория познания. Опираясь на диалектико-материалистическую методологию, ученые, педагоги, психологи раскрыли мировоззренческое значение процесса обучения, показали значение единства исторического и логического в педагогических процессах.

Диалектический путь познания объективной реальности идет «…от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В процессе живого созерцания посредством ощущений, восприятия, активного изучения объективной реальности возникают определенные представления о тех или иных предметах, явлениях. Эти представления дают основу для обобщений.

Абстрактное мышление позволяет установить общие, существенные признаки познаваемых явлений, установить, усвоить понятия, суждения, умозаключения, вывести определенные законы.

Процесс познания в учении происходит по таким этапам: восприятие, осознание, усвоение, закрепление, применение, обобщение, диагностика. Процесс познания в науке отличается от процесса познания в учении. Соотнесение познания и учения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.