Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание в науке Познание в учении




1. открываются объективно-новые знания 1. познается познанное

2. путь познания длителен 2. ускоренный темп познания

3. путь проб, ошибок, заблуждений 3. спец. организованный процесс

4. процесс познания сложен, противоречив 4. процесс познания педагогезирован

и адаптирован в

соответствии с возрастными

особенностями

5. много познается непосредственно 5. многие виды знаний приобретаются

опосредованно

6. умения и навыки приобретаются самопроизвольно 6. умения и навыки вырабатываются

целенаправленными упражнениями

Движущими силами процесса обучения являются противоречия:

1. противоречия между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями

2. между знаниями и умениями их использовать

3. между требуемым уровнем отношения учащихся к учению и доступным уровнем учащихся.

Сущность процесса обучения заключается в единстве преподавания и учения, основанном на сотрудничестве.

В их совместной деятельности выделяют такие этапы: мотивация учения школьников, актуализация опорных знаний, умений и опыта учеников, организация изучения нового материала, определение результативности обучения. На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель их деятельности – общая. Сущность деятельности учителя – управление сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. В обучении ведущая роль принадлежит учителю, но оно невозможно без активной деятельности учащихся.

Деятельность учителя состоит из:

1. планирование (календарно-тематическое и поурочное). Форма календарно-тематического планирования: № п\п, наименование разделов, тем, календарные сроки, количество часов, учебно-методическое обеспечение, задавание на дом, межпредметные связи, примечания. Форма поурочного планирования: тема: цель: оборудование: ход урока.

2. организация учебной работы учителя. При подготовке к уроку учитель продумывает необходимые технические средства обучения, раздаточный, дидактический материал для урока, предварительно выполняет сам все те задания, которые будут предложены детям, продумывает ход и содержание урока.

3. организация деятельности учеников. Постановка перед детьми учебной задачи, создание благоприятного морально-психологического климата на уроке, четкая организация деятельности детей, инструктаж, своевременное оказание помощи детям.

4. стимулирование деятельности учеников. Выделяют следующие приемы стимулирования учения школьников: опирайтесь на желания, сравнивайте, приводите примеры, заставляйте ваших учеников страстно чего-то пожелать, пытайтесь понять, говорите о том, что интересует детей, используйте намерения, поощряйте желание добиться признания, одобряйте успехи, стимулирование требованием,показывайте достижения и т.д.

4. текущий контроль, регулирование и корректирование.

5. анализ результатов.

Конспект.

С другой стороны выступает деятельность учащихся – учение.

Учение – это специфический вид деятельности, целью которого является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в системе знаний, умений и навыков. Учение состоит из таких компонентов:

1. мотивы. Выделяют три группы мотивов: непосредственно-побуждающие, основанные на эмоциональных проявлениях, на положительных или отрицательных эмоциях (яркость, новизна, занимательность, интересное преподавание, желание получить похвалу или наоборот страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе); перспективно-побуждающие, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности; интеллектуально-побуждающие, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.

2. учебные действия, совершаемые в соответствии с учебной задачей. Они могут быть внешними (это письмо, постановка опытов, рисование, действия с ПК, рассматривание) и внутренние (запоминание, воображение, мышление, сравнение, выводы и т.д.)

3. контроль, оценка и анализ результатов.

Условно можно выделить 2 варианта учебой деятельности школьника: 1) во время урока, где ведущая роль принадлежит учителю, 2) самостоятельная работа учащихся при выполнении домашних заданий и на уроке при выполнении самостоятельной работы.

Познание в учении идет по таким этапам: восприятие – активный процесс, предполагающий отражение в сознании ученика предмета учения, оно предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами и предметами, слушание, чтение; осознание – предполагает анализ, синтез, выделение основной мысли, сравнение, сопоставление, доказательства, обобщения; усвоение – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно; закрепление – совершенствуются новообразованные понятия, представления; применение – всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными конспектами и т.д.; обобщение включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений, диагностика – установление, на каком уровне сформированы знания, умения. Конспект. Вывод.


Вопрос 9: Закономерности и принципы обучения.

Процесс обучения – это специально организованный управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей ребенка, на выработку и закрепление навыков самообразования.

С целью результативности и эффективности процесса обучения учителю необходимо знать основные закономерности его построения.

Закономерности – устойчивые, объективно существующие, повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения.

Существуют разные закономерности процесса обучения: общие закономерности, дидактические, психологические, социологические, организаторские.

Общие закономерности:

1. закономерность цели обучения – зависит от уровня и темпов развития общества, от потребностей и возможностей общества, от уровня развития педагогической науки и практики.

2. закономерность содержания обучения – зависит от общественных потребностей и целей общества, от возрастных возможностей школьника, от материально-технических и экономических возможностей учебного заведения.

3. закономерность качества обучения – зависит от характера и объема изучаемого материала, от времени обучения и обучаемости учащихся.

4. закономерность методов обучения – зависит от цели обучения, от содержания обучения, от возраста, от материально-технического обеспечения.

5. закономерность стимулирования – зависит от внешних и внутренних стимулов обучения.

Дидактические закономерности: 1. результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения. 2. результаты обучения зависят от применяемых методов. 3. обучение путем «делания» в 6-7 раз эффективнее обучения путем «слушания».

Психологические закономерности: 1. продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности. 2. продуктивность обучения зависит от уровня развития памяти. 3. обученность прямо пропорциональна обучаемости.

Из закономерностей вытекают принципы обучения.

Принципы обучения – это исходные положения, которыми руководствуется учитель при выборе форм, методов, средств обучения.

Существуют правила реализации принципов обучения.

Правила – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели или

- это конкретные указания учителю в том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Принципы обучения реализуются через правила обучения, которые являются обобщением практического опыта многих поколений учителей.

Принципы обучения имеют свою историю. Их создал не один педагог, они сформировались в результате опыта, теоретических обобщений. Большой вклад в разработку дидактических принципов внес Я.А. Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он детально раскрывает принцип природосообразности, принцип наглядности, принцип сознательности, прочности усвоения знаний. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци развивает эти принципы и выдвигает принцип развивающего обучения. Немецкий педагог Герберт вводит принцип воспитывающего обучения. К.Д. Ушинский дает психологическое обоснование дидактическим принципам.

В настоящее время выделяется такая классификация принципов обучения: принцип научности; доступности; систематичности и последовательности в обучении; сознательности и активности; наглядности; прочности в усвоении знаний; связи теории с практикой; эмоциональности.

Принцип сознательности и активности. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: сущность человеческого образования составляют осмысленные знания, сознательное усвоение знаний зависит от мотивов обучения, уровня познавательной активности учащихся и т.д.

Правила: 1. ясное понимание целей и задач предстоящей работы. 2. используйте силу взаимообучения учащихся. 3. не забывайте, что главное не предмет, которому вы обучаете, а личность, которую вы формируете. 4. обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров. 5. учите находить главное и второстепенное в изучаемом.

Принцип наглядности обучения. В его основе лежат закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения => информация в памяти человека запечатлевается легко, быстро и прочно.

Правила: 1. запоминание ряда предметов, представленных в натуре, происходит легче, лучше и быстрее. 2. дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. 3. никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения. 4. следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. 5. никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете, старательно готовьте наглядность к применению.

Принцип систематичности и последовательности. Закономерности: универсальным средством формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение, система научных знаний создается в ой последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся.

Правила: 1. используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. 2. чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении. 3. учителя должны следит за способом и формой выражения мысли учащимися на всех уроках. 4. постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. 5. следует чаще показывать учащимся перспективы их обучения.

Принцип доступности. Закономерности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, организации учебного процесса.

Правила: 1. Обучая, учитывайте возрастные особенности учеников. 2. используйте новейшие достижения педагогики и психологии. 3. широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление. 4. доступность связана с работоспособностью. 5. торопитесь медленно.

Принцип научности. В его основе лежат положения: мир познаваем, наука играет важную роль, научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания.

Правила: 1. дайте учащимся возможность пережить радость открытия, чувство успеха. 2. добивайтесь, чтобы учащиеся усваивали новые понятия и термины в единстве с научными теориями, законами. 3. поощряйте исследовательскую работу школьников. 4. применяйте новейшую научную терминологию. 5. остерегайтесь неоднозначных и фальшивых фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений.

Принцип связи теории с практикой. Основой является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которым точка зрения жизни, практики – первая и основная точка зрения познания. Принцип опирается на философские, педагогические и психологические положения.

Правила: 1. обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания - жизнь» необходима. 2. воспитывайте у учащихся сознательное и положительное отношение к труду. 3. развивайте соревновательность. 4. внедряйте НОТ (научно – организационный труд) в учебный процесс. 5. всемирно используйте связь школы и производства.


Вопрос 10: Содержание образования.

Понятие содержание образования – сложное, многоаспектное. В законе РФ «Об образовании» оно определяется так: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

В образовательном процессе происходит усвоение человеком системы научных знаний, формирование умений, навыков, мировоззрения, развития ума и чувств. Еще в 19 в. Русские интеллигенты отмечали: для того, чтобы человек был образованным, ему необходимо 3 важнейших качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств. Т.о. в понятие «образование» включены не только знания, умения, навыки, но и умение критически мыслить, творить, оценивать все происходящее вокруг с нравственных позиций. Всего этого можно достичь только лишь путем включения ребенка в разнообразные виды деятельности.

Основные теории формирования содержания образования сложились в конце 18 – начале 19 века. В истории педагогики выделяют две основные теории: теория материального образования, теория формального образования. Позднее предлагались дидактический утилитаризм, функциональный материализм.

Теория материального образования – основоположник Я.А.Коменский. Цель – передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.

Теория формального образования – основоположник Ж.Пиаже – средство развития способностей и познавательных интересов учащихся.

Эти две теории отличаются односторонностью. Характеризуя их, К.Д.Ушинский писал: «Пустая голова не мыслит». Этим высказыванием предполагается необходимость единства двух теорий.

В современной отечественной педагогике существуют разные концепции содержания образования. Из всего их многообразия выделяют две: знаниево-ориентированный подход, личностно-ориентированный.

Знаниево-ориентированный подход способствует быстрой социализации личности, т.к. в центре его находятся знания как результат духовного богатства человечества, но не происходит творческого развития личности.

При личностно-ориентированном подходе к отбору содержания образования основное внимание уделяется развитию природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать); социальных свойств (быть семьянином, гражданином); и свойств субъектов культуры (гуманности, творчества, духовности). Т.о. содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями, задачами образования, уровнем развития науки, производства…

Содержание образования состоит из таких основных компонентов:

1) когнитивный опыт (научный, теоретический) включает в себя знания о природе, обществе, о мышлении. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьников верной картины мира, вооружает его правильными подходами к познавательной и практической деятельности.

2) Практический опыт (опыт способов действий). Включает систему интеллектуальных и практических умений и навыков.

3) Опыт творческой деятельности. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Формирование навыков способов действий на основе уже известных.

4) Опыт отношений личности (к труду, к окружающему миру, к другим людям, к самому себе).

Предметные циклы содержания образования: естественно-научный (биология, математика, физика, химия); гуманитарный (литература, история, русский язык); трудовое обучение, физкультура, ОБЖ.

Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования как таковая вызвана с 1 стороны необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволяет обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в разных типах общеобразовательных учреждений: как муниципальных, так и негосударственных, частных. С другой стороны – стремление России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики.

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований общей образовательной подготовки и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это «норма», «образец», «мерило». Известный специалист-педагог по научному обоснованию стандартизации образования В.С.Леднев утверждает, что под стандартом образования следует понимать систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В государственном стандарте общего образования выделяются 3 основных компонента: федеральный, национально-региональный, школьный.

В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родно языка, истории, искусства и других учебных предметов, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа. Школьный компонент – специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» в организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях используются несколько видов учебных планов.

Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся элементом государственного образовательного стандарта. Он состоит из:

1. инвариантной части. В ней обозначены образовательные области, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами, культурными традициями, создающие единство образовательного пространства на территории страны. Каждая образовательная область представлена набором соответствующих учебных предметов, причем набор образовательных областей остается неизменным, а перечень учебных предметов в каждой конкретной школе может меняться.

2. вариантная часть. В нее входят обязательные занятия, но по выбору учащихся, факультативные, индивидуальные, групповые занятия. Эта часть базисного плана учитывает национальные, региональные, местные социокультурные особенности и традиции, обеспечивает развитие школьников в соответствии с их склонностями и интересами.

На основе базисного учебного плана разрабатывается типовой учебный план школы – это нормативный документ, к котором определено количество предметов, изучаемых в школе, последовательность их изучения по годам обучения и количество часов, отводимое на изучение каждого предмета в неделю.

На каждый учебный предмет учебного плана разрабатывается учебная программа.

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся в соответствии с их возрастными особенностями и познавательными возможностями освоить исходные положения науки, культуры.

Учебная программа – это основной нормативный документ, в котором раскрывается содержание учебного предмета, указывается точный объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся по данному предмету в данном году обучения; указывается логика изучения тем и количество часов, отводимое на изучение каждой темы.

Структура учебной программы:

1. объяснительная записка. В ней раскрываются воспитательные возможности учебного предмета, ведущие научные идеи, цель, задачи изучения данного предмета.

2. собственно программа. В ней представлены разделы, темы и содержание тем, количество часов, отводимое на изучение каждой темы.

3. методические указания по оценке знаний, умений и навыков. Что ученик должен знать и что должен уметь.


Вопрос 11: Методы, приемы, средства обучения.

Категория методов обучения – одна из важнейших категорий педагогики.

Методы обучения – это взаимосвязанные, упорядоченные способы работы учителя и учащихся при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их познавательные и творческие способности.

Прием – это часть метода, который не имеет собственной цели, а служит тому, чтобы выбранный учителем метод достиг поставленной цели.

Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, цитирование и т.д.

Ученые-дидакты выдвигают несколько подходов к классификации методов обучения.

Е.И.Перовский и Д.О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они считали, что на методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся: - словесные (объяснение, рассказ, работа с книгой, беседа) – позволяют в кратчайший срок дать учащимся большую по объему информацию; - наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация, видеометод) – способствуют развитию наглядно-образного мышления, возбуждают у учащихся интерес к познанию, положительно влияют на эмоциональную сферу деятельности учащихся; - практические (практические, лабораторные работы, упражнения, самостоятельная работа) – обеспечивают закрепление, совершенствование знаний, способствуют укреплению связи теории с практикой.

М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер предложили классификацию по характеру познавательной деятельности. Они делят методы обучения в зависимости от уровня их включения в продуктивную, творческую деятельность: объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация) – учитель сообщает готовую информацию различными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; репродуктивный – заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; проблемное изложение изучаемого материала – учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, суть состоит в том, чтобы показать процесс научного познания; эвристический – учитель расчленяет учебную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения; исследовательский – учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы.

Ю.К. Бабанский предложил классификацию на основе целостного подхода к обучению: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Данная классификация не отражает двух круп­ных направлений: организацию взаимодействия учащихся и деятельность, направленную на развитие мышления и психиче­ских процессов учеников. Т. о. наиболее полной является классификация:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, де­монстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения.

Рассказ - это метод повествователь­ного изложения содержания изучаемого материала учителем. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований: - рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока; - содержать только достоверные и научно проверенные факты; - включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигае­мых положений; - иметь четкую логику изложения; - быть эмоциональным; - излагаться простым и доступным языком; - отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различ­ных наук.

Школьная лекция, представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации по­знавательной деятельности учащихся. Этот прием используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок (20-30 мин).

Работа с книгой. Сущность этого метода (и в той и в другой форме) заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, при­меры, закономерности и параллельно с этим приобретает уме­ние работать с книгой.

Организация наблюдения. Метод заключается в том, что уча­щиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управ­лением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

Иллюстрация. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюст­ративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Демонстрация. Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связан­ных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или письменного дей­ствия с целью углубления своих знаний и выработки соответ­ствующих учебных умений и навыков. Упражнения применяют­ся при изучении всех предметов и на различных этапах учеб­ного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.