Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология индивидуальной воспитательной работы




 

Практика воспитательной работы свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения педагогов учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. Реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе способствует повышению уровня воспитанности, качества учебы, созданию в коллективах здорового психологического климата. Соответственно, успех в решении учебно-воспитательных задач во многом зависит от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на человека найти ключ к его уму и сердцу,

учесть присущие ему черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, подготовку, помочь личности раскрыть и реализовать свои возможности. Для этого необходимо умело владеть методикой индивидуальной воспитательной работы.

Под индивидуальной воспитательной работой понимается вид педагогической деятельности воспитателей (педагогов, руководителей), в ходе которой осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на человека (обучающегося, воспитуемого, подчиненного) с учетом его индивидуальных особенностей и условий жизнедеятельности с использованием целесообразных в данных условиях методов, форм и средств воспитания.

Сущность индивидуальной воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и прежде всего методами обращена прямо к личности конкретного человека. Она осуществляется в плоскости межличностного непосредственного взаимодействия и общения воспитателя и воспитанника, а ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого человека, глубиной изучения его психики и личностных качеств.

Технология индивидуальной воспитательной работы предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффективных с педагогической точки зрения для каждого человека и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного взаимодействия.

Целью индивидуальной воспитательной работы является активизация человеческого фактора в обучении, воспитании, профессиональном и личностном развитии через выявление, учет и максимальное использование личностных качеств и психологических особенностей участников педагогического процесса (процесса управления).

Технология индивидуальной воспитательной работы основывается на всестороннем изучении и учете воспитателем социальных, психологических, педагогических и других особенностей каждого воспитуемого в отдельности, его индивидуальности (общие биографические сведения; психические особенности; морально-нравственные качества; состояние здоровья).

Биографические сведения: фамилия, имя, отчество; время и место рождения; состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучался; где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался; уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения и др.

Наряду с этим необходимо изучать и знать социально-психологические особенности личности: включенность в систему межличностных связей; общительность (коммуникативность); место в коллективе (лидер, середнячок, аутсайдер и др.); степень влияния на других (авторитетность); способность адаптироваться к условиям учебы, образовательного учреждения и др.

Для качественного проведения воспитательной работы педагогу необходимо изучить психологические особенности каждого воспитуемого, определить особенности психических процессов, состояний и свойств, его способности, темперамент, характер, направленность и др.

Способности — это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности. Способности взаимосвязаны со знаниями, умениями и навыками. Высокого уровня знаний, навыков, умений может достичь любой человек с трудолюбивым, упорным характером. Разница в том, что наличие способностей позволяет ему достичь того же результата гораздо быстрее.

В поступках и поведении человека тесно взаимосвязано психическое и физиологическое. Одной из характеристик такой связи выступает темперамент. Темпераментом называют совокупность индивидных свойств личности, обусловленных особенностями нервной системы и характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения. Педагогу следует учитывать, что темперамент является врожденным свойством личности; нет плохих темпераментов, у каждого есть свои особенности, которые в одних условиях, ситуациях могут являться достоинством, а в других — недостатком; в человеке обычно присутствуют черты различных темпераментов при доминировании одного; характер деятельности и общения человека должен соотноситься с типом его темперамента; управляет проявлением темперамента в жизни характер.

Характер — это совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе. Черты характера — не случайные проявления, а особенности, которые стали свойственны самой личности. Эти особенности и находят проявление в его отношениях в обществе и делят их на четыре группы: к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе. По отношению к окружающему миру у людей могут проявиться такие черты характера, как идейная убежденность, патриотизм, чувство долга, принципиальность, целеустремленность и т. д. По отношению к труду психология выделяет характеры деятельные и бездеятельные. Первым свойственно добросовестное отношение к труду, стремление добиться успеха. Им присущи трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, находчивость, смелость, самостоятельность, упорство, сдержанность.

Отношение к другим людям проявляется в общительности, откровенности, чуткости, вежливости или, наоборот, — грубости, замкнутости, черствости. Отношение к самому себе определяется такими чертами характера, как скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, застенчивость и заносчивость, эгоизм, мнительность. Они свидетельствуют о степени осознания человеком своего положения в обществе, обязанностей перед другими людьми.

Зная характер, можно с большей вероятностью предвидеть поведение.

Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, потребностей, мотивов, целей и определяет активность личности.

Основные формы (компоненты) направленности: мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем; убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами; идеал — образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания; влечение — психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Является переходящим явлением: либо угасает, либо осознается, превращается в желание, мечту и др.; склонность — избирательная направленность на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа — глубокая устойчивая потребность в той или иной деятельности; желание — отражает потребность, переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Является мотивом деятельности; интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами; стремление — первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту; установка — предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявлений определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целеустремленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Сведения биографического, индивидуально-психологического и личностного характера педагог может получить при помощи методов наблюдения, опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования, тестирования), изучения документов, эксперимента, изучения результатов (продуктов) деятельности, обобщения независимых характеристик и др.

Обладая сведениями об индивидуально-психологических особенностях, уровне развития и состоянии психических познавательных процессов, чувственно-эмоциональных и волевых качествах,педагог может сделать вывод о том, к чему в силу своей индивидуальности наиболее предрасположен тот или иной обучающийся (воспитуемый).

Изучив и проанализировав индивидуальные особенности воспитуемого, педагог (руководитель) приступает непосредственно к осуществлению индивидуальной воспитательной работы. Это связано с реализацией определенных методов воспитания — совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов воспитательной работы зависит от личного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей воспитуемого, условий. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов воспитательной работы и применять их комплексно.

Технология индивидуальной воспитательной работы имеет свойственные ей педагогические приемы, которые позволяют результативно решать задачи формирования и развития личности. Основными приемами индивидуальной воспитательной работы являются:

· проявление сочувствия, внимания, доброты — прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимодействия;

· просьба — выполняет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения воспитателя с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание;

· одобрение, похвала — этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания;

· прием проявления доверия в воспитании имеет вид поручения, то есть наделения полномочием воспитуемого, который по своим качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним задачи;

· авансирование личности — предполагает некоторое завышение оценки достоинств воспитуемого;

· прощение — педагогический прием, когда в воспитательных це лях не прибегают к наказанию, несмотря на совершенный проступок;

· проявление огорчения — свое отношение к обнаруженному недостатку педагог выражает мимикой, интонацией, жестом, словами;

· психологическая поддержка — создание воспитателем таких условий в коллективе, при которых воспитанник чувствует себя комфортно.

Такова общая характеристика технологии индивидуальной воспитательной работы, которая предполагает комплексное применение принципов, методов, средств воспитания.

Содержание образования

 

Образование - процесс усвоения систематизированных знаний и формирования на их основе мировоззрения, развития познавательных возможностей, а также приобретение умений и привычек для практического применения общеобразовательных и профессиональных знаний.

Термин «образование» употребляется для определения не только процесса умственного воспитания и подготовки к выполнению определенных общественных функций, а и для определения результата этого процесса: определенного уровня образованности, степени вооруженности знаниями, умениями и привычками, а также характера образованности (неполное среднее, полное среднее или высшее, общее или профессиональное образование). Получение определенного образования отвечает и определенному статусу человека в обществе, его ученой степени (согласно с ст. 37 Закона «Об образовании» - бакалавр, магистр, кандидат, доктор наук).

Понятие «образование» означает также совокупность и функционирование просветительно-воспитательных учреждений различных типов и степеней (начальных, средних и высших школ, курсов, дошкольных и внешкольных учреждений).

Главным способом получения образования, усвоения общественно-исторического опыта, самым важным способом овладения достижениями человеческой культуры есть обучение. Связь между понятиями «обучение» и «образование» столь тесна, что их иногда считают идентичными.

 

Большое значение в процессе обучения отводится содержательному компоненту образования, представляющему собой один из ключевых в педагогическом процессе, наряду с его участниками (субъектами)и технологией.

Традиционно, в рамках знаниево-ориентированного подхода (основным является передача знания), содержание образования рассматривалось как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

При таком понимании в основе содержания образования представлены знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта, как важные социальные ценности, способствующие социализации индивида, вхождению человека в социум. Такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

В то же время, знаниево-ориентированный подход к отбору содержания образования в определенной степени абсолютизирует ценность знаний и тем самым снижает внимание к самому человеку, в своем роде отчуждает знания от личности.

В современных условиях в контексте гуманизации образования активно разрабатывается и применяется личностноориентированный подход к содержанию образования, согласно которому приоритетное внимание (по сравнению со знаниями) уделяется формированию и развитию качеств личности, ее самореализации, приобретению опыта и освоению культуры. С позиций этого подхода содержание образования представляет собой:

· педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);

· содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность; оно выступает как содержание целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития (В. С. Леднев);

· часть социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности (Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский)1.

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования призван обеспечить: гуманное отношение к развивающейся личности; удовлетворение ее потребностей; становление ее индивидуальности; самореализацию в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Содержание образования имеет исторический характер, так как определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, изменяется под влиянием требований жизни, производства, уровня развития науки, техники, общества.

В целом, отбор содержания образования обусловлен прагматической потребностью людей в знаниях (а также соответствующих качествах), которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности, практики, труда, продолжения жизни. Вместе с этим накопление и углубление знаний, рост образованности общества, гуманистических идей привели к появлению и реализации культурологической, развивающей функции образования, связанной в большей степени с развитием личности, духовной сферы. Эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили подходы к отбору содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Важную роль при этом играли социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы, одни из которых получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности, а другие присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания.

Следует отметить, что современный подход к построению содержания образования базируется на идеях развития целостной человеческой личности, ответственной за себя, общество, природу. При этом, с позиций субъектного подхода к построению педагогического процесса, именно содержание образования выступает в качестве объекта процесса обучения (образования), на который воздействуют в качестве субъектов педагоги (формируя это содержание, оформляя его в виде, доступном и удобном для

восприятия и осмысления обучающимися, и направляя их учебно-познавательную деятельность на освоение этого содержания) и сами обучающиеся, осуществляя деятельность по его активному освоению.

В качестве основных компонентов содержания образования выделяют:

· когнитивный — познавательный опыт личности, включающий систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, общении, познании, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании человека научной картины мира, подходов к осуществлению различных видов деятельности; в определенной степени когнитивный опыт является основным из компонентов, поскольку без знаний невозможна деятельность;

· практический компонент — опыт практической деятельности, включающий внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные, мыслительные) навыки и умения, являющиеся как общими для всех, так и специфическими для различных видов деятельности;

· творческий компонент — опыт творчества, творческой деятельности, который призван обеспечить готовность и способность человека к созданию нового, решению новых проблем, к творческому преобразованию действительности, что предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новые ситуации; видение новых проблем, функций в знакомых явлениях и предметах;

· ценностный компонент — опыт отношений личности, включающий владение системой мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений к миру, деятельности, людям, что служит основой формирования системы ценностей, идеалов, мировоззрения личности.

В построении содержания обучения существует два основных способа (подхода к конструированию содержания образования):

· концентрический, при котором одни и те же разделы учебного плана изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины;

· линейный, когда не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы, а учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии; при этом новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Эти способы развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

С учетом того, что определяющую роль в образовании играет государство и общество, органы управления образованием оказывают регулирующее воздействие на определение содержания образования посредством введения, реализации и контроля выполнения государственных образовательных стандартов.

В целом в общем виде содержание образования — это система знаний, навыков и умений, которыми овладевают обучающиеся за время учебы, а также формируемых у них качеств личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.