Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические способности учителя




Представление о свойствах человека дает основание выделить:

а) психофизические качества учителя (задатки)

б) способности;

в) направленность и другие личностные качества;

г) профессионально-педагогические и предметные

знания и умения учителя.

Способности человека являются индивидуально-психологическими особенностями личности. Они формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, которая характеризует задатки способностей.

В современной психологии способности понимаются как свойства личности, которые обуславливают личность и успешность выполнения какой-либо деятельности. Существуют общеинтеллектуальные и специальные умственные способности по отношению к разным профессиям.

В.А. Крутецкий выделяет 6 основных компонентов структуры педагогических способностей:

• дидактические, т.е. способности к «реконструкции» учебного материала, способность оценить трудность материала, сделать его объяснение доступным для усвоения; находчивость и изобретательность в выборе методических приемов и средств;

• академические (или гностические): умение ориентироваться в новейших теориях о преподаваемой и смежных дисциплинах; умение обобщать, делать выводы, способность к анализу своих и чужих уроков, ошибок учеников;

• перцептивные, т.е. умение учителя понимать детей, улавливать их настроение, отношение к себе. Они тесно связаны с умением педагога общаться, устанавливать контакты с детьми и между ними;

• организаторские, т.е. умение организовать работу учеников как на уроках, так и дома;

• коммуникативные, т.е. умение общаться, способность найти общий язык как с одним учеником, так и целым классом; умение понять интересы и проблемы детей, создать доброжелательную атмосферу на уроках;

• суггестивные: способность к внушению, которая заключается в силе непосредственного эмоционально-волевого воздействия на учеников.

Т.к. педагогическая профессия принадлежит к профессиям типа «человек - человек», которая характеризуется набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей, то важнейшим в элементом в структуре педагогических способностей учителя являются коммуникативные предпосылки. В этой связи, говоря о психологии педагогической профессии, Е.А. Климов выделяет свойственные педагогу, необходимые качества:

• умение руководить, учить, воспитывать, слушать и понимать других;

• широкий кругозор;

• коммуникативная культура;

• «душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлению чувств, ума и характера человека;

• умение «проектировать» подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;

• способность сопереживания;

• глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения людям;

• наблюдательность;

Т.о, можно заключить, что к личности учителя предъявляются особые требования. Они определяются тем, что учитель имеет дело с растущим и развивающимся человеком, находящимся с ним в очень тесных, эмоциональных и длительных контактах.

Н.В. Кузьмина выявила 5 профессионально значимых качеств, которые собраны ею в 2 группы педагогических способностей:

• проектировочно-гностические (педагогическое мышление и целеполагание); рефлексивно-перцептивные (педагогический такт, рефлексия и направленность).

Педагогическая деятельность - трудный процесс. Поэтому важно развивать педагогические способности, как качества, облегчающие и повышающие результат педагогической деятельности. Типичная структура способностей учителей может служить программой целенаправленного развития профессиональных способностей школьного учителя и при учете индивидуально-психологических особенностей значительно ускорить процесс формирования педагогического мастерства.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.