Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности




Детский коллектив — основная база накопления детьми по­зитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанни­ком в семье, через общение со сверстниками в неорганизован­ных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Ребенок с поступлением в школу ста­новится членом многих коллективов, часть из которых он выби­рает самостоятельно, а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу опре­деленных условий. Как член общества и коллектива, воспитан­ник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. В конечном итоге это при­водит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формиру­ются такие существенные личностные характеристики, как само­оценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей Через участие в трудовых де­лах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает прак­тически неограниченные возможности для реализации физиче­ского и художественного потенциала личности. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реали­зуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

6. Учет, контроль и оценка в современном учебном процессе. Функции, содержание, виды контроля. Критерии качества знаний, умений и навыков. Организация, методы контроля и оценки результатов обучения. Самоконтроль и самооценка в учебном процессе.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.

Контроль направлен на получение инфор­мации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррек­тивы в течение учебно-воспитательного процесса.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осу­ществляться с помощью разнообразных методов. Методы контро­ля — это способы, с помощью которых определяется результатив­ность учебно-познавательной и других видов деятельности вос­питанников и педагогической работы учителя. Наиболее доступ­ным методом контроля является проводимое учителем планомер­ное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятель­ностью учащихся. В связи с тем что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памя­ти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отра­жая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников.

Контроль в процессе обучения — наиболее отработанная про­цедура как в теории, так и в методике. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков вы­ражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслу­шивая ответ товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в началь­ной, неполной средней и полной средней школе.

Методы контроля обучения. В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронталь­ной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление учите­лем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логи­чески связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по кар­точкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по мате­матике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться также в форме от­четов, графических построений, карточек и т.п.

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений. Они используются и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему; если у ученика речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично. Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физ.воспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лаборатор­ные работы. На уроках математики проводят измерительные ра­боты, на других уроках проверяют умения пользоваться прибо­рами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими сло­вами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и при­меняется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства. С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных от­ветов выбрать правильный. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это со­четание устного и письменного опроса. Его сущность заключа­ется в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше гото­вятся к ответу у классной доски, часть учеников выполняют пись­менные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.