Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый план в составе бизнес-плана




С развитием рыночной экономики в России планирование дея­тельности стало основой финансовой работы организаций. Харак­терным примером этого является бизнес-планирование. Отсутствие бизнес-плана — непреодолимое препятствие для развития или рас­ширения бизнеса. От правильности и точности составления бизнес-плана зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.

Финансовые планы — важнейший элемент в составе бизнес-плана организации. В мировой практике комплексным документом, отражающим основные цели и содержание стратегического плани­рования развития организации и обеспечивающим максимальную эффективность принимаемых решений, является бизнес-план. При формировании бизнес-плана первостепенную роль играет сам про­цесс его разработки, в ходе которого решаются вопросы управле­ния, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей и многие другие, происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пере­смотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности орга­низации.

Необходимость повышения качества управления финансами ор­ганизаций и преобразования финансового планирования обуслови­ли объективную необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских организаций. Современный рынок, основанный на со­блюдении равновесия между спросом и предложением и соизмерении доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кре­дитовании и финансировании тем производственным, предприни­мательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных видов товаров и услуг.

Цель разработки бизнес-плана — планирование производствен­но-экономической деятельности организации на краткосрочную и долгосрочную перспективу с учетом потребности рынка и возмож­ности получения необходимых финансовых ресурсов.

Финансовый план в составе бизнес-плана — это составной эле­мент системы тактического финансового планирования по разви­тию действующих и разработке новых производственных линий и производств.

Эффективного развития любой организации можно достигнуть только при наличии определенной, тщательно выверенной про­граммы действий, которая является отправной точкой при приня­тии таких решений, как:

> определение конкретных направлений деятельности органи­зации, целевых рынков и ее места на этих рынках;

> формирование финансовой политики, стратегии и тактики достижения целей организации;

> оценка финансового состояния организации и соответствие финансовых ресурсов достижению поставленных задач;

> определение трудностей и выявление болевых точек, узких мест, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной деловой практике разработка и составление биз­нес-плана направлены на решение следующих задач:

> получение кредитных средств;

> поиск инвестора для реализации коммерческой идеи или ин­вестиционного проекта организации;

> определение стратегии и способов ее осуществления;

> повышение эффективности финансового менеджмента;

> планирование реструктуризации бизнеса.

Этим задачам соответствуют различные виды бизнес-планов. Основные из них:

1) бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта, в котором излагаются для потенциального партнера или инве­стора результаты маркетинговых исследований, обосновыва­ются стратегия освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты. В результате его составления формируется основа для переговоров с потенциальными инвестором и партнером

для выяснения степени их заинтересованности или возмож­ной вовлеченности в проект;

2) в бизнес-плане организации определяется стратегия ее развития на 3—5 лет с разбивкой по годам, в первый год — поквар­тальной, с указанием основных финансовых показателей для обоснования объемов инвестиций, производственных и тру­довых ресурсов;

3) бизнес-план, составленный для получения кредитных ресурсов на коммерческой основе, снижает кредитные риски. Кредитуя проект организации, кредитному учреждению необходимо получить гарантии возврата кредита и процентов по нему. Одной из форм такой гарантии является профессионально составленный бизнес-план.

Разработка бизнес-плана позволяет получить все данные, необ­ходимые для принятия решений об инвестировании. Коммерче­ские, технические, финансовые, экономические предпосылки и ус­ловия окружающей среды по отношению к деловому бизнес-проекту должны быть определены и тщательно проверены на осно­ве рассмотрения альтернативных решений, изученных в предвари­тельном технико-экономическом обосновании (ТЭО). Результат этих решений — бизнес-план, внешние условия и цели которого были четко определены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям и достижи­мой доли рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению организации, существующим сырьевым материалам, подходящей технологии и оборудованию, оценке влияния на окру­жающую среду. Финансовая сторона исследования при составлении бизнес-плана охватывает масштаб инвестирования, включая обо­ротный капитал, производственные и маркетинговые затраты, дохо­ды от продаж и прибыль на вложенный капитал.

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа яв­ляется его сбалансированность по постановке задач с учетом реаль­ных финансовых возможностей фирмы. Это в значительной мере определяет характер проектов, изучаемых при разработке бизнес-плана.

Однако при исполнении бизнес-плана следует иметь в виду, что организация может не достичь запланированного результата, так как большинство расчетов строится на прогнозируемых величинах. Поэтому, приступая к разработке бизнес-плана, необходимо учесть некоторые основные аспекты:

1) четко обозначить выгоды, которые получит инвестор в форме рыночной и финансовой отдачи от проекта. Эта информация содержится в резюме к бизнес-плану; 2) представить различные варианты развития проекта. Если ва­риант реализации проекта не обоснован, инвестор не может быть уверен, что составитель детально проработал проект и таким образом, предоставил ему возможность выбора прием­лемого объема финансовых вложений;

3) провести полный анализ состояния рынка и маркетинговой стратегии организации. Очень часто анализу рынка сбыта уделяют недостаточно внимания, как и качеству маркетинго­вых исследований. Все это приводит к погрешностям в рас­четах финансовых результатов проекта;

4) вносить необходимые изменения в типовую структуру биз­нес-плана с целью отражения уникальности бизнес-идеи, сильных сторон проекта;

5) обратить особое внимание на оформление проекта, посколь­ку первое впечатление, безусловно, зависит от того, насколь­ко понятно изложен бизнес-план.

Процесс бизнес-планирования можно представить в следующей схеме (рис. 3).

 


По своей сути бизнес-план излагает концепцию предполагаемо­го бизнеса, или идею нового продукта, услуги, которые организа­ция будет осуществлять.

Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, по­ставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наи­более широко используемая в РФ, состоит из следующих разделов:

> Резюме (представление бизнес-плана);

> План маркетинга;

> План производства;

> Организационный план;

> План по страхованию;

> Юридический план;

> План управления инвестициями;

> Финансовый план.

Значительная часть бизнес-плана раскрывает организационные и производственные факторы предлагаемой бизнес-идеи. В этих разделах бизнес-плана в обобщенном виде дается представление о рассматриваемой бизнес-идее (производство новых видов продук­ции, выход на новые рынки, освоение новых производств и техно­логий).

В основной части бизнес-плана обосновывается величина затрат на реализацию и конкретизируется цена готовой продукции. В со­став бизнес-плана входят детально рассчитанный производствен­ный план, маркетинговые исследования рынка сбыта продукции, оцениваются степень конкуренции на рынке и насыщенность его аналогичными видами продукции и определяется стоимость прове­дения соответствующей рекламной кампании.

Большое значение для решения способов привлечения капитала имеет юридический план, который определяет и обосновывает ор­ганизационно-правовую форму будущего хозяйствующего субъекта и другие правовые аспекты бизнеса.

В плане по страхованию находит отражение оценка рисков бу­дущего проекта. При этом используются большой набор специаль­ных методик по оценке рисков, а также экспертные оценки спе­циалистов. Кредитные, валютные и другие виды финансовых рис­ков всесторонне анализируются в процессе бизнес-планирования с учетом вероятности их наступления и источников их возникнове­ния. Таким образом, достигается определенная профилактика рис­ков и разрабатывается программа их страхования.

Заключительным разделом является финансовый план, который разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, обоб­щающих материалов всех предыдущих разделов бизнес-плана в стоимостном выражении. Он посвящен планированию финансового обеспечения нового бизнеса с целью наиболее эффективного ис­пользования имеющихся финансовых ресурсов. Финансовый план включает разработку следующих документов:

> прогноз объема реализации продукции;

> расчет безубыточности продукции;

> прогнозный отчет о прибылях и убытках;

> инвестиционный план;

> прогноз движения денежных средств;

> прогноз бухгалтерского баланса организации.

Перечень перечисленных плановых документов соответствует требованиям мировой практики бизнес-планирования и отражает все важнейшие количественные и качественные финансовые пока­затели (объем продаж, величина общей прибыли, объем необходи­мых инвестиций, потребность в капитале, источники их привлече­ния, сроки погашения задолженности, окупаемость вложений, ве­личина издержек производства и обращения).

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запа­сами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рын­ка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продук­ции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, составленных на основе маркетинговых исследований.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физиче­ских единицах, в любом случае помогают определить влияние це­ны, объема производства и инфляции на потоки наличных денеж­ных средств организации.

Другим документом финансового раздела бизнес-плана является расчет точки безубыточности. Он представляет следующие возмож­ности для бизнес-планирования:

> определение объемов производства и продаж продукции в це­лях обеспечения их безубыточности;

> установление размера желаемой прибыли;

> обеспечение гибкости финансовых планов путем учета раз­личных вариантов изменения ситуации (ценовые факторы, динамика объемов продаж).

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определя­ется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Важный документ бизнес-плана, в котором отражаются объем инвестиций и источники их финансирования, — инвестиционный план. Он составляется после тщательного анализа производствен­ных и финансовых возможностей организации и технико-эконо­мического обоснования проекта. При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования рассматриваются дисконтированные денежные потоки путем расчета чистой дискон­тированной стоимости.

Планирование капитальных вложений позволяет организации выбрать такие варианты привлечения денежных средств, которые могут обеспечить получение наилучших социально-экономических результатов.

Прогноз баланса входит в состав основных документов бизнес-плана и представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Ба­ланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, показы­вающего динамику финансовых операций организации, прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину ее финан­сового равновесия.

Форма прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса организации, так как в качестве исход­ного используется отчетный баланс на последнюю дату.

При планируемом росте объема продаж (объема реализации), активы организации должны быть соответственно увеличены, так как для наращивания производства и сбыта требуются дополни­тельные денежные средства на приобретение оборудования, сырья, материалов и т.п. Рост объема реализации продукции, как правило, приводит к увеличению дебиторской задолженности, так как орга­низации предоставляют покупателям более длительные отсрочки платежей, расширяют практику продажи товаров на условиях кон­сигнации.

Рост активов организации должен сопровождаться соответст­вующим увеличением пассивов, так как растет кредиторская задол­женность (обязательства по оплате поставок сырья, энергии, раз­личных услуг), увеличивается потребность в заемных и привлечен­ных средствах.

Прогноз движения денежных средств — финансовый документ, отражающий движение денежных потоков по текущей, инвестици­онной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить резуль­тативность управления денежными потоками.

Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования организацией денежных средств и определении источников их мобилизации, синхронности поступ­ления и расходования, ликвидности организации. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а следовательно, перспективы роста орга­низации и ее будущие финансовые потребности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.