Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные этапы психического развития и становления личности




1. Психическое развитие в младенческом возрасте

Кризис новорожденности. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте и ведущая деятельность. Э. Эриксон об исключительном значении материнской любви и заботы в младенчестве. Теория привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт. Материнская депривация. Развитие сенсорики и мотороки в младенчестве. Форма общения взрослого и ребенка Развитие понимания речи и говорения. Особенности эмоциональной жизни младенца. Кризис первого года жизни. Центральные новообразования младенческого возраста.

 

2. Психическое развитие в раннем возрасте

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Родительское отношение к ребенку раннего возраста. Формы общения взрослого и ребенка. Развитие предметной деятельности и возникновение новых видов деятельности.

Когнитивное развитие ребенка: развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, возникновение воображения. Основные концепции развития речи в раннем возрасте. Диагностика познавательных процессов.

Начало становления самосознания. Кризис трех лет. Возможные причины, симптомы, психологическое значение (Л.С. Выготский, Э.Эриксон, М.Г. Елагина). Кризис трех лет и поведение родителей. Симбиотичность и протест против нее. Возрастные личностные новообразования.

 

3. Развитие личности в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка. Ведущая деятельность. Развитие личности в различных видах деятельности ребенка. Характеристики форм общения (М.И. Лисина). Влияние родительского контроля, требований, способов общения и эмоциональной поддержки родителей на формирование определенных типов поведения у детей.

Общение ребенка со сверстниками и его значение для развития личности. Основные линии развития личности: развитие мотивационно-потребностной сферы. Особенности эмоциональной сферы дошкольника (А.В. Запорожец, Захаров). Развитие произвольности поведения, воли (Е.О. Смирнова).

Кризис семи лет, его возможные причины и феноменология. Возрастные личностные новообразования. Диагностика мотивационно-потребностной сферы ребенка.

 

4. Когнитивное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Основные закономерности сенсорного развития (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер). Развитие внимание, памяти, начало становления их как высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина). Развитие воображения: возникновение начальных форм творческого воображения, усложнение функций и действий воображения. Значение игры и продуктивных видов деятельности для развития познавательных процессов. Основные закономерности и направления развития мышления: усложнения содержания и средств. Развитие наглядно-действенного, образного и элементов логического мышления, расширение и усложнение познавательной активности (Ж. Пиаже и Л.С. Выготский, Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец). Развитие речи в дошкольном возрасте: усложнение функций речи новообразования в речевом развитии. Проблема эгоцентрической речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Диагностика и коррекция умственного развития в дошкольном возрасте.

 

5. Психологическая характеристика готовности ребенка к школе

Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет. Изменения семейной ситуации в связи с поступлением ребенка в школу. Усиление гиперсоциализирующих тенденций и возникающие в связи с этим школьные неврозы. Функции отца и матери, связанные с поступлением ребенка в школу.

Различные подходы в решении проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, Е.В. Кравцова).

Кризис семи лет. Диагностика и основные направления коррекционной работы.

6. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. Развитие познавательных процессов: усиление их произвольности, расширение опосредованности, осознанности, обобщенности. Развитие мышления ребенка на стадии конкретных операций (Ж. Пиаже), его характеристика. Усвоение ребенком научных понятий (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.) Эмпирическое и теоретическое мышление. Диагностика мышления и обучаемости ребенка. Понятие школьной неуспеваемости, ее причины.

 

7. Личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие личности младшего школьника. Формирования потребностно-мотивационной сферы: дифференциация, усложнение предмета потребностей, изменение значимости мотива, нарастание осознанности и самоуправляемости.

Развитие самосознания: самопознания и формирование «Я-концепции», дифференциация и расширение форм самооценки (Захарова А.С.). Рефлексия как новообразование младшего школьника. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Дифференциация и усложнение эмоциональной жизни.

Особенности социальной жизни ребенка: общение с учителем и сверстниками. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у младших школьников (застенчивость, тревожность, агрессивность). Возрастные личностные новообразования в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович).

 

8. Психологические особенности подростка

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Основные потребности подростка и характер их удовлетворения родителями. Специфические особенности психики и поведения: черты детскости и взрослости (А.Е. Личко). Конфликты подростка с родителями. Потребность быть включенным в семейное «Мы».

Познавательное развитие в отрочестве. Особенности нарушений внимания, восприятия, памяти и воображения в подростковом возрасте. Принципы организации коррекционной работы с подростками.

Развитие личности подростка. Чувство взрослости как особая форма самосознания в начале подросткового возраста. Интересы подростка (Л.С. Выготский). Новообразования старшего подросткового возраста. Характеристика «Я-концепции» как нового уровня развития самосознания.

 

9. Психология юности

Трактовка периода юности в психологии. Социальная ситуация развития в ранней юности как «порог самостоятельной жизни». Ведущая деятельность в юности. Психологическая готовность к личностному самоопределению. Профессиональное самоопределение и его характеристика. Интеллектуальное развитие в юности. Особенности формально-операционального мышления (Ж. Пиаже).

Развитие личности. Влияние интеллекта на особенности личности в ранней юности. Формирование мировоззрения. Я-концепция в юности. Эмоциональная сфера в юности. Акцентуации характера. Диагностика акцентуаций и психопатий (А.Е. Личко). Общение в юности. Личностные новообразования.

 

10. Психология взрослости

Взрослость как психологический период. Стадии взрослости. Критерии достижения взрослости. Понятие «взрослость» и «зрелость». Возрастно-психологическое и акмеологическое представление о взрослости. Возрастные кризисы взрослости, их характеристика, отличие нормативных кризисов взрослости от детских кризисов.

Познавательное развитие в период взрослости. Динамика познавательных функций (Б.Г. Ананьев). Особенности интеллекта (Р. Кеттел). Характеристика зрелой личности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Э. Эриксон, А. Маслоу, Г. Олпорт).

 

11. Старение и старость

Актуальность исследования геронтопсихологических проблем. Теории старения и старости. Проблема возрастных границ старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости. Личностные особенности и познавательная сфера в период старения. Проблема социальной поддержки в старости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.