Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалоговая система обучения




Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Блочная система обучения. Технология модульного обучения.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

- информационный блок;

- тестово-информационный;

- коррекционно-информационный;

- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

- блок проверки и коррекции.

Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель;

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения; она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Основное ее назначение состоит в том, что в процессе межличностного диалога осуществляется «свободное самооткровение личности», побуждающее учащихся искать различные способы для выражения своих мыслей, отстаивать и осваивать новые ценности. Коммуникативная направленность придает содержанию личностно-значимый смысл.

Следует подчеркнуть, что диалог следует рассматривать как особую специфическую социокультурную среду, создающую благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов. Диалог – необходимый компонент гуманизации образования, его ориентации на личность школьника. Предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников.

Технологии диалогического общения учащихся построены на условиях диалога, при которых признается независимость, свобода личности, ее право на выбор. Диалогичность человеческого мироощущения основана на отношении к другому (человеку, природе) как самоценному. Под учебным диалогом понимается создание ситуаций меж субъектного общения с целью разрешения изучаемых проблем и поисков личностного смысла, содержащихся в изучаемом материале.

Вести диалог значит приобщать другого к своей проблеме: «Одна голова – хорошо, а две...» Потребность в диалоге – духовная потребность человека и как всякая потребность является ненасыщенной. Поэтому одной из характеристик диалога является его незавершенность. Другая особенность диалога – всеобщность. Всеобщность проявляется в трех смыслах. Во-первых, «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни»... Во-вторых, диалогизм нельзя понимать узко: только как спор, полемику. В диалоге складываются особые отношения, которые нельзя свести ни к чисто логическим, ни к чисто предметным. Нельзя диалог отождествлять с прямым общением (это может быть и диалог с самим собой).

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. В первую очередь как диалог с собственным Я, как рефлективное общение с самим собой, собственным разумом - личностный уровень.

Уровень Особенность уровня
Личностный Диалог с собственным Я
Межличностный Взаимодействия с другими (Я и другой)
Мультидиалог Множественный диалог, возникающий в малых группах

Следующим уровнем является понимание диалога как процесса взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – межличностный уровень. Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный параллельный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых (рабочих, игровых, поисковых и т.п.) группах, скажем, по 5-7 человек. В данном примере «ИГРА», схематически прочитываемая как мультидиалог меж функциональный: И – инициатор, Г – генератор, Р – резонатор, А – аналитик.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «если я правильно понимаю», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся «забывают» об условностях (урок, преподаватель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Теоретико-методологической базой данной технологии является диалоговый подход – теоретико-методологическая база диалоговой технологии обучения, построенного на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, приобщения учащихся к различным культурам, к ценностному обмену, к пониманию другого, поскольку существование человека является всегда «событием» с другими людьми. Суть этого подхода заключается в рассмотрении современного образования как способа приобщения учащихся к различным культурам, к ценностному обмену, к пониманию другого. Существование человека является всегда «событием» с другими людьми. Это становится исходной предпосылкой и выступает в качестве основного принципа для всех разновидностей философии диалога.

В технологии диалогового общения следует рассмотреть идеи, раскрытые в исследованиях К. Роджерса. Преподаватель должен уметь осуществлять две основные функции диалога: приобщение ребенка к общению и соучастие ребенку в общении. Диалог преподавателя, по мнению К. Роджерса, покоится на «четырех китах»: на духовно-нравственных основах внутреннего мира преподавателя; на вере в ребенка, обращении к его чувству достоинства; побуждении его к собственному поиску, активному росту и саморазвитию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.