Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура – относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы




Ключевые понятия: система, элемент, структура, посистема, системный эффект

 

 

Современная наука уже не мыслима без основных идей и понятий теории систем. Это относится и теории социальной педагогики и социальной работы. Прежде всего, рассмотрим основные понятия теории систем, которая является теоретическим фундаментом системного подхода. Теория систем исходит из представлений, что любое сложное явление можно рассматривать как систему.

Основные определения:

Система есть множество связанных между собой элементов.

Элемент – неразложимый далее (при данном способе рассмотрения) компонент сложных объектов, явлений, процессов.

Целостность системы – это её относительная независимость от среды и других аналогичных систем.

Системный эффект (эмерджентность) – несводимость (степень несводимости системы к свойствам элементов системы.

 

Подсистема – система более низкого порядка. Подсистема включена в систему, является её неотъемлемой частью и обладает относительной самостоятельностью.

 

Понятие система употребляется как в теоретической области, так и в обыденной речи (система отопления, система электро- и водоснабжения).

Этимологически слово “система” есть греческий эквивалент латинского “композиция. Следовательно, понятие “система” предполагает одновременное наличие нескольких компонент, частей, подсистем. В отличие от множества система не является простым набором независимых элементов. Термин «система» предполагает взаимодействие составляющих элементов, причем система как целое обладает свойствами, отсутствующими у её элементов (системный эффект или эмерджентность).

Однако не всегда просто различить систему от простого множества (например камни разбросанные по пустыне и сад камней в японском храме Рёандзи).

Дать краткое описание сада и его фотографиии.

 

Учитывая трудности четкого разграничения понятий множества и системы, А.А. Малиновский предлагает не требовать, чтобы система по своим проявлениям обязательно отличалась от простой суммы составляющих её элементов.

Приведем ещё два определения системы, поясняющие суть этого понятия.

 

Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении. [2[

Система – обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия.[3[ В работе Дж. Клира [4[ приводится следующее определение, предложенное Б. Гейнсом:

«Системой является все, что мы хотим рассматривать как систему.»

Таким образом, понятию «система» отводится самое верхнее место в иерархии понятий.

В работах Р. Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, «миссия», системы.

Ключевую роль в системном анализе играет понятие «структура», которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы.

Структуры часто носят иерархический характер, то есть состоят из упорядоченных уровней. Подмножества элементов, находящихся на более низком уровне могут рассматриваться как подсистемы, состоящие в свою очередь из подсистем более низкого уровня. (См. нисходящий и восходящий системный анализ).

Рассмотрение любого объекта, процесса или явления подразумевает возможность теоретического анализа как структуры, так и функций этих феноменов. Для этого используются два приема: восходящий системный анализ подразумевает поиск системы более высокого порядка, которая задает внешние условия для функционирования рассматриваемого феномена, как более мелкой структурной единицы, то есть подсистемы.

Например, объектом теоретического рассмотрения является некая неформальная группа людей, между которыми существует определенные установившиеся иерархические отношения (в криминальной группировке – главарь, приближенные, недовольные, подавленные). Рассмотрение криминальных группировок в регионе и системы взаимоотношений между ними дает нам более широкий спектр или систему более высокого порядка.

Таким образом, рассмотрение изучаемого объекта как части более сложных явлений (систем) называется восходящим системным анализом. Восходящий анализ позволяет исследователю составить более точное представление о системе воздействующих, (управляющих) факторов, которые задают рассматриваемой системе условия для её функционирования, необходимые для достижения целей, стоящих перед этой системой. Ещё пример восходящего системного анализа: класс, как система, является составной частью (подсистемой) школы; школа, в свою очередь является подсистемой городской системы образования и т.д.

Другим аналитическим приемом системного анализа является нисходящий системный анализ, когда в рассматриваемом объекте выделяются существенные элементы и наиболее значимые из них рассматриваются более подробно, то есть в свою очередь раскрываются как системы. Цель такого приема – получить более обширное и глубокое представление о составных элементах рассматриваемого объекта (системы). Развитое системное мышление предполагает способность аналитика-исследователя свободно переходить от нисходящего анализа к восходящему и обратно для любой системы и любого составляющего её элемента. Такое мышление дает возможность улавливать не только явные отношения между элементами, но и почувствовать таинственную целостность системы, будь то живой организм, сложный промышленный объект или социальная система. В гуманитарном знании вместо понятия системность используется его близкий аналог – целостность. Глубокое знание объекта изучения (социального явления, культуры какого-то народа, личности и т.п.) позволяет исследователю ощущать, чувствовать, осознавать его как нечто самостоятельное, цельное, развивающееся по своим внутренним законам, т. е. как систему.

Под поведением (функционированием) системы будем понимать её действие во времени. Изменение структуры во времени можно рассматривать как эволюцию системы (например, изменение студенческой группы на протяжении всего срока обучения).

Цель системы – предпочтительное для неё состояние.

Целенаправленное поведение – стремление достичь цели.

Обратная связь – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет – отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы. Понятие об обратной связи пришло из кибернетики. Начальные идеи кибернетики разработаны группой ученых, возглавляемых американским ученым Норбертом Винером, который считается отцом кибернетики. Своё учение о роли обратной связи в функционировании живого организма одновременно с Винером разработал отечественный ученый А.П. Анохин. Его теория функциональных систем является мощной методологической базой и для современных исследований.

Ю.М. Плотинский рассматривает системный анализ как методологию не столько решения, сколько постановки проблем и выделяет 11 этапов системного анализа конкретных проблем [1,15[:

1. Формулировка основных целей и задач исследования.

2. Определение внешней границ системы, отделение её от внешней среды.

3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).

4. Выявление сути целостности системы.

5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

6. Построение структуры системы.

7. Установление функций системы и её подсистем.

8. Согласование целей системы и её подсистем.

9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10. Анализ явлений эмерджентности.

11. Конструирование системной модели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.