КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самосознание – это первый сущностный признак человекаВторым сущностным признаком человека является способность опредметить собственное физиологическое и психическое состояние. Сделать это не просто реакцией на мир, а составляющей этого мира. Поэтому личность человека следует мыслить как центр, возвышающийся над противоположностью организма и окружающего мира. Третий сущностный признак состоит в том, что человек имеет единое пространство. Человеческое созерцание пространства и времени предшествует всем внешним восприятиям. И коренится в способности произвольно организовать движения и действия в определенном порядке. “Пустым” мы называем первоначально неисполнение наших ожиданий, вызванных влечениями. Для миросозерцания человека пространство и время являются пустыми формами, предшествующими всем вещам. Это становится понятным исходя из избытка неудовлетворенных влечений сравнительно с удовлетворенными. Только человек, поскольку он личность, может возвыситься над собой как живым существом. Человек научается во все большем объеме считаться с самим собой, и всем своим физическим и психическим аппаратом как с чуждой вещью, находящейся в строгой причинной связи с другими вещами. Таким образом, человек – это существо, превосходящее само себя и мир. Центр духа, личность, не является ни предметным, ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов. Таким образом мы можем исходить из трехвекторной модели человека, как основы гуманитарного подхода в социальной педагогике. Суть этой модели для социальной педагогики состоит в том, что для благополучия человека важны все три его составляющих: здоровье (биологическое естество), положение в социуме (социальная сущность) и духовный мир(ценности, идеи, идеалы, творчество). Только в равновесии этих составляющих человек проявляет свою истинно человеческую сущность
духовность
Биологическое Социальная Естество Сущность
Рис.1 Трехвекторная модель человека
Конечная цель социально-педагогической работы как раз и состоит в согласовании всех этих векторов человека, а не в абсолютизации какой-то одной или даже двух сторон. Принцип развития подразумевает развитие каждого из векторов с учетом возраста, уровня личностного развития и социального положения клиента.
Литература:
1.М.Шелер Положение человека в космосе /Избранные произведения- М.: Гнозис, 1994. 2. Н.А. Бердяев О назначении человека – М.: Республика, 1993.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие «круги знания» о человеке вы можете назвать? 2. В чем различие светской и религиозной антропологии? 3. Каковы три сущностные характеристики человека по М.Шеллеру. Лекция 6
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |