Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания. 1 страница




Педагогические системы образования лиц с нарушением слуха. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха. Обучение школьников с частичным нарушением слуха Специальное образование глухих. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

Обучением и воспитание глухих и слабослышащих занимается такая наука как сурдопедагогика. Преодоление особенностей развития детей с частичной слуховой недостаточностью достигается в условиях специального образовательного процесса. Условия успешного специального обучения:

- наличие и использование сохранных анализаторов (зрительного, кинестетического).

- отсутствие органических поражений речевого аппарата

- сохранность интеллектуальных способностей

- умение пользоваться общением в различных формах деятельности.

Большинство детей с нарушением слуха воспитываются в специальных детских садах и специальных группах детских садов. Для обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха есть специальная коррекционно-развивающая программа. Наполняемость групп для глухих детей до 6 человек, для слабослышащих до 8 человек. Вводятся специальные занятия па развитие слуховых дифференцировок (для детей с остаточным слухом), занятия по слухозрительпому восприятия и коррекции произношения. Для глухих и слабослышащих детей предусмотрены специальные школы 1 и 2 вида.

Специальная школа 1 вида имеет 3 ступени общего образования (начальное общее образование 5-6 лет, основное общее образование 5-6 лет, полное среднее общее образование 2 года). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки организуется подготовительный класс. В 1 класс принимаются дети с 7 лет. Вся работа пронизана формированием словесной устной и письменной речи. Широко применение жестовой речи. Количество детей в классе не более 6 человек.

Специальная школа 2 вида имеет 2 отделения:

1. Для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха,

2. Для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

В 1 класс любого из отделений принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей без дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость классов в 1 отделении до 10 человек, во 2 - до 8. 3 ступени образования (1 - 4-5 и 5-6, 2 - 6, 3 - 2 года). Развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны речи.

Ведущий путь компенсации нарушенного развития слабослышащих детей - специально организованное, целенаправленное обучение словесной речи. В основном весь процесс ориентируется на обучение слабослышащих русскому языку.

Дети с незначительными потерями слуха могут учиться в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего вида. Это возможно при тугоухости легкой и средней степени, диагностика которой в ранние периоды жизни затруднена. Из-за отклонений в развитии речи слабослышащие дети сталкиваются с определенными трудностями при овладении грамотой, при выполнении письменных работ, при восприятии объяснений учителя. Успех итерированного обучения зависит от качества их собственной речи и от навыков восприятия речи окружающих. От педагога требуются следующие действия:

- научения слабослышащего ребенка привычке смотреть на говорящего независимо от того, где он отвечает, быстро переводить взгляд е. одного говорящего ученика па другого.

- опережающая подготовка его к предстоящему изучению новою материала через систему продуманных домашних заданий

проверки понимания изучаемого материала по ходу урока с помощью 1-2 вопросов по содержанию темы

- использование различных видов помощи

- организация поддержки ребенка со стороны одноклассников.

Профессиональная подготовка и поиск рабочих мест осуществляется в рамках общест в инвалидов по слуху. Получение людьми с нарушенным слухом профессионального образования привносит определенные затруднения, связанные с проблемами общения, обучения, трудоустройства. Наиболее оптимальными для компенсации считаются следующие направления ее достижения:

1. Разработка индивидуальных программ реабилитации.

2. Создание адаптивно-развивающей безбарьерпой среды обучения, обеспечивающей необходимые условия доступности профессионального образования для молодежи с нарушенным слухом, в которой можно выделить сурдоперевод и вспомогательные технические средства.

3. Обеспечение возможности слухозрительного восприятия речи с помощью технических средств или чтения с губ, что является весьма значимым способом получения учебной информации.

23. Специальное образование лиц с нарушением зрения. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих.

В нашей стране для детей с нарушением зрения действуют такие учреждения, как специальные ДОУ3 и 4 вида (детские сады компенсирующего типа), комплексы «д/с - начальная школа», детские дома для детей с нарушением зрения, оставшихся без попечения родителей. Также дошкольное воспитание может осуществляться в дошкольных учреждения общего типа в специальных группах.

Работа с детьми направлена на решение не только общих задач (всестороннее развитие и подготовка к школе), но и специальных (лечение, коррекция и профилактика отклонений в развитии, формирование компенсаторных механизмов). В ДОУ предусмотрены как занятия общей направленности (развитие речи, ознакомление с окружающим, ИЗО, ФЭМП, физическое воспитание, труд - но учитывается специальный подход в овладении данным циклом предметов), так и специальные занятия:

занятия по развитию зрительного восприятия (расширение способов зрительного обследования, создание системы сенсорных эталонов, гигиена и охрана зрения)

занятия по развитию осязания и мелкой моторики (обязательное обследование предметов, формирование представлений о величине и форме предметов)

- занятия по ориентировке в пространстве

- занятия по социально-бытовой ориентировке (подготовка детей к социальной жизни).

- занятия по ритмике

- занятия по ЛФК

- занятия по коррекции нарушений речи.

Школы для слепых и слабовидящих (3 и 4 вид). В 1 класс поступают дети 6-7, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость классов до 8 человек. Общий срок обучения - 12. лет. (3 вид). В 1 класс принимаются дети 6-7 лет, наполняемость класса до 12 человек. 12 лет обучения

(4 вид). Предусмотрены 3 ступени обучения:

1. Начальная школа (1-4 класс). Обучаются чтению, письму и счету, пониманию изображений, овладение элементами наглядно образного мьинленш.-. Овладевают приемами личной гигиены и самообслуживания, двигательной активноеги, ориентировки.

2. Основная или неполная средняя школа (5-10 класс) - закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки. Коррекция познавательной, личностной, двигательной сфер, по гигиене и охране.

3. Завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения. В учебный план вводятся факультативные занятия но выбору самих школьников.

Обучение детей с нарушением зрения ведется но специальным учебным планам, программам, учебникам. Учебный план содержит общеюбразовательный и компенсаторно-адаптивный блок. Содержание учебников соответствует содержанию общеобразовательных учебников, но есть особенности в его оформлении, где присутствует рельефно-точечный шрифт по системе Брайля и рельефные рисунки. В школах для детей с нарушением зрения широко используются тифлотехнические средства обучения. У слабовидящих используются лупы, очки, большое место занимают компьютеры, снабженные брайлеровским экраном.

Неотъемлемой частью школ для слепых и слабовидящих является организация лечебно- восстановительной и профилактической работы, которая осуществляется врачами - офтальмологом, педиатром, психоневрологом и средним медицинским персоналом. Лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения. В ряд медицинских мероприятий входит периодический осмотр, медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.

Особое место в школах для детей с нарушением зрения занимают трудовое обучение и профориентация. В 1-4 классе детям прививают интерес и любовь к труду, идет ознакомление с профессиями. В средней школе дети активно вовлекаются в общественно- полезный труд, расширяются знания и умения в сфере труда. В 11-12 классе осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с вовлечением в производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятиях, формируется готовность к выбору профессии.

Работа по профориентации включает формирование психологической готовности к ныбору профессии, знакомство с характеристиками видов деятельности в рамках выбранной профессии.

Профессиональное образование предполагает профессионально-трудовую подготовку инвалидов по зрению и выдачу но окончании среднего или высшего учебного заведения документа государственного образца. В профессионально-трудовой деятельности слепых и слабовидящих доказано, что такая категория людей могут успешно реализовать себя в мире техники, науки, литературы, искусства, а также в сфере сельскохозяйственного труда. Для них доступны и рабочие специальности: слесарь, токарь. Доступны медицинские специальности: массажист, лаборант и т.д.

24. система образования лиц с нарушениями эмоционального развития (РДА). Возможности развития, образования и социализации. Общая характеристика основных зарубежных и отечествнных подходов к коррекции РДА в дошкольном и школьном возрасте.

РДА - это нарушение эмоционально-волевой сферы, которое выражается во внутреннем конфликте ребенка с окружающим миром.

- характеризуются сенсорной ранимостью

- в процессах восприятия обнаруживаются черты неравномерности (при восприятии целостного образа, воспринимаются только его компонент цвет, форма, размер)

- страдает моторика, движения угловатые, нечетко скоординированные по силе и амплитуде

- нарушение социального взаимодействия (трудно понять причины поступков людей, их чувства, недоступен юмор)

- особенности интеллектуального развития (справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок затрудняется в выполнении задания, имеющего насыщение социальным характером.). От 2\3 до 3/4 детей имеют интеллектуальное нарушение. Но РДА и интеллектуальное развитие нельзя отождествлять, т.к. немало людей с диагнозом аутизма в детстве заканчивали массовые школы, поступали в вузы, и высоко поднимались по служебной лестнице, в то время как в детстве их интеллектуальная недостаточность считалась очевидной. В любом случае следует осторожно относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка, что связано с особенностями его состояния - неравномерностью развития отдельных функций.

- особенности речевого развития, где могут отмечаться мутизм, эхолалии, отсутствие обращений, расстройства просодики.

Система помощи людям с аутизмом впервые начала формироваться в США и Западной Европе с середины 60-х г.г. 20 века. Первая в Европе школа для аутичных детей была открыта в Дании в 1920 году.

Подходы к коррекции РДА весьма многообразны.

1) Оперантное обучение широко распространено в США и др.странах. Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально. Эффективность метода достаточно высока. 50-60% способны овладеть программой массовой школы. Но вместе с тем, полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия и желаемый уровень адаптации в обществе не достигается

- ТЕАССН-программа начала разрабатываться Шонлером в начале 70-х годов в университете штата Северная Каролина, По мнению сторонников этой программы, следует Ш(и«яаатк усилия ««; на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования, Усилия направляются на развитие невербальных форм общения, на формирование простых бытовых навыков. В основе конкретных методик-четкое структурирование пространства и времени,(через различные формы расписаний). Программа практически никогда не обеспечивает высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма.

Идеальными признаются развитие и жизнь в домашних условиях. Родители, которые рассматриваются как важнейшие партнеры в коррекционной работе, учатся приема и навыкам работы с аутичными детьми. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок не может воспитываться только в семье, коррекционный процесс осуществляется в дошкольных группах или школах дневного пребывания. В группе 5-6 детей, с которыми работают 2-3 специалиста, но даже при таком раскладе специалистов недостаточно. Проживание аутичного ребенка и интернате считается весьма нежелательным.

Специальных образовательных госучреждений для детей с аутизмом в России очень мало. Только в Москве и С-Петербурге. Одним из вариантов считаться создание специальных классов для аутичных детей в массовых и специальных школах других типов. Но в настоящее время таких классов мало, и их работа крайне плохо обеспечена как в opганизационном, так и методическом плане. При потенциально сохранном интеллекте и даже определенных способностях, обучение аутичных детей в массовой школе требует специальной психолого-педагогической поддержки.

 

 

25. специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими детским церебральным параличем. Система лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Возможности социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:
оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. (постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от) года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от З до 7 лет) — игровая деятельность; в школьном возрасте — учебная деятельность.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:
развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
формирование математических представлений;
развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

В основе системы лечебно-педагогической помощи лежат раннее выявление. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.
Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.
После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Специальная школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечивают своим воспитанникам подготовку на цензовом уровне. Но дети с тяжелыми двигательнымими нарушениями могут овладеть программой только в условиях индивидуального обучения. Общий срок обучения 12 лет. В учебный план включены предметы коррекционного цикла, индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

26. Развитие и образование детей со сложными нарушениими развитии. Задачи психолого-педагогического сопровождении развитии ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развитии и образовании лиц со сложным дефектом. Пути и способы организации специального образования.

К сложным нарушениям развития относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями (слепоглухота).

Цель сопровождения ребенка с комплексными нарушениями - создание условий для появления у ребенка опыта преодоления, имеющихся у него проблем и содействие его к адаптации к окружающей среде. Основные проблемы:

1. Обучение детей с комплексными нарушениями осуществлять дифференцированно (нельзя обучать слепоглухих детей в классах для глухих).

2. В процессе образования данной категории детей необходимо знание педагогами различных областей медицины, чтобы лучше ориентироваться в структуре нарушения.

3. Система коррекционной помощи должна осуществляться в специальных учреждения по специальным программам

Задачи:

- всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение детей с комплексными

- выяснение типа нарушенных анализаторных функций и отклонений психического и физического развития

- выявление закономерностей воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития

- разработка системы процесса обучения и воспитания

- уточнение научных основ содержания обучения, принципов и методов.

Существует более 20 видов сложных нарушений

1. Дети со сложным дефектом, включающим нарушения зрения и слуха. Данная патология является самой изученной среди нарушений комплексного характера.

2. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом

3. Дети с нарушениями зрения и интеллекта

4. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта

5. Дети, сочетающие сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.

6. Речевые нарушения первичного характера у детей с расстройствами слуха

7. Дети с недостатками слуха и нарушениями опорно-двигательной системы

Коррекционная помощь детям с комплексными нарушениями ориентирована на разрешение их индивидуальных и социальных нужд. Специальных учреждений для детей с комплексными нарушениями - единицы (Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей, Головеньковский детский дом для умственно отсталых слепых (тульская область)). Дети с сочетанными нарушениями могут оказаться в стенах любого специального, которое профилировано на 1 дефект. Для них создаются специальные группы или классы.

Положения, важные для системы коррекционной работы с данной категорией детей:

1. В основу педагогической помощи положен принцип гуманизма. Все должно содействовать развитию ребенка и социализации. Необходимо опираться на сохранные возможности.

2. Предусмотрена социализация детей. Необходимо формировать жизненные навыки под влиянием социального обучения.

3. Необходимо учитывать единство диагностики и коррекции. Реализация коррекции требует систематического контроля за динамикой, происходящей в развитии ребенка.

4. Реализуется принцип комплексного воздействия. Это постоянное и тесное взаимодействие специалистов разного профиля.

Одним из важных условий организации учебного процесса является оснащение его необходимым оборудованием. Также следует учитывать особенности дидактического материала (подбор величины, цвета, выраженность тактильной поверхности. В режиме дня для детей с комплексными нарушениями должно быть предусмотрено увеличение времени для проведения гигиенических процедур, приема пищи.

27. Перспективы развитии специального образования. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. Общее и специальное образование: интеграции и дифференциация. Модели интегрированного обучения.

Современная российская система образования осваивает различные направления и формы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями и в настоящее время активно апробирует это.

В образовательной системе нашей страны существуют 3 модели интеграции:

1. Вынужденная - дети с ограниченными возможностями среди нормально развивающихся сверстников без показаний специалистов, не получая при этом специальной помощи.

2. Интернальная - объединение в самой системе специального образования детей с разными психофизическими нарушениями, при котором совеместное обучение и воспитание возможно и благоприятно.

3. Экстернальная - результат взаимодействия системы специального и общего образования. Современной тенденцией является создание большого количества учреждений для таких

категорий граждан. Это специальные образовательные учреждения, учреждения комбинированного типа (вид интеграции), например, ДОУ, где имеются как обычные, так и специальные группы. Существуют также и смешанные группы, где воспитываются нормально развивающиеся дети (2/3) и дети с нарушением развития (не более 1/3), при этом общая наполняемость группы сокращается до 12-15 человек, а педагогом смешанной группы обязательно назначается педагог-дефектолог. Хорошо себя зарекомендовали и группы кратковременного пребывания. Группы кратковременного пребывания целесообразно открывать в учреждениях следующего типа: ДОУ компенсирующего вида, ДОУ комбинированного вида, группы в ПМС-центрах. В разных регионах нашей страны апробирован и такой вариант как открытие групп кратковременного пребывания для нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушенным развитием в массовых учреждениях при наличии в них педагога-дефектолога.

 

28. Общие основы олигофренопедагогики.Определение, объект, предмет, цель и задачи, методы исследования, понятийный аппарат, связь с другими науками.

На 100 школьников в мире приходится 4-5 человек с умственной отсталостью.

Олигофренопедагогика - «олигус» - малый, «френ» - ум - это отрасль специальной педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Объект - сборная группа людей с различными по этиологии и проявлению психическими состояниями т.е. олигофрены.

Предмет - теоретические и практические вопросы изучения умственно отсталых детей.

Перед олигофренопедагогикой стоят следующие задачи:

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования:

1. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, объект, задачи. Ведутся записи (протоколы) наблюдения, полученная информация обрабатывается и интерпретируется.

2. Беседа - метод исследования, применяемый с целью получения необходимой ' информации или разъяснения того, что было недостаточно ясно при эксперименте или наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов.

3. Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те кому адресованы ответы, дают письменные ответы на вопросы.

4. Изучение продуктов детской деятельности (рисунков, тетрадей, поделок из бумаги и ДР-)-

5. Изучение психолого-педагогической документации (личных дел, медицинских карт, психолого-педагогической характеристики, дневников наблюдения, классных журналов) позволяет получить дополнительные данные о ребенке.

6. Эксперимент.

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые можно условно разделить на 3 блока:

1. Медицинские науки помогают увидеть биологические причины умственной отсталости, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его образовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.

2. Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов. К этому блоку относятся общая психология, возрастная психология, специальная психология, олигофренопсихология.

3. Педагогические науки определяют цели, задачи, принципы, содержание обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. К этим наукам относится общая педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дидактика.

 

29. История становления и развития помощи детям с недостатками интеллекта в Западной Европе.

Основные направления становления дефектологической науки.

В Средневековье в странах Западной Европы таких детей не только лишали общественной жизни, но и подвергались физическому уничтожению. А про образование таких детей речь и вообще не шла.

Переломным стал 16 век - эпоха Возрождения. Начала развиваться медицина, которая вела активное наблюдение за детьми с нарушением интеллекта, изучались и оценивались различные психические состояния. Накопление и углубление педагогических, медицинских, лингвистических знаний, об особенностях психофизического развития умственно отсталых детей, заинтересованное отношение к их воспитанию со стороны родителей и близких приведи к возникновению в западноевропейских странах практики их индивидуального обучения и трудовой подготовки.

Одним из первых представителей общей педагогики того времени, высказавшим мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушением развития, был Ян Амос Каменский - чешский ученый 17 века. Особую заботу, по его мнению, общество должно проявлять в отношении к слабоумным.

Одним из ученых в эпоху просвещения Песталоцци выдвинуто убеждение в необходимости воспитывать и обучать детей с нарушением интеллекта. Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Также он называл и некоторые принципы работы с такими детьми: посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом. Таким образом, в Западной Европе в этот период создались предпосылки для развития олигофренопедагогики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.