Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посещение и дидактический анализ посещенного урока




Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей.

Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов. Педагогическая этика.

Трудности в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов можно разделить на категории:

- Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека.

- Эффект первого впечатления — 0бусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным.

- Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

- Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

-Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.

- Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

 

Педагогические умения представляют совокупность самых раз­личных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функ­циями педагогической деятельности, в значительной мере выяв­ляют индивидуально-психологические особенности учителя (пре­подавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональ­ной компетенции.

Три основных умения преподавателя:

1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обуче­ния и воспитания в условия новой педагогической ситуации.

2) умению находить для каждой педагогической ситуации но­вое решение

3) умению создавать новые элементы педагогиче­ских знаний и идей и конструировать новые приемы для реше­ния конкретной педагогической ситуации

Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.

Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.

Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.

Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.

Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

 

  1. Психология и педагогика высшей школы: предмет,объект, задачи, категории. Связь с другими науками.  
  2. Общепсихологический контекст формирования психологии и педагогики высшейшколы.  
  3. Основные направления реформирования образования 21 века и проблемы современной высшей школы.  
  4. Основные задачи высшей школы в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», «Национальной доктриной развития образования Украины»  
  5. Образовательные уровни и образовательно-квалификационные уровни. Уровни акредитаци и типы вузов.  
  6. Методы сбора эмпирических фактов. Исследовательские умения преподавателя высшей школы.  
  7. Понятие личности в современной психологии. Теории личности в оснвных направлениях современной психологии.  
  8. Методы психологического исследования личности.  
  9. Методы педагогического воздействия на личность.  
  10. Общая характеристика студентческого возраста, как периода поздней юности или ранней врослости.  
  11. Противоречия и кризисы студенческого возраста.  
  12. ВУЗ как один из ведущих факторов социализации личности студента как специалиста. Адаптация студентов к обучению в высшей школе.  
  13. Профессиональное становление личности студента как будущего специалиста с высшим образованием.  
  14. Самообразование и самовоспитание, их значение в профессиональном росте будущего специалиста.  
  15. Психологические особенности студенческой группы, ее структура.  
  16. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива. Межличностные отношения в студенческой группе.  
  17. Проблема лидера в студенческой группе. Социально-психологический климат группы в группе и его влияние на трудоспособность.  
  18. Психология воспитания студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста и задания воспитания студентов.  
  19. Единство процессов обучения, развития и воспитания. Движущие силы обучения.  
  20. Основные линии развития в процессе обучения и воспитания.  
  21. Развитие интеллекта в процессе обучения и воспитания.  
  22. Личность и ее развитие в процессе обучения и воспитания.  
  23. Категория субъекта. Особенности субъектов образовательного процесса.  
  24. Студенты и преподаватели – субъекты образовательного процесса. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.  
  25. Психологические механизмы формирования качеств личности и анализ соответствующих функций восприятия.  
  26. Этапы становления морального самосознания и критерии моральной воспитанности человека.  
  27. Особенности педагогического общения как формы педагогического взаимодействия.  
  28. Стили педагогической деятельности, их общая характеристика.  
  29. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов. Педагогическая этика.  
  30. Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей.  

 

 

Во время практики студент обязан посещать уроки учителей и студентов-практикантов. Для выполнения задания необходимо посетить систему уроков у одного учителя. Посещающий урок должен соответствовать следующим требованиям:

· быть готовым к наблюдению урока, то есть знать тему, цель (дидактическую задачу) урока, содержание предстоящего урока и мысленно представить ход урока;

· получить согласие (разрешение) на право присутствия на уроке;

· входить в класс одновременно с учителем или ранее его;

· стараться не привлекать к себе внимания детей и учителя;

· не вмешиваться в ход урока;

· вести запись урока в специальной тетради (см. план дадактического анализа уроков ниже).

После записи наблюдений на уроке делается общий дидактический анализ каждого урока. Дидактический анализ урока – одно из ведущих умений в профессиональной деятельности учителя, поэтому он занимает важное место в работе студентов в процессе педагогической практики. Грамотное, профессиональное осуществление наблюдения, записи и анализа уроков являются определенным показателем педагогического мастерства.

 

Примерная схема дидактического анализа урока:

 

1. Общие сведения об уроке: класс; Ф.И.О. учителя; дата и время посещения урока; тема и тип урока;

2. Организация начала урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную деятельность, создание рабочей обстановки в классе.

3. Доведение до обучающихся темы урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урочной деятельности. Структура урока, соответствие содержанию и целям.

5. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность дозировки времени. Занятость обучающихся работой.

6. Содержание деятельности учителя и обучающихся на уроке:

  • эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
  • воспитание в процессе обучения;
  • сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • отбор содержания учебного материала;
  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • работа над культурой речи обучающихся.

7. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию и возрастным особенностям обучающихся:

· при решении образовательно-познавательных задач;

· при решении задач развивающего обучения;

· при решении воспитательных задач в процессе обучения.

8. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Работа с учебником, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

9. Наличие, объем и характер домашнего задания.

10. Индивидуальный подход к обучающимся. Оценка знаний и деятельности детей на уроке.

11. Мотивировка общей оценки урока:

  • качество знаний, полученных обучающимися на уроке;
  • педагогическая целесообразность применяемых методов и приемов;
  • рациональное использование времени на уроке;
  • законченность и композиционная структура урока.

12. Пожелания и предложения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.