КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Посещение и дидактический анализ посещенного урока
Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов. Педагогическая этика. Трудности в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов можно разделить на категории: - Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. - Эффект первого впечатления — 0бусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным. - Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше. - Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. -Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным. - Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
Три основных умения преподавателя: 1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации. 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение 3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета. Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием. Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди. Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.
Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога. Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.
Во время практики студент обязан посещать уроки учителей и студентов-практикантов. Для выполнения задания необходимо посетить систему уроков у одного учителя. Посещающий урок должен соответствовать следующим требованиям:
· быть готовым к наблюдению урока, то есть знать тему, цель (дидактическую задачу) урока, содержание предстоящего урока и мысленно представить ход урока; · получить согласие (разрешение) на право присутствия на уроке; · входить в класс одновременно с учителем или ранее его; · стараться не привлекать к себе внимания детей и учителя; · не вмешиваться в ход урока; · вести запись урока в специальной тетради (см. план дадактического анализа уроков ниже). После записи наблюдений на уроке делается общий дидактический анализ каждого урока. Дидактический анализ урока – одно из ведущих умений в профессиональной деятельности учителя, поэтому он занимает важное место в работе студентов в процессе педагогической практики. Грамотное, профессиональное осуществление наблюдения, записи и анализа уроков являются определенным показателем педагогического мастерства.
Примерная схема дидактического анализа урока:
1. Общие сведения об уроке: класс; Ф.И.О. учителя; дата и время посещения урока; тема и тип урока; 2. Организация начала урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную деятельность, создание рабочей обстановки в классе. 3. Доведение до обучающихся темы урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом. 4. Организация урочной деятельности. Структура урока, соответствие содержанию и целям. 5. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность дозировки времени. Занятость обучающихся работой. 6. Содержание деятельности учителя и обучающихся на уроке:
7. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию и возрастным особенностям обучающихся: · при решении образовательно-познавательных задач; · при решении задач развивающего обучения; · при решении воспитательных задач в процессе обучения. 8. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Работа с учебником, использование наглядности, характер вопросов и заданий. 9. Наличие, объем и характер домашнего задания. 10. Индивидуальный подход к обучающимся. Оценка знаний и деятельности детей на уроке. 11. Мотивировка общей оценки урока:
12. Пожелания и предложения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |