Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы обучения — это способы организации учебного процесса, а методы — способы педагогического взаимодействия преподавателя с обучающимися




Предмет педагогики высшей юридической школы — это изучение сущности и закономерностей процесса высшего юридического образования и развития личности будущего юриста в условиях вуза.

Компетенции — это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы:

1. социальная и политическая;

2. межкультурная;

3. коммуникативная, связанная с владением устно-речевым и письменным общением на родном и иностранных языках;

4. связанная с возникновением информационного общества;

5. связанная со способностью учиться на протяжении всей жизни в контексте своей профессиональной деятельности.

Все названные компетенции образуют социально-профессиональную компетентность специалиста. Анализ сущности этого понятия показывает, что акцент в нем смещается с понятийного поля «знаю, что» на поле «знаю, как».

К числу основных компетенций, образующих профессиональную компетентность юриста, относят профессионально-предметные знания, умения, навыки, способности, понимание, ответственность, человеколюбие, справедливость.

Ключевые компетенции — это компетенции широкого спектра использования, обеспечивающие продуктивность различных видов деятельности и универсальность специалиста.

Цели и задачи образования всегда соответствуют представлениям того или иного общества в конкретный период его исторического развития об идеале человеческой личности.

Педагогический идеал — это совокупность представлений о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми.

Бесцельного воспитания и образования не существует. Цель определяет все: содержание, организацию, средства и методы образования.

Целеобразование включает в себя поиски и определение целей воспитания и образования детей и взрослых.

Под целеполаганием понимается легитимизация целей, их закрепление в нормативных актах или на уровне индивидуальных установок.

Цель — это мысленное предвосхищение результата деятельности, его образ, образ такого результата, который характеризуется:

1) фиксированным временем его достижения;

2) соответствием социальным потребностям и возможностям человека;

3) стимуляцией субъекта действовать в направлении достижения этого результата;

4) операциональной определенностью (контролируемостью).

Цель выступает как непосредственный мотив человеческой деятельности.

Одной из широко распространенных технологий упорядочения и конкретизации комплекса возможных образовательных целей является так называемая таксономия образовательных целей, предложенная американским исследователем Б. Блумом. Таксономия обозначает классификацию и систематизацию объектов на основе их естественной взаимосвязи и принципа иерархичности. Суть способа в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, которые преподаватель или другой эксперт может надежно опознать.

1. знание — рассматривается как узнавание, запоминание и воспроизведение информации. Категория знания охватывает: факты, терминологию, тенденции развития, хронологию, классификации, критерии, методологию, общие и абстрактные понятия, теории, законы, принципы обобщения. Учащийся знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила, законы и принципы.

2. понимание — рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией. Понимание — более высокая ступень усвоения, чем простое знание. Оно обнаруживается в интерпретации смысла текста, в умении схватить основной смысл текста, перевести графические символы в вербальные, использовать полученные данные для определения следствий. Учащийся понимает и интерпретирует факты, правила, законы и принципы, преобразует текстовый материал в схемы, графики, таблицы, диаграммы и интерпретирует последние, предположительно описывает последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. применение — обозначает умение самостоятельно применять правила, методы, понятия, законы, принципы, теории в конкретных условиях и новых ситуациях.

4. анализ — интерпретируется как умение разбивать информацию на части и устанавливать взаимосвязи между ними. Это более высокий интеллектуальный уровень, чем предыдущие, поскольку здесь требуется осознание как содержания учебного материала, так и его внутренней структуры. Учащийся выделяет скрытые предположения, обнаруживает ошибки и недостатки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, ранжирует информацию по ее значимости.

5. синтез — обозначает умение объединить информацию, комбинировать элементы, чтобы получить новое целое, объясняющее какое-либо явление. Таким новым продуктом может быть сообщение, выступление, доклад, письменный реферат, сочинение, план действий, план решения проблемы, схематичное изображение обобщенных связей с целью упорядочения имеющихся сведений.

6. оценка — позволяет судить о ценности того или иного материала для конкретной цели. Данная категория предполагает достижение положительных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на основе четких критериев. Критерии могут быть внутренними (структурно-логическими) и внешними (соответствие поставленной цели). Учащийся оценивает логику изложения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта исходя из внутренних и внешних критериев.

 

Любая педагогическая система как модель педагогической деятельности пытается ответить на четыре краеугольных вопроса:

Ø с какой целью,

Ø чему,

Ø как и

Ø кого учить?

Соответственно, система высшего профессионального образования (в том числе юридического) должна быть нацелена на подготовку профессионала, который обладает:

Ø духовной компетенцией — способностью осознавать себя носителем ценностей национальной и общечеловеческой культур, призванным нести ответственность за свою судьбу и судьбу своих близких, соотечественников, своей страны и планеты в целом;

Ø социальной компетенцией, которая характеризуется гражданской зрелостью и социальной активностью; нравственно-этической компетенцией — направленностью на добросовестное и качественное выполнение своих профессиональных обязанностей;

Ø специальной компетенцией, представленной знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно решать задачи своей профессиональной деятельности;

Ø психофизиологической компетенцией, позволяющей специалисту адекватно реагировать на различные неординарные ситуации, возникающие в ходе исполнения им своих профессиональных обязанностей;

Ø индивидуальной компетенцией — совокупностью качеств, лежащих в основе индивидуального стиля и способа деятельности;

Ø динамической компетенцией — способностью адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию в профессиональной сфере.

 

Качественное обновление юридического образования как эффективного средства последующего саморазвития профессиональной компетентности специалистов требует разработки новой образовательной модели их профессионального становления. Сущностными для создания такой модели являются следующие системообразующие понятия.

Юридическое образование — процесс непрерывного личностно-профессионального становления юриста в социокультурном развивающем пространстве учебного заведения, результатом которого является достигнутый уровень профессиональной компетентности, позволяющий качественно решать профессиональные задачи «по долгу чести и присяги».

Профессиональная компетентность — результат юридического образования, заключающийся в достижении высокого уровня профессионального самосознания, в наличии системы потребностей — способностей к социокультурному самоопределению и творческой самореализации в жизненно-профессиональных ситуациях.

Профессиональное саморазвитие — процесс непрерывного раскрытия уникальности субъекта юридической деятельности, способствующий целенаправленному становлению личностно-профессиональной позиции, формированию творческих способностей, обеспечивающих самореализацию в юридической деятельности.

Педагогическая технология — алгоритмический процесс управления непрерывным саморазвитием потребностей-способностей-самосознания студентов, дозируемый системой средств, обеспечивающих получение прогнозируемого результата.

Модель функционирует на основе системы принципов:

гуманизации — обеспечивает ориентацию на общечеловеческие ценности, субъектную позицию всех включенных впедагогический процесс, построение юридического образования в контексте культуры;

демократизации — гарантирует реализацию прав человека, уважение его жизненного опыта, атмосферу открытости и доверия диалога и сотрудничества;

системности — предусматривает целостное изучение любого явления как многомерного и полифункционального, включенность человека в разнообразные системы окружающего мира в качестве активного элемента, влияющего на их функционирование;

персонификации — создает условия для самоопределения и самореализации личности каждого студента в соответствии с индивидуальными темпами саморазвития;

технологичности — предполагает точность образовательных целей, дозированность, надежность способов и средств обучения, достижение прогнозируемого результата; дает преподавателю возможность подняться на уровень технолога, управляющего саморазвитием студентов;

творчества — придает образовательному процессу импровизированный характер совместного проживания жизненно-профессиональных ситуаций, определения значений, личностных смыслов, ценностей; активизирует развитие творческих способностей студентов;

единства группового и индивидуального обучения — способствует включению механизмов персонализации, отраженной субъектности, воспроизводящих сущностные характеристики социальной и правовой систем, на основе которых формируется индивидуальное сознание, нравственный самоконтроль.

 

Юрист должен: обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

 

 

Исследователи профессиональной юридической деятельности обычно выделяют в ней следующие аспекты:

Ø поисковый,

Ø коммуникативный,

Ø удостоверительный,

Ø организационный,

Ø конструктивный (реконструктивный),

Ø социальный

 

Противопоказана юридическая деятельность лицам с так называемой отрицательной профессиограммой, которая включает в себя качества, не допускающее возможность работы в правоохранительной системе. К таким качествам можно в порядке перечисленных выше аспектов юридической деятельности отнести следующие: невнимательность, небрежность; отсутствие поисковой доминанты; грубость в общении с людьми, импульсивность, чрезмерная застенчивость, агрессивность; неспособность к быстрому переводу устной речи в письменную; отсутствие организаторских способностей, несобранность, нецелеустремленность, легкая внушаемость, пассивность; стереотипность и консервативность в подходе к решению профессиональных задач, низкий уровень развития общего интеллекта, отсутствие аналитических способностей; беспринципность, нечестность, цинизм, авантюризм, наслаждение властью над людьми, пороки мировоззрения и правосознания.

Стратегия концепции перманентного юридического образования состоит в том, что приобретаемые в учебном заведении теоретические знания, умения и навыки составляют только фундамент профессионального образования, который в ходе практической работы на отрезке от окончания вуза до выхода на пенсию постоянно наращивается за счет системы повышения профессионального уровня и самообразования. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях информационного общества только такая концепция юридического образования практически состоятельна.

Сегодня главная цель высшего юридического образования должна состоять в том, чтобы в результате обучения в вузе специалист высшей юридической квалификации обладал профессиональным потенциалом, который обеспечивал бы ему не только возможность решения рутинных практических задач на требуемом для исполнения должностных обязанностей уровне, но и профессиональное самосовершенствование, умение решать новые классы задач в области профессиональной деятельности от начала профессиональной карьеры до ее завершения.

 

Таким образом, современные тенденции развития юридического образования включают в себя:

Ø специализацию и фундаментализацию содержания юридического образования,

Ø его многоуровневость и многоступенчатость;

Ø формирование ключевых компетенций;

Ø гибкость учебных планов; усиление практической направленности;

Ø расширение интерактивных методов обучения;

Ø усиление интернационального аспекта;

Ø расширение сферы использования новых информационных технологий с применением компьютерной техники;

Ø индивидуализацию обучения и увеличение объема самостоятельной работы студентов;

Ø существенное повышение роли преподавателей с высоким научно-педагогическим потенциалом, способных выстраивать междисциплинарные учебные курсы и осуществлять продуктивную профессиональную коммуникацию в сфере юридического образования.

 

Педагогическую науку традиционно делят на дидактику (теорию обучения) и теорию воспитания.

Термин «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий) впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения.

Общая дидактика призвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования.

Частные дидактики (предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).

Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их исследований.

Объект дидактики высшей школы — обучение во всем его объеме и во всех аспектах в условиях вуза.

Предмет дидактики высшей школы — система отношений «преподаватель—студент», «студент—учебный материал», «студент—другие студенты», «преподаватель—учебный материал— студент».

Дидактика высшей школы — это наука об обучении в вузе, исследующая его цели, закономерности, принципы, содержание, методы, средства, организацию и достигаемые результаты. Она направлена также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Одной из главных задач дидактики как науки является познание процесса обучения, в результате чего устанавливаются закономерности этого процесса.

Дидактическая закономерность — это объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между компонентами процесса обучения, а также между обучением и внешними условиями.

Поскольку дидактические закономерности имеют преимущественно вероятностно-статистический характер, то по большей части они проявляются как тенденции, т. е. во множестве случаев, что характерно для всех общественных процессов.

 

В дидактике выделяют следующие закономерности:

Ø социальная обусловленность целей, содержания, методов обучения (раскрывается объективный процесс определяющего влияния общественных отношений и условий на обучение);

Ø воспитывающий и развивающий характер обучения (отражается взаимосвязь обучения, воспитания и развития: не может быть развития без обучения и воспитания);

Ø обусловленность обучения характером и содержанием общения субъектов образовательного процесса;

Ø зависимость эффективности обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающей средой;

Ø зависимость развития обучающегося от способов разрешения основного противоречия между познавательными (практическими) задачами и наличным уровнем необходимых знаний, умений, навыков;

Ø обусловленность результатов обучения характером педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося;

Ø зависимость результатов обучения от способов педагогической деятельности преподавателя и собственной активности обучающегося;

Ø целостность и единство образовательного процесса (отражает необходимость гармоничного единства рационального, эмоционального, информационного, поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в процессе продвижения обучающегося от незнания к знанию, от знания к умению, от умения к навыку).

 

Концепция (частная теория) — это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом.

Дидактическая концепция — это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т. д.

Дидактический принцип — основное положение, первооснова, руководящее начало в процессе и системе обучения. Дидактические принципы отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и образовательными целями. Они выступают в качестве регулятивных норм педагогической деятельности. Различают общедидактические и частнометодические принципы (например, принцип научности в общей дидактике, принцип коммуникативности в методике обучения иностранным языкам).

Обучение — специально организованный, управляемый процесс педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленный на усвоение студентами определенного объективизированного опыта человечества с целью развития профессиональной личности специалиста. Обучение как совместная деятельность преподавателя и обучающихся включает в себя преподавание и учение.

Преподавание — специальная упорядоченная деятельность педагога, включающая в себя сообщение определенной суммы знаний, умений, навыков обучающимся, организацию учебно-познавательной деятельности, оценку учебных достижений, формирование профессиональной компетентности в целом.

Учение — познавательная деятельность обучающихся по усвоению и применению знаний, умений и навыков, овладению способами учебной и профессиональной деятельности, осознанию личностного смысла и социальной значимости культурно-профессиональных ценностей.

Усвоение — это овладение индивидом исторически сформированными, выработанными обществом способами поведения знаниями, умениями и навыками; процесс их превращения в форму индивидуальной субъективной деятельности[1].

Существуют четыре вида усвоения объективизированного опыта человечества: управляемое усвоение (т. е. собственно обучение), самостоятельное, спонтанное и латентное (скрытое). Два последних включают в себя подражание и научение. Усвоение проходит поэтапно: восприятие -> понимание -> запоминание -> воспроизведение -> применение на практике -> перенос в новые ситуации.

Подражание — осознанное или неосознанное копирование индивидом особенностей выполнения операций и действий другим индивидом, осуществляемое при совместном выполнении действий или при наблюдении за деятельностью другого.

Научение — формирование новых операционных навыков под влиянием многократного выполнения осваиваемых операций в процессе тренировки или под влиянием повторения ситуаций, требующих их выполнения.

Самостоятельное усвоение — целенаправленное усвоение избранных самим субъектом обучения элементов объективизированного опыта человечества. Отличие самостоятельного усвоения от управляемого состоит в том, что при первом субъект обучения независим от преподавателя, который в силу своей профессиональной подготовленности может осуществлять отбор элементов объективизированного опыта человечества и определять способы их усвоения.

Форма обучения — это способ организации учебного процесса, его специальная конструкция (коллективная, групповая, индивидуальная работа под руководством преподавателя, заочная, экстернат).

 

В вузе на протяжении столетий функционирует лекционно-практическая система обучения, которую характеризуют следующие особенности:

— лекция используется как основная форма передачи большого объема систематизированного учебного материала в качестве ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов;

— практическое занятие проводится как форма организации учебной деятельности студентов с целью анализа, расширения, углубления, детализации, закрепления, применения и контроля усвоения полученной учебной информации под руководством преподавателя;

— самостоятельная работа студентов ведется как основа обучения в вузе;

— учебная группа выступает как центральная форма организации студентов для учебной деятельности;

— совокупность учебных групп представляет собой определенный курс обучения в вузе;

— курс учится по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий;

— учебный год включает в себя два семестра, экзаменационные сессии и каникулы;

— каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по определенным учебным предметам;

— обучение в вузе завершается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.

Содержание обучения — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективизированного опыта человечества, усвоение которой необходимо для выполнения определенной профессиональной деятельности. Содержание обучения в юридическом вузе, например, определяется действующими государственными стандартами по направлению «Юриспруденция» для различных уровней юридического образования. Элементы содержания обучения — это знания, установленные и выведенные в опыте способы профессиональной деятельности, опыт творчества, эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальности.

Метод обучения (от греч. methodos— путь, исследование) — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач обучения и достижение образовательных целей. Метод представляет собой совокупность относительно однородных приемов теоретического и практического усвоения определенного содержания обучения.

Прием обучения — элемент метода, его составная часть, определенный шаг в реализации метода обучения.

Средства обучения — специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для осуществления и повышения эффективности учебного процесса (например, аудио- и видеокурсы, учебные пособия, учебные фильмы, таблицы, схемы, компьютерные программы).

 

Эффективность обучения в вузе определяется рядом внутренних и внешних критериев.

К внешним критериям эффективности процесса обучения в вузе относятся:

Ø степень адаптации выпускника вуза к социальной жизни и профессиональной деятельности;

Ø уровень профессионализации личности молодого специалиста, т. е. уровень его профессионального мастерства;

Ø интенсивность профессионального и личностного самосовершенствования как пролонгированный эффект обучения;

Ø способность и готовность к повышению уровня образования и профессиональной квалификации.

 

В качестве внутренних критериев выступают:

Ø успешность обучения,

Ø академическая успеваемость студентов,

Ø качество знаний,

Ø уровень сформированности требуемых умений и навыков,

Ø уровень развития личности студента,

Ø уровень его обученности и обучаемости.

 

Обучаемость — приобретенные субъектом обучения под влиянием обучения и воспитания готовность и способность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям личности в соответствии с программами и целями дальнейшего обучения, т. е. общая способность к усвоению новых знаний, образцов и способов поведения, умений и навыков. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которое необходимо студенту для достижения заданного результата. Индивидуальными показателями обучаемости являются скорость и качество усвоения обучающимся определенного содержания обучения.

Обученность — наличный запас усвоенных знаний, понятий и способов деятельности, т. е. система знаний, умений и навыков, соответствующая заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.

Качество обучения оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания обучения, т. е. степень его соответствия образовательному стандарту. Одним из основных показателей высокого качества обучения является способность обучающихся и выпускников вуза самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи.

Качество образования трактуется как определенный уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

 

Дидактические принципы в юридическом образовании:

1. культуросообразности, научности,

2. фундаментализации,

3. системности,

4. профессиональной направленности.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и обучении национальной и мировой культуры, включая традиционные актуальные культурно-правовые ценности, с целью укоренения студентов юридического вуза в культуре.

Принцип научности означает соответствие учебного материала уровню современной правовой науки, ознакомление обучающихся с закономерностями и методами научного познания, историей и современными идеями правовой науки, использование методов обучения, адекватных его целям и содержанию.

Принцип фундаментализации юридического образования. В научно-педагогической литературе отмечается усиление общеобразовательных компонентов высшего профессионального образования, которые вместе с блоками фундаментальных и прикладных учебных дисциплин обеспечивают студентам качественную общеобразовательную и профессиональную подготовку, формируют способность и готовность к непрерывному в течение всей жизни образованию, повышению профессиональной квалификации и переквалификации. Эти общеобразовательные компоненты, называемые «базисными квалификациями», включают в себя владение «сквозными» знаниями и умениями, в частности умением пользоваться компьютером, умениями поиска, систематизации, интерпретации и анализа учебной и профессиональной информации, владение иностранными языками, эффективное владение устной и письменной речью на родном языке в повседневном и профессиональном общении, умениями и навыками аутодидактики, самостоятельной работы, владение педагогическими, психологическими, экономическими, экологическими, этическими знаниями. Одной из важнейших составляющих фундаментализации высшего юридического образования является изучение студентами цикла общих математических и естественно-научных дисциплин.

 

Принцип системности обучения также тесно связан с принципом научности. Принцип системности характеризует наличие в сознании обучающихся структурных связей, адекватных связям между элементами изучаемой науки (системы наук). Для усвоения студентами знаний в системе, адекватной системе изучаемой науки, необходимо включить в содержание обучения специальные методологические знания, т. е. общенаучные категории и понятия, знания о структуре знаний, методы научного познания.

 

Принцип межпредметных связей предполагает согласованное изучение теорий, концепций, законов, понятий, общих для преподаваемых предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общепрофессиональных видов деятельности и систем отношений. Реализация данного принципа в обучении должна воспрепятствовать тому, чтобы одни и те же явления были расщеплены в сознании студентов на не связанные друг с другом сведения из различных учебных дисциплин.

 

Принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе имеет особое значение, поскольку именно он во многом отражает специфику высшего профессионального образования. Синтезируя межпредметные связи между гуманитарными, фундаментальными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами и обучением профессиональным практическим умениям и навыкам, данный принцип способствует первичной профессионализации личности студента, формированию его профессиональной направленности на трудовую деятельность и конкретную профессию. Реализация данного принципа в юридическом образовании предполагает соответствующую направленность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную деятельность юристов, сочетание содержания теоретического материала с развитием практических умений, введение в содержание гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных дисциплин профессионально значимых материала, умений и видов деятельности.

 

 

Прочие принципы:

Принцип связи теории с практикой требует гармоничного сочетания научно-правовых знаний с юридической практикой и повседневной жизнью людей. Этот принцип реализуется путем создания условий для перехода в образовательном процессе от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике. Для студентов ясны результаты обучения, возможность их практического применения во время учебы, учебной практики, последующей профессиональной деятельности. На занятиях рассматриваются реальные ситуации, возникающие в практической деятельности юриста, большое внимание уделяется развитию профессиональных практических умений и навыков юриста. Аудиторные занятия и самостоятельная работа согласованы с программой учебно-производственной практики студентов.

 

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения непосредственно связан с предыдущим принципом и означает осуществление образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, интересов). Его суть — гибкое использование преподавателем различных форм и методов обучения с целью достижения наибольшего педагогического эффекта по отношению к каждому обучающемуся.

 

Принцип доступности также связан с предыдущими принципами и означает соответствие объема и сложности учебного материала реальным возможностям обучающихся. Его правило: от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип последовательности отражает содержательно-логические связи обучения с познавательными возможностями студентов, их предшествующим обучением, содержанием других учебных предметов. Он требует логического структурирования содержания и процесса обучения.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике, сформулирован как «золотое правило» дидактики Коменским. Согласно данному принципу эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения всех органов чувств к восприятию и переработке учебной информации.

 

Принцип активности и сознательности отражает зависимость эффективности обучения от степени познавательной активности учащихся и осознанного усвоения ими новых знаний. Активность и сознательность в обучении предполагает опору на интересы студентов, их включение в решение проблемных вопросов, использование активных методов обучения, сочетание коллективных и индивидуальных форм учебного процесса.

 

Принцип взаимного уважения всех участников образовательного процесса предполагает сочетание разумной требовательности, гуманности и справедливости.

 

 

Одна и та же форма организации обучения может видоизменяться в зависимости от задач и методов обучения. Например, такая ведущая форма организации процесса обучения в высшей школе, как лекция, может быть вводной, обзорной, проблемной, бинарной и т. д.

 

К числу основных организационных форм обучения относятся:

Ø лекции,

Ø практические занятия,

Ø семинары,

Ø учебные конференции,

Ø консультации,

Ø коллоквиумы,

Ø профессиональные тренинги,

Ø учебно-производственная практика,

Ø самостоятельная работа студентов,

Ø юридические клиники,

Ø зачеты,

Ø экзамены.

 

Лекция (от лат. lectio — чтение) — логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Это одна из основных форм учебного процесса и главный метод обучения в вузе.

 

Через лекцию преподаватель реализует свои основные педагогические функции: обучающую, воспитывающую, развивающую и организационно-стимулирующую.

Обучающая функция выражается в обеспечении слушателей основной научно-практической информацией, необходимой для их профессиональной деятельности.

Воспитывающая функция предполагает содействие формированию ценностных ориентации, мировоззрения, правосознания студентов посредством персонифицированного изложения учебного материала, комментирования различных позиций и точек зрения, связи теории с практикой, обсуждения актуальных юридически значимых событий.

Развивающая функция реализуется в непосредственном педагогическом общении преподавателя и студентов, через активизацию творческой мыслительной деятельности обучающихся с помощью постановки и решения проблемных вопросов, обеспечивающих профессионально-личностное развитие.

Организационно-стимулирующая функция предусматривает организацию и управление самостоятельной работой студентов как во время лекции, так и во внеучебное время, побуждение к самостоятельному углубленному изучению затронутых в лекции вопросов.

 

 

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие виды лекций.

Вводная лекция читается в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий.

Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения.

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, имеет объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли либо института права. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала курса.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней обобщается ранее изученное, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучающихся в предэкзаменационный период.

 

Основные дидактические задачи семинарских занятий: развитие творческого профессионального мышления студентов; повышение учебно-познавательной мотивации; овладение языком права, навыками оперирования категориально-понятийным аппаратом правоведения; овладение умениями и навыками постановки и решения профессиональных проблем; формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения; углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний, превращение их в убеждения.

В зависимости от основной целевой установки различают три типа семинаров:

1) семинар для углубленного изучения определенного учебного курса, тематически прочно связанный с материалом этого курса;

2) семинар для основательной проработки наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или одной темы;

3) семинар исследовательского типа для научной разработки отдельных актуальных проблем, который может трансформироваться в спецсеминар.

 

Учебная конференция в содержательном и организационном аспектах близка семинару и является его развитием, вследствие чего методика проведения конференции аналогична методике проведения семинара.

 

Консультация предназначена для помощи студентам в самостоятельной работе, ликвидации пробелов в их знаниях.

 

Консультации могут быть текущими и предэкзаменационными, на которых излагаются требования, предъявляемые обучающимся на зачетах и экзаменах, а также индивидуальными и групповыми.

 

Учебно-производственная практика является составной частью и одной из самых сложных форм учебного процесса.

 

Юридическая клиника. Цели обучения в юридической клинике в целом совпадают с целями учебно-производственной практики.

 

Самостоятельная работа студентов — это планируемая работа студентов, выполняемая самостоятельно по заданию и при методическом руководстве преподавателя с целью развития своих познавательных способностей и направленности на непрерывное самообразование.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу студентов, в большинстве университетов мира составляет 1: 3,5. Согласно современной образовательной парадигме любой выпускник вуза должен обладать фундаментальными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, опытом творческой и исследовательской деятельности, социальной, коммуникативной и аутопсихологической компетенциями, которые формируются и в процессе самостоятельной работы студентов.

Дидактические задачи СРС:

Ø закрепление, углубление,

Ø расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;

Ø самостоятельное овладение новым учебным материалом;

Ø развитие профессиональных умений,

Ø умений и навыков самостоятельного умственного труда;

Ø развитие самостоятельности мышления,

Ø интереса к юридической литературе,

Ø практической юридической деятельности,

Ø правотворческому процессу.

 

Основные формы СРС:

Ø домашняя учебная работа;

Ø подготовка рефератов по отдельным темам;

Ø учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (учебно-исследовательская работа студентов — УИРС и научно-исследовательская работа студентов — НИРС), предполагающая участие в работе научных студенческих кружков и научных студенческих конференций;

Ø подготовка курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций;

Ø организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время.

 

 

Формы и методы педагогического контроля являются неотъемлемой частью учебного процесса.

 

Педагогический контроль имеет три взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровне знаний, умений, навыков, в определении уровня сформированности профессионально значимых качеств, в оценке учебной деятельности и поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации учебной деятельности студентов.

Воспитательная функция заключается в том, что система педагогического контроля дисциплинирует, организует и направляет учебную деятельность студентов, помогает выявлять и устранять пробелы в знаниях, способствует развитию творческого отношения к учебе и аутодидактической компетенции.

 

Педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует их учебную деятельность (опрос на практических занятиях и семинарах, контрольные работы, домашние задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль служит для определения уровня усвоения конкретной темы или раздела курса.

Рубежный контроль представляет собой проверку учебных достижений студентов перед началом изучения следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль в форме итогового зачета или экзамена призван выявить результаты изучения определенной дисциплины и возможности студентов для дальнейшей учебы.

Заключительный контроль осуществляется в форме госэкзаменов и защиты дипломной работы.

 

Проведение практических занятий в форме диспутов, дискуссий, деловых игр, коллоквиумов, подготовка рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ способствуют развитию творческой профессионально компетентной личности специалиста. Зачеты и экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента.

Тестирование исключает субъективизм преподавателей, повышает объективность оценки знаний и умений студентов при условии, что тестовые задания отвечают требованиям надежности и валидности.

Тестирование применяется в учебном процессе в основном с целью проверки объема и качества усвоенных знаний.

 

В зависимости от различных критериев выделяют следующие виды тестов.

По цели применения — тесты: определения способностей; диагностический; успеваемости; общих умений; «размещения» учащихся при комплектовании учебных групп и т. д.

По характеру осуществления педагогического контроля — тесты: текущего и промежуточного контроля успеваемости; итогового контроля успеваемости.

По объекту контроля — тесты: профессионально-предметной компетенции, измеряющий уровень и объем усвоения учебного материала по предмету; прагматический, измеряющий уровень сформированности профессиональных практических умений.

По направленности тестовых заданий — тесты: дискретный (по одному разделу или предмету); интегрированный; глобальный (для проверки суммы знаний).

По форме тестовых заданий — тесты: закрытой формы с выбором одного (правильного) ответа из нескольких приведенных; открытой формы, где испытуемым нужно дополнить, закончить предложение, дать свое определение (например: «Демократия — это...»).

 

Разработка тестовых заданий включает в себя несколько этапов:

1. выбор содержания и формы заданий;

2. создание инструкции и описание теста; апробация теста;

3. обработка эмпирических данных;

4. интерпретация результатов обработки;

5. экспертиза качества теста.

 

 

К тесту закрытой формы предъявляются следующие требования:

стандартная инструкция;

полная ясность и предельная краткость текста;

простая стилистическая конструкция;

наличие только одного правильного ответа;

приблизительно одинаковая длина всех ответов;

отсутствие противоречий между основной частью и ответами.

 

Чем более полно отображено содержание курса в тестовых заданиях, тем выше валидность теста. Объективность теста образуется из сочетания его валидности и надежности.

Валидность — это пригодность теста для качественного измерения того, для чего он был создан, т. е. соответствие теста по форме и содержанию его цели. Оценка валидности производится по результатам тестирования, результатам экзаменов и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.

Надежность — устойчивость результатов теста, получаемых при его многократном применении. Надежность оценивается по результатам параллельного тестирования в двух группах, повторного тестирования, расщепления теста на две части для установления корреляции между ними.

 

 

В классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся, уровня их мыслительной активности при усвоении изучаемого материала.

Выделяют следующие методы:

Ø объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

Ø репродуктивные;

Ø проблемного изложения;

Ø частично-поисковые (эвристические);

Ø исследовательские.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.225 сек.