Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением




Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нор­мы, но по своему усмотрению.

Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные в известной мере производны от первых регулятивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмот­ренных регулятивными нормами.

Нормы финансового права - это установленные государством общие правила поведения субъектов в сфере общественных отношений по организации государственных и муниципальных финансов, а также возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности, направленные на урегулирование финансовых отношений путём определения прав и обязанностей их участников, имеющих многократное применение, обеспеченных всеми мерами государственного принуждения и распространяются на широкий круг общественных отношений.

Классификации финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. Их класси­фикация важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства.

1. В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

- К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления их участникам прав и воз­ложения на них обязанностей.

Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвано прежде всего отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закре­пить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст. 51, 56 Налогового кодекса РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов без­вестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

- К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы ст. 116-129 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений.

2. Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.

- Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные поло­жительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-пра­вовых актах в виде прямых обязательных предписаний. Напри­мер, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах». Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке. Например, в норме ст. 121 БК РФ обязанность эмитента по веде­нию долговой книги сформулирована так: «Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Госу­дарственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соот­ветствующего обязательства».

- Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, ука­занных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми орга­нами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Запрещающие финансово-правовые нормы встреча­ются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований, не могут разви­ваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъек­тов, т.е., за счет обязанности по уплате налога, по выделению бюд­жетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержа­ния, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-право­вого регулирования.

Существует два вида управомо чивающих финансово-право­вых норм.

Для первого вида этих норм характерно, что возмож­ность их реализации (или не реализации) зависит исключитель­но от воли субъектов финансового права. Главным образом к та­ким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в послед­ние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво­боду в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. Например, нормы ст. 31 БК РФ закрепляют принцип самостоятельности бюд­жетов через права органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета. Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязан­ностями для данных органов.

3. Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в про­цессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируют­ся.

В связи с этим в науке выделяются так называемые специа­лизированные нормы. Они не являются самостоятельной норма­тивной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

Су­ществуют следующие виды специализированных норм в финан­совом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; колли­зионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

- Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фик­сируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ч. 1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

- В нормах дефинициях в обобщенном виде закрепляются при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст. 8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст. 6 БК РФ. Ими определяются понятия бюд­жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.

- В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де­ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст. 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

- Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступ­ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы нормы ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Россий­ской Федерации» от 17 июля 1998 г.

- Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на за­коны, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Коллизионной явля­ется норма, содержащаяся в ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Феде­рации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, опре­деленный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса».

Кодификация финансового законодательства, проведенная в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализиро­ванных финансово-правовых норм.

- Заметное место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представ­ляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в за­коне о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год ре­комендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь поли­тики федерализма, реализацией курса на финансовую децент­рализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

4. Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, клас­сифицируются по объему действия на общие и специальные.

- об­щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а

- специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.

5. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Феде­рации; б) на территории соответствующего субъекта Россий­ской Федерации; в) на территории соответствующего муници­пального образования. Соответственно, первые содержатся в пра­вовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в правовых актах органов мест­ного самоуправления.

6. По времени действия финансово-правовые нормы подразделя­ются на общие и временные.

Временные нормы — это нормы, установленные на определенный срок. К временным финансово-правовым нормам относятся, преж­де всего, предписания ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. Эти нормы действуют, как правило, в течение срока действия соответствующе­го закона (или постановления органа местного самоуправления) о бюджете на финансовый год. Они содержатся в этих законах и постановлениях, а также в обеспечивающих (конкретизирующих) их нормативных актах. Например, в 1998 г. в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1998 год» было принято постановление Правительства РФ «О порядке пре­доставления в 1998 году налогоплательщикам отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов и других обязательных платежей в фе­деральный бюджет», которое содержало нормы, действующие только в 1998 г.

7. В зависимости от особенностей предмета финансово-право­вого регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы определяют источ­ники образования денежных фондов государства и муниципаль­ных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фон­дов. Таковы почти все нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, большинство норм части первой Налогового кодекса, РФ и. др.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм. К процессуальным нормам относятся нормы, содержащиеся в ст. 169-264, 274-281 БК РФ и определяющие порядок составле­ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Ряд процессуальных норм содержится в части первой Налогового кодекса РФ.

8. По предмету правового регулирования отношений отдельными институтами отрасли финансового права выделяются бюджетные, налоговые (доходные), расходные (сметно-бюджетные), кредитные, страховые, расчетные, валютные нормы.

9. По субъектам, издающим нормы, они распадаются на: а) нормы закона и нормы подзаконного акта; б) государственно-правовые и муниципальные нормы; в) нормы представительных органов и нормы исполнительных органов.

 

В современных условиях в связи с развитием финансового за­конодательства число процессуальных финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно вы­сокой степени гарантированности материальных финансово-пра­вовых норм на современном этапе и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.