Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заповеди для родителей от Марии Монтессори




Задачи

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно -это этапы достижения целей.Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов,удовлетворения определенных социальных потребностей.

6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности.

Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование,предметом которого выступают перспективы развития явлений. Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможногоразвития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.).Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательныйхарактер.


1. Социальная проекция.
2. Социальная диагностика.
3. Социальное предвидение.
4. Социальное прогнозирование.
5. Социальное планирование.
6. Социальное конструирование и социальная инженерия
.

Провал того или иного социального проекта часто является следствием того, что
инициаторы понадеялись на здравый смысл, на интуицию, на свои догадки, не
проведя хотя бы скромных исследовательских действий. Нередко диагностические и
прогностические исследования позволяют уточнить и даже изменить стратегию
действий в рамках социального проектирования.
Чтобы не допустить провала проекта, мы должны чётко осознавать,
во-первых, изучить имеющиеся уже сейчас условия деятельности, т. е. провести
диагноз обстоятельств, на ко-торые мы можем в своем проекте опереться или
которые будут нам противостоять;
во-вторых, нам надо понять, как проект будет развиваться во времени,
следовательно, стоит задача спрогнозировать будущие состояния общества, будущие
обстоятельства, связанные с нашим проектом, и его воздействие на социальную
действительность.
Иначе говоря, нам надо поставить диагноз и сделать прогноз.

I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ
Социальная проекция: подходы к проблеме
В основании социального проектирования лежит построение социальной проекции.
Вообще проекция может быть нескольких видов:

1. Психологическая проекция
Как уже было сказано на предыдущей лекции: термин "projectio" происходит от
латинского "бросание вперед, выбрасывание". В основном этот термин использовался
в психологии для характеристики восприятия собственных психических процессов
как свойство внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него
своих внутренних импульсов и чувств (перенос определенных субъективных
представлений на объективный предмет). Проекция играет большую роль в
формировании психики, особенно в раннем детском возрасте, когда отсутствует
четкая дифференциация между собственным "Я" и внешним миром.
Механизм проекции используется в диагностических целях в так называемых
проективных тестах для выявления скрытых мотиваций и побуждений.
Этот вид проекции можно назвать ещё субъективно-личностным, он включает в себя
желания, помыслы, фантазии и мотивируется побуждениями личностного
психологического ожидания чего-то от будущего.

2. Социальная проекция как форма видения будущего
Кроме психического переноса вполне правомерно рассматривать и перенос
социальный. Именно это наполняет проекцию социальным смыслом.
В чём смысл социального переноса?

1. Человек составляет представление: он ожидает что-то от будущего, он
всматривается в него, ему свойственны определенные социальные надежды. Они,
естественно, личностно окрашены и социально обусловлены. Проще говоря, человек
как бы представляет, как он будет жить в том временном измерении, которое еще не
оформилось. Этот перенос и есть проекция.
2. Человек делает выбор - социальное предпочтение. Социальная проекция
обусловлена социальными качествами и социальными предпочтениями субъекта. Она
мотивируется системой социальных ценностей, мировоззрением, социальными
предпочтениями и социальными ожида-ниями, которые основаны на социальных
эмоциях.
3. В отличие от прогноза, проектирования и конструирования, социальная проекция
- специфический взгляд в будущее. Перенося на будущее свои сегодняшние
социальные чувства и социальные предпочтения, субъект социальной проекции как бы
выбирает среди множества версии социального развития ту, которая в максимальной
степени соответствует шкале его социальных ценностей. Он не конструирует
социальный мир, а только лишь обозревает среди множества возможных миров тот, в
котором он бы жил в будущем. Он ищет свой социальный мир. Социальная проекция
лишена предметности, но в своей социальной иллюзорности вместе с этим имеет ряд
совершенно реальных характеристик.

А) Она не обременена условиями реализации социальных проектов, их ресурсами и
технологией, которые, как правило, приводят совершенно не к тому результату,
который изначально проектировался.
Б) Проекция не характеризуется этапностью планирования и несоответствием
планируемых этапов реальным показателям.
В) Проекция - это не прогноз, основанный на учете составляющих того или иного
социального действия.
Можно сказать так, что социальная проекция как взгляд в будущее, основанный на
социальном ожидании и социальном предпочтении, не ограничена реалиями бытия.

Социальная проекция отлична от социальной фантазии и социальной иллюзии.

Социальная фантазия и социальная иллюзия могут трактоваться как необходимая, но
недостаточная часть социальной проекции. И той, и другой свойственны те или иные
социальные ожидания, но фантазия и иллюзия лишены обоснованных социальных
предпочтений, в частности, тех, которые мотивируют социальное действие. Если
социальную фантазию и социальную иллюзию и роднит с социальной проекций взгляд в
будущее, основанный на том или ином социальном ожидании, то социальное
предпочтение - основная часть социальной проекции, предполагает некоторое
социальное действие.

Итак, с осмысления или обозначения социальной проекции мы можем говорить о
начале процесса проектирования. Социальная проекция - это некоторая канва,
которая задаёт нам ориентиры для будущих действий.

II. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Начнём с диагноза. Социальная диагностика - это установление степени
соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов,
свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам.
В основе социальной диагностики лежат:

I. Объективные факторы. Это статистические данные.
В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются
различные измерительные процедуры.
Практика социальных обследований с применением статистики уходит корнями в XVII
век. В XIX веке со-циальные обследования проводились для получения достоверного
материала об условиях и уровне жизни в городах, распространения бедности и т.д.
Эти данные становились предметом общественного внимания, они использовались в
аргументации позиций по актуальным проблемам, обсуждавшимся в обществе.
В наши дни мы чаще всего используем статистику как базу для установления
объективных параметров той или иной социальной проблемы.
На основании данных о числе родившихся и числе умерших можно судить об утрате
или естественном прироста населения.
II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей.
Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о
жизнеспособности проекта, поскольку необходимо учесть субъективные факторы,
влияющие на то или иное поведение людей.
Установки могут существенно изменить объективные параметры проблемы. Всегда
необходимо учитывать, что в социальной сфере объективные данные несут на себе
отпечаток субъективных позиций исследователя.
Через объективные и субъективные факторы мы описываем параметры социальной
реальности, которые нам необходимо будет сравнить с социальными показателями
для установления соответствия или не соответствия.
В показателях, применяемых в социальной сфере, отражаются культурные традиции,
принятые стандарты жизни, идеальные представления о благосостоянии (например,
нормы жилплощади, рождаемости, средней зарплаты и т.п.).
Этапы диагностики:
На первом этапе диагностики проводится сравнение:

 

  • с результатами деятельности (свойствами и т. д.) других (мы бы сказали "чужих"). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;
  • с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т. д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название "индивидуальная соотносительная норма"; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - "групповая соотносительная норма";
  • с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.


На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится
классификация по интересующим нас признакам, цель которой - определение
причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.
Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику
социальной реальности "здесь и сейчас". Но то, что есть "здесь и сейчас", имело
свое прошлое, свою историю, оно не пришло из ниоткуда. Оно будет иметь и свое
будущее, причем будущее не обязательно станет повторением того, что есть "здесь
и сейчас". Это обстоятельство требует от нас не ограничиваться диагнозом
сегодняшних проблем и сложившихся к данному моменту наших возможностей. Даже
краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же
говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление,
если мы не прогнозируем будущих стадий развития общества и влияния нашего
проекта на это развитие.
В этой связи в следующем параграфе и пойдет речь о социальном предвидении и
социальном прогнози-ровании, применяемом для оценки жизнеспособности социального
проекта.

III. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ.
В современной зарубежной и отечественной литературе научное предвидение обычно
подразделяется на естественнонаучное (перспективы развития природы в целом или
отдельных ее явлений) и социальное (перспективы развития личности и общества).
Предвидение в научной литературе в большинстве случаев трактуется в двух
смыслах:
а) как предсказание тех или иных событий;
6) как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте.

Социальное предвидение имеет несколько форм конкретизации. Прежде всего, нужно
отметить предчувствие (простое предвосхищение), которое может выступать как
психофизиологическое или биологическое явление, практически присущее всем высшим
живым организмам, и как социальное явление, которое находит воплощение и
отражение в жизни многих людей и связано обычно с ожиданием вероятностных
событий. Более высокой формой является предугадывание (предвосхищение), которое
присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности,
как размышление о будущем на основе личного опыта.

Это проявляется в представлении о будущности своей личной судьбы, своей профессии, своего
ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).
Следующим уровнем является конкретное научное предвидение как логический вывод
из закономерностей развития определенного природного или общественного явления,
когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития
представляется в виде определенного алгоритма. Иногда конкретное научное
предвидение обретает вид предсказания, когда оно локализовано во времени и
пространстве.
Высшей формой научного социального предвидения является
определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего
общества, касаются всего человечества или его крупных частей.
Социальное предвидение представляет собой форму опережающего отражения
действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся
к будущему или к неизвестным в данный момент его состояниям, но поддающимся
выявлению и использованию в теории и практике управления.
Особо следует подчеркнуть, что важнейшая функция научного предвидения состоит в
том, чтобы дать информацию о степени неопределенности различных неуправляемых
параметров, влияющих на результаты управления. В этой связи имеет смысл
остановиться на классификации неопределенностей.
Неопределенность, т. е. неполное и неточное представление о значениях различных
параметров в будущем, порождается различными причинами. Если классифицировать
виды неопределенности в зависимости от причин, по которым они возникают, то
можно выделить два их вида.
К первому будут относиться неопределенности, являющиеся следствием неполного
знания объективных тенденций и закономерностей, по которым развивается тот или
иной процесс, а ко второму- неопределенности, порождаемые другими причинами, в
том числе и случайно-стью.
Нужно иметь в виду, что по мере углубления знании об интересующем нас объекте
неопределенности первого вида уменьшаются. Что же касается неопределенностей
случайного харак-тера, то они объективно присущи реальной действительности, и их
нельзя устранить. Такие неопределенности можно только учесть при сравнении
альтернатив и выборе наилучшей.


IV. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Слово "прогнозирование" происходит от греческого слова, означающего предвидение
или предсказание. Однако, социальное прогнозирование - не один из видов
предвидения, а следующий этап, который связан с управлением процессом.
В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде
формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в
будущем.
В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование
перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными
оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого
явления.
Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы
содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование
характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь
намечаемой программы действии.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с
относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения
заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о
будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход)
представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока
не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания
для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о
будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из
многозначности развития.

Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определенными
количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое
количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а
досрочное освобождение заключенного при известных условиях - к категории
предсказаний.
Можно сделать вывод, что предсказание - это качественные оценки будущего, а
прогноз - количественные оценки будущего.
Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее
приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил,
способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с
альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность
возможных решений.
Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности
социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.

 

  • Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
  • Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.

В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от
конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования
решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или
иного пути развития в будущем, а в пла-не выражено решение о том, какую из
возможностей общество реализует.

Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и
технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой.
Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности.
Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах
человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка
неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или
стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи
противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои
действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее,
если обещано похолодание, и т. д.).

Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных
явлений и процессов и управ-ление ими тесно связаны. Спрогнозировав
нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить,
что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный
процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его
расширению по территории дей-ствия, охвату людей, длительности проявления и т.
д.
Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в
научно-технической, экономической сферах смысл нововведения - достижение большей
эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично.

Чем это определяется?
1. В социальной сфере улучшение положения одних людей может создавать
напряженность (иногда - только психологическую) у других. Социальное
нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.
2. Успешное решение одних социальных проблем может порождать другие проблемы или
оказаться успе-хом не в том смысле, в котором понималась задача.

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция,
моделирование, экспертиза.

Классификация прогнозирования на экстраполяцию, моделирование и экспертизу
является достаточно условной, поскольку прогностические модели предполагают
экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют собой итоги
экстраполяции и моделирования и т. д. В разработке прогнозов также используются
методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы,
экономические, социологические и др.

1. Метод экстраполяции.
Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко
использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция - это
распространение выводов, сделанных при изу-чении одной части какого-либо явления
(процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной
области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения,
что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.
Пример экстраполяции: ряд чисел 1, 4, 9, 16 подсказывает, что следующим числом
будет 25, поскольку начало ряда составляют квадраты чисел 1, 2, 3, 4. Мы
экстраполировали найденный принцип на ненаписанную часть ряда.
Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности
населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода
может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана
характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от
настоящего на несколько десятилетий.
С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно построить
экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.
Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода
прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые
связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает
возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может
медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который
завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если
не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение
метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование. Моделирование - это метод исследования объектов познания на их
аналогах (моделях) - вещественных или мысленных.
Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или
увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются
мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с
реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и
избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения.
Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть
подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что
меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального
объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и
как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть
желательно для создателей проекта.

В социальном проектировании точнее говорить, что созданная на основе замысла и
предварительной информации модель позволяет выявить, уточнить и ограничить цели
разрабатываемого проекта.
В то же время недостаток модели - ее упрощенность. Те или иные свойства и
характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в
расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы
крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об
объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к
социальному проектированию и прогнозированию.
"Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только
математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на
естественном языке".
Это обстоятельство важно учитывать в социальном проектировании. Приемы
моделирования способны облегчить задачи проектирования, сделать проект
обозримым. Многие, ведя беседу, держат перед собой лист бумаги и по ходу
изложения своей точки зрения фиксируют основные пункты, обозначают стрелками и
другими знаками связи между ними и т. д. Это - одна из обыденных форм
визуализации, широко применяемой в моделировании. Визуализация способна более
четко выявить суть проблемы и ясно обозначить, в каких направлениях она может
решаться и где ждать успеха, а где провала.
Значение нематематического моделирования для социального проектирования очень
велико. Модель позволяет не только выработать эффективное управленческое
решение, но смоделировать конфликтные ситуации, вероятные при принятии решения,
и способы достижения согласия.
Фактически моделированием являются любые разновидности деловых игр.
Анализ и моделирование социальных систем в последнее время разворачиваются в
автономную социологическую дисциплину с оригинальным математическим программным
обеспечением.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном
проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного
обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем
определенности параметров, подлежащих изучению.
Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как
разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в
связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело
общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает
неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере
нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль
точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения
экспертных оценок.
Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое
осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста,
способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому
вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на
"здравый смысл".
Социальный проект подвергается экспертизе на всем протяжении его разработки и
осуществления.

 

  • На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта.
  • Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется.
  • Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны.
  • При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза.
  • Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией.
  • Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

 


V. СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Развитие общества не должно быть стихийным и непредсказуемым. Историческая
практика говорит о том, что общество тогда может целенаправленно изменяться,
когда оно планомерно, на основе научных данных планирует свое изменение. Это
говорит о том, что оптимальное научное управление общественной жизнью требует
рассматривать социальное планирование как единство познавательной и
общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику во
всех сферах общественной жизни - экономике, социальной сфере, политике,
духовной жизни и т.п.
Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение
целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных
Процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.
Уровни социального планирования
Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне
социальной организации осуществляется то или иное социальное изменение или
социальная трансформация.

 

  • Первый уровень планирования - это планирование социального развития трудовых коллективов.

Различные виды производственных коллективов предполагают при
планировании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует,
что на уровне трудового коллектива наиболее действенными оказались планы,
которые базировались на следующих принципах. На что нужно обращать внимание?

Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сделать для успешного
развития произ-водства и как он сам будет изменяться под влиянием
научно-технического и социального прогресса.

Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые
может создать коллектив для человека, конкретных преимуществ, которые он может
получить в процес-се распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса -
в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня
жизни работников и возможностей, ко-торыми располагает конкретное производство
или регион. Важнейшим аспектом реализации это-го принципа является
совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы
высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению
заинтересованности людей в конечных результатах труда.
Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией,
городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать
спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной
деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими
процессами.

 

  • На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму

целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики,
области (края), экономического района и других административных единиц. Для
решения задач эффективного функционирования всего общественного организма
огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в
территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков,
рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений,
распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной
целевой установкой для регионального социального планирования является создание
благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

 

  • Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью

учитывать, что каждый из социальных процессов - развитие наций, повышение уровня
жизни народов, ми-грация населения, совершенствование системы образования -
требует нахождения того, что характеризует его сущность и специфику в данном
регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает
его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий
становится оптимальное сочетание отраслевого и регионального планирования в
интересах эффективного функционирования общества. Особенностью регионального
планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа
системности, определяемого совокупностью показателей. Кроме того, проблемы,
стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности
совпадают с общегосударственными.

Формы социального планирования
Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом:

 

  • во-первых, адресным планированием,
  • во-вторых, планированием при помощи косвенных (экономических и социальныхрычагов.


1. Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное планирование включает
разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения
различных госу-дарственных или общественных организаций. На этом уровне
устанавливаются задания по достижении определенного уровня общественного
развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального
соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения
отражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень
достижений науки и техники, потребности людей.

По своей сути социальное планирование связано с определением сроков, необходимых
для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше
требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого
решения, но и для его осуществления. Временная протяженность планового периода
не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных
и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во
многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя
научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.

2. При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно
изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе
определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и
общественному регулированию. Применительно к ним ставится задача их
количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений
в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий и негативных
результатов.

В действительности самого процесса планирования выявляются также те переменные,
на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются
объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать
количество трудовых затрат, не требующих квалификации или тяжелого физического
труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование
роста квалификации рабочих. Планы повышения их профессионального уровня
предполагают прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно
найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, - это
является особенно важным - многим из специальностей предстоит сохраниться только
как этапу в трудовой деятельности человека.

Очень важно при социальном планировании учитывать интересы конкретных социальных
групп. При решении экономических задач интересы всего народа и отдельных
социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах
общественной жизни Так, целью в сфере производства является минимум затрат при
реализации поставленной задачи. Добиваться же минимизации затрат при
планировании социальных процессов - значит сознательно идти на ущемление
интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда
достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального
планирования.
Следует заметить, что эти две формы планирования в чистом виде не существуют.
Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность
в связи с осуществлением в стране экономической реформы.
Методы социального планирования
Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при
разви-тии социальных отношений и социальных структур.
Выделим некоторые общеприменимые методы социального планирования, которые
позво-ляют осуществлять планирование на различных уровнях.

1. Аналитический метод социального планирования.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к
тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные
части
и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

2. Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в
определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии
возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является
метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных
определяется возможный путь
в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения.
Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или
иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.


3. Комплексный метод социального планирования. Комплексный метод представляет
собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных,
финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение
предполагает соблюдение следующих тре-бований:

 

  • определение темпов и пропорций развития социального процесса,
  • его статистической и динамической модели
  • выработку основных показателей плана.


4. В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод,
который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного
развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в
ходе которого уточняется механизм действия объективных
законов и особенности их проявления на базе одного или не
скольких социальных институтов.

 

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.).

В настоящее время по технологии моделирования и области применения выделяют такие основные виды моделирования:

· Информационное моделирование

· Компьютерное моделирование

· Математическое моделирование

· Математико-картографическое моделирование

· Молекулярное моделирование

· Цифровое моделирование

· Логическое моделирование

· Педагогическое моделирование

· Психологическое моделирование

· Статистическое моделирование

· Структурное моделирование

· Физическое моделирование

· Экономико-математическое моделирование

· Имитационное моделирование

· Эволюционное моделирование

· Графическое и геометрическое моделирование

· Натурное моделирование

· Метамоделирование

 

Процесс моделирования включает три элемента:

· субъект (исследователь),

· объект исследования,

· модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвёртый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.

 

1. Детей учит то, что их окружает.


2. Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.


3. Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.


4. Если ребёнку демонстрируют враждебность – он учится драться.


5. Если с ребёнком честны – он учится справедливости.


6. Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.


7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.


8. Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.


9. Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.


10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.


11. Если ребёнка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.


12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.


13. Не говорите плохо о ребёнке – ни при нём, ни без него.


14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребёнке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.


15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.


16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребёнка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребёнку, который обращается к вам.


17. Уважайте ребёнка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить её, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребёнка или других детей.


18. Уважайте ребёнка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.


19. Будьте неустанны, разъясняя ребёнку то, чего ранее он понять не мог – помогайте ребёнку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребёнку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребёнка, который уже всё нашёл.


20. В обращении с ребёнком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

 

Мария Монтессори разработала одну из самых распространенных на сегодняшний день методик воспитания и педагогики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.