Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство дает субъекту право, посредством реализации которого финансовое правоотношение может быть прекращено односторонним волеизъявлением управомоченного лица




Государство дает субъекту свободу усмотрения в рамках субъективного права, от реализации которого, в принципе, невоз­можно отказаться.

К примеру, налоговый орган, обладая правом на налоговую проверку, имеет возможность по собственному ус­мотрению решать вопрос о дате проведения налоговой проверки, но не может, в принципе, отказаться от реализации этого права, ибо,

во-первых, оно является одновременно и его обязанностью, а

во-вторых, основным средством выполнения его задач и функций;

В част­ности, таким правом является закрепленное в законодательстве право Правительства РФ в ходе исполнения федерального бюдже­та осуществлять зачет сумм, причитающихся субъектам РФ из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, и сумм поступлений на соответствующей территории налога. Посредством этого права Правительство РФ своим односторонним волеизъявлением (по согласованию с органами ис­полнительной власти субъектов РФ) может прекратить межбюд­жетное правоотношение путем осуществления зачета.

Подобные субъективные права (правомочия) давно выявлены в гражданско-правовых отношениях, преимущественно обязательственных2, и имеют название «секундарные» 3. В теории права подчеркивается, что секундарные правомочия включаются в правоотношения ак­тивного типа и их действие касается внутренних механизмов раз­вития правоотношения, его возникновения, прекращения, а «со­держание сводится к одному — к возможности совершить одностороннее волеизъявление (сделку), которая автоматически по­рождает обязательственные юридические последствия»4.

Как видно, такие права (правомочия) существуют и в финансовом праве, хотя, конечно, их число в этой отрасли права не может быть велико, что опять-таки обусловлено императивным методов финансово-правового регулирования. Государство, будучи заинтересовано в эффективном собирании, распределении и использовании денежных средств, стремится быть в финансовых отношениях максимально всеохватывающим. Поэтому, руководствуясь методом властных предписаний, оно четко прописывает в закон все те ситуации, которые могут повлиять на исход финансового правоотношения. Отсюда, право того или иного государственного органа на свободное усмотрение в определении судьбы финансового правоотношения всегда будет весьма ограниченно в финансовом праве

3.) в некоторых случаях государство предоставляет субъекту ничем не «обремененные» права,

например право, налогоплательщика на использование налоговых льгот и другие, предусмотренные в налоговом законодательстве. Однако число таких прав невелико и они имеют место главным образом в налоговых правоотношениях.

 

В конечном итоге государство наделяет субъектов в системе сложного правоотношения правами для того, чтобы обеспечить им возможность более эффективного выполнения обязанностей, очерченных основным финансовым правоотношением. В еще более ши­роком плане — для более эффективного осуществления публич­ных интересов.

IV. Теперь рассмотрим, что представляют собой права и обя­занности субъектов в охранительных финансовых правоотноше­ниях.

Охранительные финансовые правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей, «когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства»1. Одной из сторон охранительного правоотношения является компетентный субъект — носитель властных полномо­чий, обладающий правом государственного принуждения. Второй же стороной является лицо или орган, к которому применяются меры государственного принуждения и который обязан их пре­терпевать.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся отношения, возникающие в связи: с налоговыми правонарушениями, предусмотренными в главе 16 НК РФ; с нарушением по­рядка и сроков возврата возвратной бюджетной ссуды; с наруше­нием целевого использования предприятиями, организациями средств бюджета, выделенных на безвозвратной и возвратной ос­нове; с нарушением порядка ведения кассовых операций и неко­торые другие.

В этих финансовых правоотношениях у соответствующего го­сударственного органа есть право применять к правонарушите­лю меры государственного принуждения, предусмотренные сан­кцией финансово-правовой нормы. Так, в соответствии с законо­дательством в случае нарушения субъектом финансового права на­логового обязательства, такие меры применяет налоговый орган и суд; в случае нарушения срока возврата возвратной бюджетной ссуды — финансовые органы; в случае нарушения предприятием, организацией целевого использования средств бюджета, выделенных на возвратной основе, — органы Федерального казначейства РФ; в случае нарушения правил ведения кассовых опера­ций — органы ФНС РФ.

Одновре­менно для этих органов право применения к правонарушителю мер государственного принуждения есть и их обязанность, ибо оно непосредственно связано с их задачами и функциями. Как уже отмечалось, для государственного органа все права, выте­кающие из его задач и функций, не есть права, которые он может использовать по собственному усмотрению, а служение государ­ству, т.е. в широком плане — выполнение обязанностей перед ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом таких прав — есть невыполнение своих задач и функций.

Таким образом, в фи­нансовом правоотношении применение мер государственного при­нуждения есть право-обязанность компетентного органа.

В этом, пожалуй, заключается особенность права на применение мер го­сударственного принуждения в финансовом праве по сравнению с гражданским. В гражданском праве управомоченное лицо в силу дозволительного характера гражданско-правового регулирования имеет возможность самостоятельно решать: применять или отка­заться от применения мер государственного принуждения.

У другой стороны охранительного финансового правоотноше­ния, т.е. у правонарушителя, существует обязанность претерпе­вать меры государственного принуждения, хотя это не отрицает наличия у него целого ряда других прав и обязанностей, связан­ных с рассмотрением дела о правонарушении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.