Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия науки сем. педагогика




Объект и предмет сем. педагогики как науки

В отечеств. и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теорет. основы сем. педагогики. Но становление сем. педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения.

Объект сем. педагогики – состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет сем. педагогики – сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

Сем. педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно возникнут трудности. Научные знания нельзя заменить ни опытом, ни житейской мудростью.

Цель воспитания ребенка в семье и в д/с – всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, сем. традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятие или уроки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

О необходимости придания сем. воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики педагогики. К.Д. Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же ни куда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Это утверждает и П.Ф. Каптерев.

Семья - это малая соц.-психолог. группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и соц. необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы соц. регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родитель­ские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, др. родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Патриархальная (традиц.) семья - это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи.

Нуклеарные семьи состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. В нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений, включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек.

В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Структура материнской (внебрачной) семьи о тличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка.

Промежуточная семья - так называемый гражданский брак, который в любой момент может принять какую-то окончат. форму, развалится или будет закреплен документально.

Сем. педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий сем. воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Сем. воспитание – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в об-ве, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи.

Психическая депривация – различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоц. сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников и в будущем может явиться причиной неблагоприятно складывающихся супружеских отношений.

« Воспитат. (или – пед.) потенциал семьи» - сочетает факторы, х-щие жизнедеятельность семьи по разным параметрам: соц.-культурный, соц.-эконом., технико-гигиенический и демографический.

Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи соц., в том числе нравств. опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм соц. наследования.

4. Задачи семейной педагогики как науки

Сем. педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

- разработка теорет. проблем сем. воспитания;

- изучение опыта сем. воспитания;

- внедрение науч.достижений в практику сем. воспитания;

- исследование путей повышения пед. культуры родителей;

- обоснование целесообразного соотношения сем. и обществ. воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессион. педагогов.

5. Методы сем. педагогики (эмпирич. уровень)

Методы сем. педагогики делятся на 2 группы: 1. методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется дом. воспитание; 2. исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитат. института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Эмпир. путем собирается фактический материал, х-щий семью и дом. воспитание. В задачи эмпир. уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений дом. воспитания в связи с др. соц. х-ми семьи (напр., особенности воспитания в зависимости от состава семьи, ее типа и т.д.). Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение лит. источников, наблюдение, беседа, «пед. консилиум», метод независимых х-к, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др.

При изучении семьи и сем. воспитания пед. эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем обществ. воспитания. В ходе эксперимента пед. явления изучаются в специально созданных условиях в течение длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

Широкое распространение получили социолог. методы: социол. опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются психолог. методы, которые углубляют и расширяют представления о совр. семье и ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Усилия исследователя направлены на то, чтобы мобилизовать соц. активность испытуемых, выработать позит. представления о разл. сферах сем. образа жизни, приемах воспитания и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и др. видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки полученного фактич. материала применяются математ. методы: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе колич. данных строят графики, таблицы. Колич. показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными др. учеными. Так, публикуются статистич. данные, х-щие совр. семью по разным параметрам (колич. состав, тип семьи и т.д.). Вместе с тем, колич. показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, х-щие семью и дом. воспитание. В связи с этим целесообразно использовать колич. данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного фактического материала, но не подменять его.

6. Методы сем. педагогики (теоретич. уровень)

Исследования теоретич. уровня ведутся методами: методы теоретич. анализа и диалект. познания, сравнительно-истор. и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представлен в худ.-образной форме: в лит-ре, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углубить х-ку семьи, особенно в сравнительно-сопоставительном, ретроспективном планах. Напр., в худ. лит-ре XVIII-XIX вв. содержится интересный материал о традициях сем. воспитания, о деятельности дом. педагогов (гувернеров, гувернанток, учителей), о взаимоотношениях поколений и т.д.

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, х-щие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности дом. воспитания.

7. Связь сем. педагогики с др. науками

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные соц. функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Совр. семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для сем. педагогики она является теорет. основой осмысления опыта дом. воспитания, науч. трудов в этой области и создания на этой основе пед. концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека сем. жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др.

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития совр. семьи. Данные этих наук используются для определения гос. сем. политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, национ. и др. признакам), ее занятости труд. деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью как соц. институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы сем. жизни.

Экономика изучает хоз. сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, про-во детского питания, одежды, игрушек и др. Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, дом. воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере сем. жизни, дом. воспитания. Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравств. ориентации, традиции. История изучает становление сем. воспитания, его эволюцию на разных стадиях истор. развития, х-р родительских чувств, ролей и отношений.

Объектом изучения психологии является семья как соц. группа. Исследуются особенности общения в семье, х-р детско-родит. отношений, слагаемые психол. атмосферы, благоприятной для формирования личности. Семья и сем. отношения традиционно входили в круг науч. интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Поистине м/н проблемой стали физ. и психич. отклонения в развитии совр. детей, обусловленные нарушением наследств. механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.

Педагогику интересует семья как самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения пед. культуры родителей, формы взаимод-я семьи с др. соц. институтами.

Итак, многие науки в границах своего предмета изучают те или иные х-ки соврем. семьи, важные для сем. педагогики.

8. Источники семейной педагогики

Сем. педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное пед. мыслью прошлых времен.

Первые идеи сем. воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народн. педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпир. путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национ.-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства. Говоря о сем. народн. педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией. Усилия религии сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Обе системы воспитания – народная и религиозная – смыкались в подходах к основным моральным общечелов. ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др.

Пед. мысль Др. Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в памятниках лит-ры и письменности - «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравств. воспитания детей, сем. подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «дом. обиходе».

В XVII в. ценный вклад в развитие сем. педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал 2 книги – «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, др. родственникам и т.д. С. Полоцкий – один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ сем. воспитания конца XVIII – начала XIX в. содержится в работах А.Н. Радищева, Н.И. Новикова. Проблема семьи и дом. воспитания отразилась в творчестве В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова и др. В работах этих авторов современное им сем. воспитание критикуется за присущие ему такие черты, как подавление личности ребенка, игнорирование прир. особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания.

Во второй половине XIX– начале XX в. теория сем. воспитания, уже как самостоятельная область пед. знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И. Демкова и др. Воспитание основывается на знании возрастных и психолог. особенностей детей, что требует спец. подготовки родителей. Низкий уровень сем. воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей. Усилиями ученых конца XIX – начала XX в. заложено начало сем. воспитания как науч. направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье.

Однако в начале XX в. семья как воспитат. институт пережила кризис в связи с ломкой традиц. устоев воспитания. Воспитание становится важнейшей функцией гос-ва. А.С. Макаренко строит теорию сем. воспитания в соответствии со стержневой идеей своего пед. мировоззрения – о воспитат. роли коллектива. А.С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не д. б. места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена.

Вторая пол. XX в. вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертац. работ, написано много монографий, сборников науч. трудов, в которых содержится х-ка совр. семьи. Работы ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домаш. воспитания. Достаточно обстоятельно изучены пути повышения пед. культуры родителей, линии взаимодействия д/с и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения. Представляют известную ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности сем. воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Представляют интерес книги Е.И. Конради «Исповедь матери» (дореволюц. период), В.К. Маховой «Просто счастье. (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши дети».

Таким образом, сем. педагогика для разработки теорет. проблем располагает разнообразным и богатым как эмпир., так и экспериментальным материалом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.