КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние сиблингов на развитие ребенка в семье 2 страница
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Авторитарный стиль воспитания — стратегия пед. воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания - родителя или педагога. Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо соц. группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах обществ. жизни. Так, человек, вынужденный в своей проф. деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере сем. отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере - в сем. отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.
Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей. В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х гг. прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях. 36. Авторитетный стиль семейного воспитания Как и авторитарные родители, сторонники авторитетного стиля устанавливают правила поведения и четкие границы и контролируют их выполнение. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. Авторитетные родители утверждают дисциплину, используя рацион. и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Сем. правила скорее демократические, чем диктаторские. Для достижения взаимопонимания с детьми родители используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу; они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоц. поддержку детям. Они хотят, чтобы их дети позитивно мыслили, были ответственными и самостоятельными. В общем, для этого стиля воспитания х-но взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество. Можно сказать, что авторитетный стиль воспитания ориентирован на ребенка, его потребности ставятся на первое место. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития
Основные х-ки стиля. Авторитетные родители: - выслушивают детей и прислушиваются к их мнению; - поощряют самостоятельность; - устанавливают для ребенка разумные ограничения, последствия за их нарушение и ожидания; - открыто выражают теплоту, проявляют заботу и любовь; - разрешают детям свободно выражать свое мнение; - поощряют обсуждение; - справедливы и последовательны в поддержании дисциплины. Авторитетные родители стремятся научить детей рассуждать, аргументировано спорить и самостоятельно справляться с поставленными задачами, но при этом они возлагают на детей большие надежды. Когда дети нарушают правила, родители относятся к ним строго, но справедливо. Эксперты в области детского развития считают авторитетный стиль воспитания лучшим подходом к воспитанию детей. Дети, воспитанные авторитетными родителями, становятся более счастливыми и успешными людьми, реализуясь в различных сферах жизни. Дети авторитетных родителей: в большинстве своем оптимисты с высокой самооценкой; компетентны, ответственны, самостоятельны и уверены в себе; менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни; лучше приспособлены к жизни; умеют контролировать эмоции; обладают прекрасными соц. навыками; не боятся проявлять инициативу и получать новые навыки. Авторитетный стиль воспитания: «за» и «против» Поскольку авторитетные родители в большинстве случаев являются ролевыми моделями для своих детей, и их поведение полностью соответствует исповедуемым ими принципам (никаких двойных стандартов), вероятность того, что дети усвоят эти модели поведения, выше, чем в любом др. стиле сем. воспитания. Благодаря последовательному и справедливому утверждению дисциплины дети знают, чего ожидать, и учатся нести ответственность за свои поступки.
Поскольку авторитетные родители умеют сдерживать свои эмоции, дети учатся у них самоконтролю и пониманию других. Кроме того, авторитетные родители дают своим детям свободу действий, благодаря чему те учатся самостоятельности, что, в свою очередь, способствует высокой самооценке и уверенности в себе. Авторитетный стиль воспитания наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребёнка. 37. Либеральный стиль, его характеристика Либеральные (или потакающие) родители предоставляют детям слишком много свободы, не требуют от них ответственности за свои поступки. Обычно в таких семьях дети имеют права как у взрослых, но мало обязанностей. Ребенку не навязываются никакие нормы поведения, от него не требуют и не ждут взвешенных самостоятельных решений и самоконтроля. Либеральные родители выполняют ведомую роль в отношениях с ребенком. Они не придерживаются традиц. методов воспитания, не проявляют строгость и стараются избежать любой конфронтации и конфликтов. Поэтому у потакающих родителей вырастают зависимые, эмоционально незрелые (инфантильные) дети, которые плохо себя ведут и отвечают за свои поступки. Либеральные родители обычно чрезмерно опекают своих детей, всегда открыты для общения с ними, и часто воспринимаются ребенком не как родители, а как друзья. Родители, практикующие либеральный стиль воспитания, высоко оценивают ребенка, считают простительными его слабости, доверяют мнению ребенка, не склонны к запретам, ограничениям и контролю. Основные х-ки стиля. Либеральные родители: - не навязывают ребенку никакие правила и нормы поведения; - установленные ими правила поведения часто непоследовательны; - проявляют заботу (нередко чрезмерную) о ребенке и открыто демонстрируют любовь к нему; - часто ведут себя скорее как друзья, чем как родители; - могут пытаться «подкупить» ребенка игрушками и подарками, чтобы он хорошо себя вел. Дети либеральных родителей: отличаются отсутствием самодисциплины; иногда им недостает соц. навыков; м. б. эгоистичными и требовательными к окружающим; часто не уверены в себе из-за отсутствия ограничений и руководства.
Либеральный стиль воспитания: «за» и «против» Недавнее исследование показало, что либеральный стиль воспитания повышает вероятность употребления несовершеннолетними алкоголя и наркотиков; подростки, воспитанные в либеральной среде, в 3 раза более склонны к алкоголизму, чем их сверстники. Исследования также указывают на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений на различные темы. Др. негативными последствиями являются нарушения сна - тяжелые последствия привычного расстройства и отсутствие чувства безопасности. Неудовлетворенные психолог. потребности приводят к тому, что дети не могут в полной мере участвовать в жизни общества, что препятствует их соц. развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. 38. Цель и задачи сем. воспитания в совр. условиях Среди многочисленных совр. факторов, негативно влияющих на детей, особо выделяются: отчуждение личности от общества, от нац. и культур. традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; кризис семьи и сем. воспитания; ухудшение здоровья населения; соц.-полит. и эконом. противоречия. Не менее опасен психолог. настрой, х-ный для определенной части молодежи: пессимизм, соц. апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно трудиться. Такая ситуация требует формирования особого типа личности, для которой х-на порядочность, справедливость, чувство человеч. достоинства (цель). Если в самосознании и поведении молодых не будет этих качеств, цивилизованные рыночные отношения будут обречены на провал. Воспитание высоких нравств. становится непременным условием подготовки деловых людей, способных возродить и развивать экономику. Сем. воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Сем. воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биол. (природное) здоровье детей и родителей, материал.-эконом. обеспеченность, соц. положение, уклад жизни, кол-во членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы: - -создать максим. условия для роста и развития ребенка; - -стать соц.-эконом. и психолог. защитой ребенка; - -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”. Совр. общество х-ся гуманизацией. Гуманизация – это поворот к ребенку, уважение его личного достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов. Общей основой воспитания должна стать не какая-то конкретная идеология, а общечелов. ценности. Семья сегодня в значительной степени потеряла многие свойственные ей прежде функции, и процесс восстановления ее воспитат. функций идет медленно. В изменяющейся обстановке меняется роль, функции и задачи сем. воспитания. Важнейшими функциями семейного воспитания в условиях гуманизации становятся: • приобщение воспитанников к ценностям гуманист. культуры, на этой основе формирования духовности и нравственности; • соц. защита жизни, здоровья детей, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры; • оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психолог. напряжения с ребенка, большую часть дня, проведенную в коллективе, др. тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный, м. б., несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной жизнью, переключение внимания ребенка на дом. дела и заботы. Родителям необходимо прикладывать усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил детей. Без полноценного сем. воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа. 39. Принцип сем. воспитания (по И. Ю. Шилову) В теории и практике сем. воспитания проблема принципов и методов является одной из наиболее сложных и спорных тем. Вместе с тем, чтобы уверенно строить процесс воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать верные решения, родитель должен знать принципы и владеть методами воспитания детей в семье. Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Основные принципы сем. воспитания (по И.Шилову): - Альтруизм; - Безопасность; - Единство. Атмосфера альтруизма – это ведущее условие успешного становления личности в семье. Проявляется в гуманном строе жизни семьи, во взаимной заботе, любви и привязанности, взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании членов семьи; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем. Создание такой атмосферы в семье формирует у ребенка чувство защищенности, повышает уверенность в себе и своей ценности, формирует позитивный образ Я, создает опыт гуманных отношений с окружающим миром. Такая атмосфера особенно важна от 0 до 1,2. Принцип безопасности базируется на естественной озабоченности родителей охраной и защитой физ., психического, эмоц.о-нравств. и соц. здоровья ребенка. Проявляется в ограждении ребенка от ущербного действия окружающего мира. Включает систему упорядоченных эмоц. контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру. Соблюдение этого принципа воспитывает самоохранное поведение, обеспечивает защиту ребенка от эмоц. перегрузок, охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать окружающий мир. Принцип единства исходит из заботы родителей о целостном развитии ребенка, гармоничном созидании тела, души и ума. Предполагает согласованное исполнение ролей матери и отца, координацию усилий семьи и д/с; включение ребенка в физ., бытовую, труд., коммуникативную, познавательную деятельность в семье; сочетание прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, созвучие индивидуальных и коллективных ценностей. Соблюдение данного принципа способствует успешной интеграции ребенка в социум, гармоничной самореализации, развивает гуманистическую потребность жить для себя и одновременно жить рядом с другими. 40. Правила позитивного сем. воспитания Исходя из принципов воспитания, в зарубежной и отечественной педагогике выделяют правила сем. воспитания. - возложение на ребенка лучших надежд, вера в лучшее в ребенке, опора на положительное в нем (Квинтилиан); - осознание того, что ребенок не является собственностью родителей; - принятие ребенка как данность, таким, каков он есть (каждый ребенок представляет собой уникальное сочетание характерных особенностей, определяемых полом, телосложением, темпераментом, характером, интеллектом и стилем воспитания. Для реализации своего внутреннего потенциала им необходимо, чтобы родители принимали их такими, как они есть); - удовлетворение потребности ребенка в любви (Потребность в любви является главной потребностью ребенка); - недопущение сравнения ребенка с кем-либо; - уважение ребенка, доверие ему; - сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его задатков, интересов; - развитие достоинства ребенка; - ненасильственное воспитание; - избегание нотаций, споров с ребенком; - не бояться признать свою вину перед ребенком (Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за свои ошибки. Ошибаться – нормально. Извиниться позже очень важно.); - проводить с ребенком какое-то время наедине каждый день; - уметь говорить «нет», не бояться ребенка (Родитель должен уметь без стеснения отказывать ребенку. Детям нужен сильный лидер.); - понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя; - постоянно учиться воспитывать детей; - самим жить полной жизнью, быть внимательными к себе, делать себе периодически приятное, уделять время удовлетворению собственных потребностей и др. Также иногда выделяют отдельно собственно 5 важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей и в полной мере развить внутренний потенциал: 1. Отличаться от других - нормально. 2. Совершать ошибки - нормально. 3. Проявлять негативные эмоции – нормально. 4. Хотеть большего - нормально. Если не позволить детям свободно просить, они так и не узнают, что они могут получить, а что - нет. 5. Выражать свое несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные. Нужно позволять детям говорить «нет», но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Цель позитивного воспитания - развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности. Чтобы чувствовать себя уверенно, детям нужно знать, что их слышат, но при этом всегда осознавать, что главные - не они. Вот еще один вариант Правил позитивного общения с ребенком: Безусловно принимайте и уважайте ребенка. Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство. Но не ребенком в целом, а его отдельными действиями. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не д. б. систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка. Активно выслушивайте его переживания и потребности. Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте успехи. Делитесь своими чувствами. Конструктивно разрешайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Обнимайте не менее 8 раз в день. 41. Содержание сем. воспитания ребенка-дошкольника Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физ. и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитат. средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитат. воздействия. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физ., нравств., трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся труд. и соц. жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми. Из выше сказанного следует, что: - влияние семьи на ребенка сильнее всех др. воспитат. воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; - в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; - семья обеспечивает преемственность традиций; - важнейшей соц. функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; - существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей труд., обществ. и сем. жизни. Составными компонентами содержания сем. воспитания являются известные направления - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физ. воспитание детей выступает сегодня на первый план. Приоритет здоровья не м. б. заменен никаким другим. Физ. воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д. Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы. Нравств. воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все др. нравств. качества: разумные потребности, ответственность, самостоятельность, бережливость. Эстетич. воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетич. ориентиры подвергаются сомнению, появилось мн-во ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию. Труд. воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |