КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции правого и левого полушария
Диагностика и оценка знаний учащихся. Внутришкольный контроль – система мероприятий, направленных на проверку и оценку состояния учеб.- воспитат. процесса в образовательном учреждении. Цель контроля –сбор необходимой информации о состоянии учеб.- воспитат. процесса и его результатах для дальнейшего оценивания. Оценивание – процедура определения личностной и общественной значимости результатов учащихся. Отметка – формальное выражение оценивания. Оценка должна отражать качественное состояние учеб. достижений учащихся. Виды контроля: 1. По объёму контроля: • фронтальный – изучаются все компоненты преподавания и учения; • тематический – анализ одной проблемы; 2. По способам контроля деятельности учителя: • предварительный – просмотр планов (календар.-тематич., поурочных, планов клас. руководителя),подготовка к уроку, собеседование с учителями; • текущий – непосредственное наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, проверка успеваемости, воспитанности учащихся, просмотр и анализ ученических работ; • итоговый – изучаются результаты учеб.- воспитат. работы за определённый промежуток времени, изучаются пед. документы (класс журналы, дневники учащихся). Требования к контролю: 1. соответствие программным требованиям; 2. объективность достоверность информации (непосредственное наблюдение за деятельностью учителей и класс. руководителей на уроках и в процессе проведения внеклассных мероприятий; собеседование с учителями до и после урока (до начала урока администрация выясняет степень готовности учителя к уроку, образовательные цели, задачи, методы их достижения); изучение пед. документации);
3. анализ основных элементов подготовки учащихся (уровень теоретических знаний, сформированность умений и навыков, степень развития самостоятельности); 4. гласность, оперативность, действенность; 5. систематичность; 6. сочетание индивидуальных и групповых форм контроля.
Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленных целей, возникших в результате появления к него определённых потребностей, мотивов.
Потребности человека: 1. Физиологические – дыхание, пищеварение, сексуальная потребность и т.д. 2. В надёжности – материальная, здоровье, обеспечение в старости. 3. Социальные – потребности, связанные с функционированием человека для признания его обществом. 4. В уважении – осознание собственного достоинства. 5. Развитие личности – осмысление.
Психика человека – сложное образование, тесно связанное с организмом человека, с социальными особенностями, культурой общества и определяющие поведение и деятельность человека.
Познавательные психические процессы Анализатор: - органы чувств, рецепторы, проводящие пути, головной мозг. - нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды, и предназначен для переработки этой информации в ощущения.
3 группы рецепторов: 1. Экстрорецепторы – располагаются на поверхности тела.
2. Интерорецепторы – располагаются внутри органов человека. 3. Проприорецепторы – занимают промежуточное положение в сухожилиях и мышцах, формируют пространство для информации.
Ощущение – отражение конкретных отдельных свойств, сторон, качеств предмета и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств. Характеристика ощущений: 1. Качество – степень особенности отражаемых объектов. 2. Сила – степень выраженности ощущаемого качества. 3. Длительность – врем, в течение которого ощущение сохраняется. 4. Пространственная локализация раздражителя. Виды ощущений: - зрительные (визуальные); - слуховые (аудиальные); - кожные (тактильные, осязательные); - вибрационные; - болевые; - обонятельные. Порог ощущений – величина раздражителя вызывающего или меняющего ощущение. 1. Минимальный порог – ощущение, вызванное минимальной величиной раздражителя. 2. Максимальный порог – ощущения, вызванные такой величиной раздражителя, при которой ощущения меняются или исчезают. 3. Дифференциальное – происходит минимальный прирост раздражителя (адаптация). - сенсибилизация – повышение чувствительности состояния организма человека. Факторы влияния на ощущение: - от состояния анализатора; - от психических факторов; - от социальных влияний (ощущений). На базе ощущений формируется целостный образ – восприятия.
Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений, но в целом. 4 уровня восприятия: 1. Обнаружение – это исходная стадия, на которой субъект определяет наличие ощущений, вызванных раздражителями. 2. Разграничение – формирование образа эталона. 3. Идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образами, хранящимися в памяти. 4. Опознание – соотнесение объекта с воспринимаемым ранее и извлечение его эталона из памяти. Свойства восприятий: 1. Целостность. 2. Константность. 3. Структурность. 4. Осмысленность. 5. Избирательность – способность воспринимать только те предметы, которые представляют интерес. Виды восприятия: 1. По целенаправленности: - преднамеренное; - не преднамеренное. 2. По каналу восприятия:
- зрительное; - слуховое; - осязательное. 3. По качеству: - вкусовые; - обонятельные; - болевые. 4. Специализированные виды восприятия: - восприятие времени; - восприятие движения; - восприятие пространства; - восприятие человека: а) межличностное: б) межгрупповое. Психологические и психофизиологические факторы: 1. Шоковый стимул – интенсивность, информационная насыщенность. 2. Целостная ориентация личности: - установка на восприятие событий; - ролевой и статусный набор личности; - объём индивидуального опыта. 3. Физиологическое состояние – состояние органов чувств (жажда, голод). 4. Работа, работоспособность.
Внимание Внимание – познавательный психический процесс, обеспечивающий сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Свойства внимания: 1. Избирательность – возможность успешной настройки при наличие помех. 2. Объём – количество одновременно воспринимаемых объектов. 3. Распределение – возможность успешного выполнения сразу нескольких различных видов деятельности. 4. Концентрация – степень сосредоточенности на объекте. 5. Устойчивость – длительность концентрации внимания на объекте. 6. Переключаемость – способность быстро переходить с одного объекта на другой. Виды внимания: І Классификация: 1. Непроизвольное 2. Произвольное 3. Послепроизвольное – возникает на основе произвольного. - необходимость приложения дополнительных усилий минимизируется. ІІ Классификация: 1. Внутреннее (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. 2. Внешнее (сенсорно - персептивное) – чувственное восприятие, обращено на объекты внешнего мира. Память Память: - познавательный психический процесс; - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, воспроизведении и забывании прошлого опыта, позволяющее его повторного использования, включение в деятельность и возвращение в сферу сознания. Функции памяти: 1. Запоминание
2. Сохранение 3. Воспроизведение 4. Забывание
1. Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации, путём связывания её с уже приобретённым ранее знанием. Виды ассоциаций: 1. По смежности – объединение двух явлений, связанных во времени и пространстве. 2. По сходству – два явления, имеющие общие черты, при упоминании одного вспоминается другое. 3. По контрасту – два противоположных явления. 4. По смыслу - дав явления, которые действительно связаны как вид и род. Виды запоминаний: І Классификация: 1. Произвольное – целенаправленное. 2. Непроизвольное – непреднамеренное. ІІ Классификация: по механизму: 1. Механическое 2. Логическое ІІІ Классификация: по результатам: 1. Дословное 2. Смысловое 2. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщение материала и овладения им. Сохранение зависит от: а) установок личности; б) условий и организации заучивания; в) влияния в последующем информации; г) мысленной переработки информации; д) переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Виды сохранения: 1. Активное 2. Пассивное
3. Воспроизведение: - процесс восстановления прежде воспринятой информации, хранящейся в памяти; - реконструкция необходимого содержания в той или иной знаковой форме. Виды воспроизведения: 1. Произвольное 2. Непроизвольное Формы воспроизведения: 1. Узнавание – проявлении памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта. 2. Воспоминание – при отсутствие объекта. 3. Припоминание – активная форма восприятия. 4. Ременсценция – отсроченное воспроизведение ранее забытого воспроизведения. 5. Эйдетизм – зрительная память, длительно хранящийся образ.
4. Забывание – функция памяти, предполагает невозможность воспроизведения ранее закреплённого материала. Темп забывания зависит от: а) объёма запоминаемого материала; б) содержания и степени осознанности; в) сходства запоминаемого или имеющегося материала; г) степени значимости материала; д) степени включенности в деятельности субъекта. Виды забывания: 1. Полное или частичное 2. Длительное временное Факторы, влияющие на забывание: 1. Время 2. Степень активности использования имеющейся информации. 3. Защитные механизмы психики.
Виды памяти: 1. Долговременная – подсистема памяти, в которой храниться информация от нескольких часов до десятилетий. 2. Кратковременная – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств.
1. Оперативная – обеспечивающая удержание при решении задач. 2. Рабочая.
Подвиды: а) сознательный доступ; б) закрытая память.
По особенностям запоминания: 1. Двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. 2. Образная память – использовать и сохранять данные нашего восприятия. Виды образной памяти: - зрительные; - слуховые; - осязательные; - обонятельные; - вкусовые. 3. Эмоциональная память – способность запоминать и воспроизводить совокупность перечисленных чувств. 4. Вербальная память – память на смысл изложения.
Факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия: - характер запоминания; - личное отношение; - степень понимания сущности происходящего; - количество новой информации; - время прошедшее после события; - влияние на воспроизведение событий – репродуктивные способности памяти, определяются характеристиками памяти и словарным запасом. - характер деятельности в момент происшествия; - эмоциональное состояние.
Мышление Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемых задач.
Функции мышления: - расширение границ познания путём выхода за пределы чувственных восприятий. Виды мышления: I: 1. Предметно – действенное – вид мышления, который ориентирован на воздействие свойств предмета. 2. Наглядно – образное – формируется после предметно-действенного. 3. Абстрактно – логическое – ориентировано на познание законов, теорий, понятий, закономерностей. II. По характеру решаемых задач: 1. Теоретическое мышление – направлено на теоретическое обоснование и позволяет спланировать действия. 2. Практическое мышление. III. По развёртываемости: 1. Интуитивное. 2. Дискурсивное. IV. По степени протекания: - V. По направленности: 1. Реалистическое. 2. Каустическое. VI. По степени новизны: 1. Продуктивное 2. Репродуктивное. VII. По механизму: 1. Произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач. 2. Непроизвольное – в основе целенаправленная трансформация образов.
Начальной фазой является осознание проблемы. Решение задачи осуществляется различными способами, и предполагает привлечение уже имеющих знаний в качестве средств и методов решения. Необходимо определить какое именно правило нужно привлечь для решения задач, или мы можем выбрать уже общее правило и применить его частично для решения задач. Доведённые до механизма действия – это сформулированные новые правила. Мышление характеризуется умственными определениями: 1. Анализ – разложение целого на части. 2. Синтез – восстановление целого на основе вскрытых анализом существенных связей. 3. Абстрагирование. 4. Обобщение – объединение многих объектов, предметов по признаку. 5. Конкретизация – движение мысли от общего к частному. 6. Память – отражение в сознании человека. 7. Суждение – основная форма мышления, в связи между предметом и явлением. а) ложное; б) истинное. 8. Рассуждения – работа мысли над суждениями. 9. Умозаключения – выведение из одного или нескольких суждений новое суждение, которое оформляется новым словом «Итак». а) индуктивные – процесс мышления от единичных фактов к общим выводам; б) дедуктивные – от общего к частному; в) по аналогии – логический процесс мышления от частного к общему на основе некоторых элементов сходства.
Качества мышления: 1. Широта – способность охватывать весь круг вопросов, целиком не упуская необычных для дела частностей. 2. Глубина – способность проникнуть в сущность сложного вопроса. 3. Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи, находить пути их решения не прибегая к помощи других лиц. 4. Гибкость – свобода сковывающего внимания закрытых в прошлом приёмов и способов решения задач, умение быстро менять действия при изменениях обстановки. 5. Быстрота – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять новое решение. 6. Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.
6 стилей критичности ума: 1. Синтетический стиль мышления – проявляется в том, чтобы создать что-то новое, оригинальное, осуществляются мысленные эксперименты, люди любят строить свои выводы, любят замечать свои противоречия, при этом обращать внимание окружающих, любят перемены ради самих перемен. 2. Идеалистический стиль: - проявляется в склонности к интуитивным глобальным оценкам без осуществления детального анализа; - повышенный интерес к целям; - стремление сглаживать противоречия; - легко воспринимают любые идеи и предложения; - стремятся всех объединить. 3. Прагматический стиль: - системность и всесторонность рассмотрения вопроса, опираясь на личный опыт; - стремление как можно быстрей получить результат. 4. Аналитический стиль – может ориентироваться на систематическое и всестороннее рассмотрение проблемы по объективным критериям. Прежде чем принять решение, составляется план, и собирают как можно больше информации, склонны искать систему для решения проблемы. 5. Реалистический стиль – ориентирован на признание факта, который можно реально почувствовать; - конкретность и установка на исправление «Что, где, когда, как».
Воображение
Воображение – психологический процесс создания новых в форме нового образа, представления и идей. Воображение выражается: а) в построении образа, средств и конечного результата в предметной деятельности субъекта; б) создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределённа; в) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; г) в создании образов, соответствующих описанию субъекта.
Значение: Представить результат в создании модели труда. Ценность: Принять решение при отсутствии полноты знания. Воображение – отражение реальной действительности в новых непривычных или неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: 1. Агглютинация – соединение не соединимых в реальности качеств, свойств или частей предмета. 2. Гиперболизация (акцентирование) – увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей. 3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. 4. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. 5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
По степени выраженности активности: 1. Пассивное – подчинено внутренним субъективным факторам. а) произвольное – мечтательность, грёзы. б) непроизвольное – гипнотическое состояние и сновидения; характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь. 2. Активное – направленно на решение творческой или личной задачи, направленно на вне (среда, общество) а) творческое – самостоятельное создание образа, который не имеет аналогов: - новизна объективная; - новизна субъективная. б) воссоздающее. Форма воображения: мечта – обращена к сфере отдаленного будущего и является сильным мотивирующем фактором творческого поиска. Речь Речь – познавательный процесс, исторически сложившееся орудие внутренней деятельности человека, выступает социальной детерминантой системы знаков, материальной преобразующей деятельность людей в общении людей опосредованной языком. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис.
Функции речи: 1. Обозначение – состоит в способности человека по средствам речи обозначать какие-либо мысли. 2. Сообщение – обмен мыслями между людьми по средствам слов или фраз. 3. Выражение – благодаря речи человек может полнее передать свои чувства, переживания, отношения, а с другой стороны – расширяет возможность общения. 4. Воздействие – способность человека по средствам речи побуждать людей к деятельности.
Виды речи:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |