Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции правого и левого полушария




Диагностика и оценка знаний учащихся.

Внутришкольный контроль – система мероприятий, направленных на проверку и оценку состояния учеб.- воспитат. процесса в образовательном учреждении.

Цель контроля –сбор необходимой информации о состоянии учеб.- воспитат. процесса и его результатах для дальнейшего оценивания.

Оценивание – процедура определения личностной и общественной значимости результатов учащихся.

Отметка – формальное выражение оценивания.

Оценка должна отражать качественное состояние учеб. достижений учащихся.

Виды контроля:

1. По объёму контроля:

• фронтальный – изучаются все компоненты преподавания и учения;

• тематический – анализ одной проблемы;

2. По способам контроля деятельности учителя:

• предварительный – просмотр планов (календар.-тематич., поурочных, планов клас. руководителя),подготовка к уроку, собеседование с учителями;

• текущий – непосредственное наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, проверка успеваемости, воспитанности учащихся, просмотр и анализ ученических работ;

• итоговый – изучаются результаты учеб.- воспитат. работы за определённый промежуток времени, изучаются пед. документы (класс журналы, дневники учащихся).

Требования к контролю:

1. соответствие программным требованиям;

2. объективность достоверность информации (непосредственное наблюдение за деятельностью учителей и класс. руководителей на уроках и в процессе проведения внеклассных мероприятий; собеседование с учителями до и после урока (до начала урока администрация выясняет степень готовности учителя к уроку, образовательные цели, задачи, методы их достижения); изучение пед. документации);

3. анализ основных элементов подготовки учащихся (уровень теоретических знаний, сформированность умений и навыков, степень развития самостоятельности);

4. гласность, оперативность, действенность;

5. систематичность;

6. сочетание индивидуальных и групповых форм контроля.

Левое Правое
1. Хронологические порядок 1. Отвечает за текущее время
2. Чтение карт, схем 2. Конкретное пространство
3. Запоминание имён, слов, символов 3. Запоминание образов, событий, лиц
4. Речевая активность 4. Восприятие эмоционального состояния
5. Виденье мира весёлым и лёгким 5. Мрачное виденье мира
6. Детальное восприятие 6. Целостное образное восприятие
7. Развиты рефлексивные механизмы сознания 7. Механизмы самоощущения

 

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленных целей, возникших в результате появления к него определённых потребностей, мотивов.

 

Потребности человека:

1. Физиологические – дыхание, пищеварение, сексуальная потребность и т.д.

2. В надёжности – материальная, здоровье, обеспечение в старости.

3. Социальные – потребности, связанные с функционированием человека для признания его обществом.

4. В уважении – осознание собственного достоинства.

5. Развитие личности – осмысление.

 

Психика человека – сложное образование, тесно связанное с организмом человека, с социальными особенностями, культурой общества и определяющие поведение и деятельность человека.

 

Познавательные психические процессы

Анализатор:

- органы чувств, рецепторы, проводящие пути, головной мозг.

- нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды, и предназначен для переработки этой информации в ощущения.

 

3 группы рецепторов:

1. Экстрорецепторы – располагаются на поверхности тела.

2. Интерорецепторы – располагаются внутри органов человека.

3. Проприорецепторы – занимают промежуточное положение в сухожилиях и мышцах, формируют пространство для информации.

 

Ощущение – отражение конкретных отдельных свойств, сторон, качеств предмета и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств.

Характеристика ощущений:

1. Качество – степень особенности отражаемых объектов.

2. Сила – степень выраженности ощущаемого качества.

3. Длительность – врем, в течение которого ощущение сохраняется.

4. Пространственная локализация раздражителя.

Виды ощущений:

- зрительные (визуальные);

- слуховые (аудиальные);

- кожные (тактильные, осязательные);

- вибрационные;

- болевые;

- обонятельные.

Порог ощущений – величина раздражителя вызывающего или меняющего ощущение.

1. Минимальный порог – ощущение, вызванное минимальной величиной раздражителя.

2. Максимальный порог – ощущения, вызванные такой величиной раздражителя, при которой ощущения меняются или исчезают.

3. Дифференциальное – происходит минимальный прирост раздражителя (адаптация).

- сенсибилизация – повышение чувствительности состояния организма человека.

Факторы влияния на ощущение:

- от состояния анализатора;

- от психических факторов;

- от социальных влияний (ощущений).

На базе ощущений формируется целостный образ – восприятия.

 

Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений, но в целом.

4 уровня восприятия:

1. Обнаружение – это исходная стадия, на которой субъект определяет наличие ощущений, вызванных раздражителями.

2. Разграничение – формирование образа эталона.

3. Идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образами, хранящимися в памяти.

4. Опознание – соотнесение объекта с воспринимаемым ранее и извлечение его эталона из памяти.

Свойства восприятий:

1. Целостность.

2. Константность.

3. Структурность.

4. Осмысленность.

5. Избирательность – способность воспринимать только те предметы, которые представляют интерес.

Виды восприятия:

1. По целенаправленности:

- преднамеренное;

- не преднамеренное.

2. По каналу восприятия:

- зрительное;

- слуховое;

- осязательное.

3. По качеству:

- вкусовые;

- обонятельные;

- болевые.

4. Специализированные виды восприятия:

- восприятие времени;

- восприятие движения;

- восприятие пространства;

- восприятие человека:

а) межличностное:

б) межгрупповое.

Психологические и психофизиологические факторы:

1. Шоковый стимул – интенсивность, информационная насыщенность.

2. Целостная ориентация личности:

- установка на восприятие событий;

- ролевой и статусный набор личности;

- объём индивидуального опыта.

3. Физиологическое состояние – состояние органов чувств (жажда, голод).

4. Работа, работоспособность.

 

Внимание

Внимание – познавательный психический процесс, обеспечивающий сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Свойства внимания:

1. Избирательность – возможность успешной настройки при наличие помех.

2. Объём – количество одновременно воспринимаемых объектов.

3. Распределение – возможность успешного выполнения сразу нескольких различных видов деятельности.

4. Концентрация – степень сосредоточенности на объекте.

5. Устойчивость – длительность концентрации внимания на объекте.

6. Переключаемость – способность быстро переходить с одного объекта на другой.

Виды внимания:

І Классификация:

1. Непроизвольное

2. Произвольное

3. Послепроизвольное – возникает на основе произвольного.

- необходимость приложения дополнительных усилий минимизируется.

ІІ Классификация:

1. Внутреннее (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека.

2. Внешнее (сенсорно - персептивное) – чувственное восприятие, обращено на объекты внешнего мира.

Память

Память:

- познавательный психический процесс;

- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, воспроизведении и забывании прошлого опыта, позволяющее его повторного использования, включение в деятельность и возвращение в сферу сознания.

Функции памяти:

1. Запоминание

2. Сохранение

3. Воспроизведение

4. Забывание

 

1. Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации, путём связывания её с уже приобретённым ранее знанием.

Виды ассоциаций:

1. По смежности – объединение двух явлений, связанных во времени и пространстве.

2. По сходству – два явления, имеющие общие черты, при упоминании одного вспоминается другое.

3. По контрасту – два противоположных явления.

4. По смыслу - дав явления, которые действительно связаны как вид и род.

Виды запоминаний:

І Классификация:

1. Произвольное – целенаправленное.

2. Непроизвольное – непреднамеренное.

ІІ Классификация: по механизму:

1. Механическое

2. Логическое

ІІІ Классификация: по результатам:

1. Дословное

2. Смысловое

2. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщение материала и овладения им.

Сохранение зависит от:

а) установок личности;

б) условий и организации заучивания;

в) влияния в последующем информации;

г) мысленной переработки информации;

д) переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Виды сохранения:

1. Активное

2. Пассивное

 

3. Воспроизведение:

- процесс восстановления прежде воспринятой информации, хранящейся в памяти;

- реконструкция необходимого содержания в той или иной знаковой форме.

Виды воспроизведения:

1. Произвольное

2. Непроизвольное

Формы воспроизведения:

1. Узнавание – проявлении памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта.

2. Воспоминание – при отсутствие объекта.

3. Припоминание – активная форма восприятия.

4. Ременсценция – отсроченное воспроизведение ранее забытого воспроизведения.

5. Эйдетизм – зрительная память, длительно хранящийся образ.

 

4. Забывание – функция памяти, предполагает невозможность воспроизведения ранее закреплённого материала.

Темп забывания зависит от:

а) объёма запоминаемого материала;

б) содержания и степени осознанности;

в) сходства запоминаемого или имеющегося материала;

г) степени значимости материала;

д) степени включенности в деятельности субъекта.

Виды забывания:

1. Полное или частичное

2. Длительное временное

Факторы, влияющие на забывание:

1. Время

2. Степень активности использования имеющейся информации.

3. Защитные механизмы психики.

 

Виды памяти:

1. Долговременная – подсистема памяти, в которой храниться информация от нескольких часов до десятилетий.

2. Кратковременная – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств.

 

1. Оперативная – обеспечивающая удержание при решении задач.

2. Рабочая.

 

Подвиды:

а) сознательный доступ;

б) закрытая память.

 

По особенностям запоминания:

1. Двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.

2. Образная память – использовать и сохранять данные нашего восприятия.

Виды образной памяти:

- зрительные;

- слуховые;

- осязательные;

- обонятельные;

- вкусовые.

3. Эмоциональная память – способность запоминать и воспроизводить совокупность перечисленных чувств.

4. Вербальная память – память на смысл изложения.

 

Факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия:

- характер запоминания;

- личное отношение;

- степень понимания сущности происходящего;

- количество новой информации;

- время прошедшее после события;

- влияние на воспроизведение событий – репродуктивные способности памяти, определяются характеристиками памяти и словарным запасом.

- характер деятельности в момент происшествия;

- эмоциональное состояние.

 

Мышление

Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемых задач.

 

Функции мышления:

- расширение границ познания путём выхода за пределы чувственных восприятий.

Виды мышления:

I:

1. Предметно – действенное – вид мышления, который ориентирован на воздействие свойств предмета.

2. Наглядно – образное – формируется после предметно-действенного.

3. Абстрактно – логическое – ориентировано на познание законов, теорий, понятий, закономерностей.

II. По характеру решаемых задач:

1. Теоретическое мышление – направлено на теоретическое обоснование и позволяет спланировать действия.

2. Практическое мышление.

III. По развёртываемости:

1. Интуитивное.

2. Дискурсивное.

IV. По степени протекания: -

V. По направленности:

1. Реалистическое.

2. Каустическое.

VI. По степени новизны:

1. Продуктивное

2. Репродуктивное.

VII. По механизму:

1. Произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.

2. Непроизвольное – в основе целенаправленная трансформация образов.

 

Начальной фазой является осознание проблемы.

Решение задачи осуществляется различными способами, и предполагает привлечение уже имеющих знаний в качестве средств и методов решения. Необходимо определить какое именно правило нужно привлечь для решения задач, или мы можем выбрать уже общее правило и применить его частично для решения задач. Доведённые до механизма действия – это сформулированные новые правила.

Мышление характеризуется умственными определениями:

1. Анализ – разложение целого на части.

2. Синтез – восстановление целого на основе вскрытых анализом существенных связей.

3. Абстрагирование.

4. Обобщение – объединение многих объектов, предметов по признаку.

5. Конкретизация – движение мысли от общего к частному.

6. Память – отражение в сознании человека.

7. Суждение – основная форма мышления, в связи между предметом и явлением.

а) ложное;

б) истинное.

8. Рассуждения – работа мысли над суждениями.

9. Умозаключения – выведение из одного или нескольких суждений новое суждение, которое оформляется новым словом «Итак».

а) индуктивные – процесс мышления от единичных фактов к общим выводам;

б) дедуктивные – от общего к частному;

в) по аналогии – логический процесс мышления от частного к общему на основе некоторых элементов сходства.

 

Качества мышления:

1. Широта – способность охватывать весь круг вопросов, целиком не упуская необычных для дела частностей.

2. Глубина – способность проникнуть в сущность сложного вопроса.

3. Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи, находить пути их решения не прибегая к помощи других лиц.

4. Гибкость – свобода сковывающего внимания закрытых в прошлом приёмов и способов решения задач, умение быстро менять действия при изменениях обстановки.

5. Быстрота – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять новое решение.

6. Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.

 

6 стилей критичности ума:

1. Синтетический стиль мышления – проявляется в том, чтобы создать что-то новое, оригинальное, осуществляются мысленные эксперименты, люди любят строить свои выводы, любят замечать свои противоречия, при этом обращать внимание окружающих, любят перемены ради самих перемен.

2. Идеалистический стиль:

- проявляется в склонности к интуитивным глобальным оценкам без осуществления детального анализа;

- повышенный интерес к целям;

- стремление сглаживать противоречия;

- легко воспринимают любые идеи и предложения;

- стремятся всех объединить.

3. Прагматический стиль:

- системность и всесторонность рассмотрения вопроса, опираясь на личный опыт;

- стремление как можно быстрей получить результат.

4. Аналитический стиль – может ориентироваться на систематическое и всестороннее рассмотрение проблемы по объективным критериям. Прежде чем принять решение, составляется план, и собирают как можно больше информации, склонны искать систему для решения проблемы.

5. Реалистический стиль – ориентирован на признание факта, который можно реально почувствовать; - конкретность и установка на исправление «Что, где, когда, как».

 

Воображение

 

Воображение – психологический процесс создания новых в форме нового образа, представления и идей.

Воображение выражается:

а) в построении образа, средств и конечного результата в предметной деятельности субъекта;

б) создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределённа;

в) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

г) в создании образов, соответствующих описанию субъекта.

 

Значение:

Представить результат в создании модели труда.

Ценность:

Принять решение при отсутствии полноты знания.

Воображение – отражение реальной действительности в новых непривычных или неожиданных сочетаниях и связях.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

1. Агглютинация – соединение не соединимых в реальности качеств, свойств или частей предмета.

2. Гиперболизация (акцентирование) – увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей.

3. Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.

4. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

 

По степени выраженности активности:

1. Пассивное – подчинено внутренним субъективным факторам.

а) произвольное – мечтательность, грёзы.

б) непроизвольное – гипнотическое состояние и сновидения; характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь.

2. Активное – направленно на решение творческой или личной задачи, направленно на вне (среда, общество)

а) творческое – самостоятельное создание образа, который не имеет аналогов:

- новизна объективная;

- новизна субъективная.

б) воссоздающее.

Форма воображения: мечта – обращена к сфере отдаленного будущего и является сильным мотивирующем фактором творческого поиска.

Речь

Речь – познавательный процесс, исторически сложившееся орудие внутренней деятельности человека, выступает социальной детерминантой системы знаков, материальной преобразующей деятельность людей в общении людей опосредованной языком.

Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис.

 

Функции речи:

1. Обозначение – состоит в способности человека по средствам речи обозначать какие-либо мысли.

2. Сообщение – обмен мыслями между людьми по средствам слов или фраз.

3. Выражение – благодаря речи человек может полнее передать свои чувства, переживания, отношения, а с другой стороны – расширяет возможность общения.

4. Воздействие – способность человека по средствам речи побуждать людей к деятельности.

 

Виды речи:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.