Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Педагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых




Педагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых; это динамическая система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и их методами.

Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, категории).

Умение - это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык - действия, умения, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.

Функции педагогического процесса:

· Образовательная - развитие мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение научных знаний, формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций и отношений.

· Воспитательная - формирование духовно-нравственных ценностей развивающейся личности.

· Развивающая - формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.)

Педагогическая деятельность есть воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (учащегося), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (по И. Зимней)

Учебная деятельность - система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, творческое применение их на практике в решении различных учебных задач.

Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

Педагогика сотрудничества - ведущий тип взаимодействия в педагогическом процессе современной медицинской школы.

Принципы педагогики сотрудничества:

· принцип диалогизации – равноправное взаимодействие педагога и студента с учетом их функций, опыта и активности;

· принцип проблематизации – творческий характер обучения, стимулирующий развитие мышления, самостоятельности и инициативности студентов;

· принцип индивидуализации – ориентация педагога на личностные возможности и способности студентов для их совершенствования или коррекции;

· принцип соблюдения педагогической этики – использование адекватных гуманных методик в сфере учебно-воспитательного воздействия;

· принцип педагогического притяжения – включение в учебно-воспитательную деятельность личностных качеств, чувств, эмоций, делающих педагога интересной, самобытной и уважаемой студентами личностью;

· принцип высокого интереса к совместной деятельности (по М.С. Дианкиной).

Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами:

· Целевой - включает в себя многообразие целей и задач педагогической деятельности.

· Содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

· Деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса.

· Результативный – представляет достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

· Ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение (по И.П. Подласому).

Закономерности педагогического процесса:

· Закономерность динамики педагогического процесса.

· Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

· Закономерность управления педагогическим процессом.

· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) форм деятельности.

· Закономерность обусловленности педагогического процесса и др.

Принципы педагогического процесса:

· Природосообразность и личностный подход.

· Наглядность.

· Научность.

· Единство теории и практики.

· Сознательность и творческая активность.

· Систематичность и последовательность.

· Доступность.

· Прочность знания.

· Учет индивидуальных особенностей обучаемых.

Гуманизация педагогического процесса состоит в развитии личности студентов с учетом их потребностей, интересов и запросов. Создание благоприятных условий для развития их способностей и дарований.

Гуманитаризация высшего медицинского образования включает:

1. Усиление гуманитарной направленности преподавания теоретических, предклинических и клинических дисциплин, что, в первую очередь, предполагает прочное деонтологическое обеспечение этого процесса.

2. Увеличение спектра и объема собственно гуманитарных знаний, лежащих в основе формирования гуманистических убеждений студентов, позволяющих осуществлять гуманную врачебную практику, т.е. педагогически обеспеченный процесс формирования прочных личностно-профессиональных качеств.

3. Гуманизация среды развития личности студента, предполагающую: демократизацию всех сторон вуза, создание органов студенческого соуправления; укрепление роли академической группы – основного студенческого коллектива; совершенствование стиля педагогического руководства, переход к «педагогике сотрудничества» и «педагогике сотворчества» - эффективным формам педагогического воздействия (по М.С. Дианкиной).

 

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Что представляет собой педагогический процесс как система?

· Выделите главные черты каждого компонента педагогического процесса.

· Проанализируйте деятельность педагога и учебную деятельность с Вашей позиции - участника педагогического процесса.

· В чем состоят основные идеи педагогического сотрудничества - ведущего типа взаимодействия в современной образовательной системе?

· Кто, по Вашему мнению, педагог и студент - коллеги или попутчики?

· Каковы закономерности развития педагогического процесса?

· Считаете ли Вы, что здоровье участников педагогического процесса является приоритетной ценностью? Аргументируйте свой ответ.

· В чем состоит вклад Н.И. Пирогова в разработку вопросов педагогической подготовки специалиста?

· Возможно ли применение педагогики сотрудничества в деятельности специалиста?

· Обоснуйте, каким образом, принципы педагогического процесса применимы в профессиональной деятельности специалиста?

 

Тема: Содержание образования и направления его развития

Основные вопросы:

1. Сущность содержания образования. Цели образования. Факторы, влияющие на содержание образования.

2. Многоаспектность образования:

1) образование как система,

2) образование как процесс,

3) образование как результат,

4) образование как ценность.

3. Закон РФ "Об образовании". Проблемы реформы медицинского образования в России.

4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Реформирование российского образования в рамках Болонской декларации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.