КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Педагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемыхПедагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых; это динамическая система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и их методами. Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, категории). Умение - это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык - действия, умения, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма. Функции педагогического процесса: · Образовательная - развитие мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение научных знаний, формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций и отношений. · Воспитательная - формирование духовно-нравственных ценностей развивающейся личности. · Развивающая - формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.) Педагогическая деятельность есть воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (учащегося), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (по И. Зимней) Учебная деятельность - система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, творческое применение их на практике в решении различных учебных задач. Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогика сотрудничества - ведущий тип взаимодействия в педагогическом процессе современной медицинской школы. Принципы педагогики сотрудничества: · принцип диалогизации – равноправное взаимодействие педагога и студента с учетом их функций, опыта и активности; · принцип проблематизации – творческий характер обучения, стимулирующий развитие мышления, самостоятельности и инициативности студентов; · принцип индивидуализации – ориентация педагога на личностные возможности и способности студентов для их совершенствования или коррекции; · принцип соблюдения педагогической этики – использование адекватных гуманных методик в сфере учебно-воспитательного воздействия; · принцип педагогического притяжения – включение в учебно-воспитательную деятельность личностных качеств, чувств, эмоций, делающих педагога интересной, самобытной и уважаемой студентами личностью; · принцип высокого интереса к совместной деятельности (по М.С. Дианкиной). Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами: · Целевой - включает в себя многообразие целей и задач педагогической деятельности. · Содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний. · Деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса. · Результативный – представляет достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности. · Ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение (по И.П. Подласому). Закономерности педагогического процесса: · Закономерность динамики педагогического процесса. · Закономерность развития личности в педагогическом процессе. · Закономерность управления педагогическим процессом. · Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) форм деятельности. · Закономерность обусловленности педагогического процесса и др. Принципы педагогического процесса: · Природосообразность и личностный подход. · Наглядность. · Научность. · Единство теории и практики. · Сознательность и творческая активность. · Систематичность и последовательность. · Доступность. · Прочность знания. · Учет индивидуальных особенностей обучаемых. Гуманизация педагогического процесса состоит в развитии личности студентов с учетом их потребностей, интересов и запросов. Создание благоприятных условий для развития их способностей и дарований. Гуманитаризация высшего медицинского образования включает: 1. Усиление гуманитарной направленности преподавания теоретических, предклинических и клинических дисциплин, что, в первую очередь, предполагает прочное деонтологическое обеспечение этого процесса. 2. Увеличение спектра и объема собственно гуманитарных знаний, лежащих в основе формирования гуманистических убеждений студентов, позволяющих осуществлять гуманную врачебную практику, т.е. педагогически обеспеченный процесс формирования прочных личностно-профессиональных качеств. 3. Гуманизация среды развития личности студента, предполагающую: демократизацию всех сторон вуза, создание органов студенческого соуправления; укрепление роли академической группы – основного студенческого коллектива; совершенствование стиля педагогического руководства, переход к «педагогике сотрудничества» и «педагогике сотворчества» - эффективным формам педагогического воздействия (по М.С. Дианкиной).
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме: · Что представляет собой педагогический процесс как система? · Выделите главные черты каждого компонента педагогического процесса. · Проанализируйте деятельность педагога и учебную деятельность с Вашей позиции - участника педагогического процесса. · В чем состоят основные идеи педагогического сотрудничества - ведущего типа взаимодействия в современной образовательной системе? · Кто, по Вашему мнению, педагог и студент - коллеги или попутчики? · Каковы закономерности развития педагогического процесса? · Считаете ли Вы, что здоровье участников педагогического процесса является приоритетной ценностью? Аргументируйте свой ответ. · В чем состоит вклад Н.И. Пирогова в разработку вопросов педагогической подготовки специалиста? · Возможно ли применение педагогики сотрудничества в деятельности специалиста? · Обоснуйте, каким образом, принципы педагогического процесса применимы в профессиональной деятельности специалиста?
Тема: Содержание образования и направления его развития Основные вопросы: 1. Сущность содержания образования. Цели образования. Факторы, влияющие на содержание образования. 2. Многоаспектность образования: 1) образование как система, 2) образование как процесс, 3) образование как результат, 4) образование как ценность. 3. Закон РФ "Об образовании". Проблемы реформы медицинского образования в России. 4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Реформирование российского образования в рамках Болонской декларации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |