Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и решение педагогической ситуации




Педагогическая ситуация - основная клетка педагогического процесса. Использование педагогом содержания, форм и методов воспи­тательной работы автоматически не гарантирует высокого качества воспитания и обучения. Эффект возникает в случае творческого создания вос­питателем педагогических ситуаций, из системы которых и образуется педагогический процесс. Это означает, что, анализируя обычную жизненную воспитательную ситуацию, педагог определяет необходимые педагогические задачи, позволяющие разрешить данную ситуацию в целях воспитания, развития и саморазвития учащегося.

Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимодействие и единство всех основных компонентов педагогического процесса: педагога, ребенка, конкретно-исторического содержания, организационно-управленческих структур, педагогизированной среды.

Анализ педагогических ситуаций является обязательной частью профессиональной подготовки будущего педагога. Понимание педагогом природы педагогической ситуации создает возможность целенаправленно и эффективно строить педагогическое взаимодействие с учащимися, осуществлять педагогический процесс. Умение анализировать педагогические ситуации правомерно рассматривать как способность учителя устанавливать существенные и несущественные признаки наблюдаемых педагогических фактов, сопоставлять их, определять сходства и различия, устанавливать причины следственной связи и зависимости между ними и теми обстоятельствами, в которых они протекали, и на этой основе вырабатывать педагогически целесообразную стратегию и тактику воздействия на коллектив, отдельную личность.

Выделяют следующие три основные показателя уровня сформированности умения анализировать педагогические ситуации:

ü устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, существующие между конкретными фактами, действиями, психическими состояниями учащихся;

ü владеть стратегией и тактикой воздействия;

ü предвидеть, прогнозировать возможные результаты воздействия на коллектив, отдельную личность.

Целенаправленное обучение умению анализировать педагогические ситуации обеспечивает психологическую и практическую готовность студентов к деятельности, которая выражается в активном приспособлении к профессиональным требованиям, в выработке правильной установки на педагогический труд, в формировании привычного поведения в детском коллективе.

Схема анализа решения педагогической ситуации

1. Выявить педагогические факторы, содержащие проблему, противоречия, которое привело к возникновению данной ситуации.

2. Определить возможные причины возникновения данного противоречия.

3. Поставить цель педагогического воздействия.

4. Выдвинуть возможные гипотезы решения.

5. Выбрать и обосновать оптимальный вариант решения.

6. Выбрать методы и приемы педагогического взаимодействия.

7. Спрогнозировать, как данное решение скажется на формировании и развитии личности.

Решение педагогической ситуации представить в виде таблицы:

 

Педагогические ситуации Решение педагогической ситуации Педагогическое обоснование выбранного варианта решения
     

 

 

Отчет по педагогическому аспекту практики:

1) Практика проходила на базе СШ №____, в...классе.

2) За время практики посетил(ла)... воспитательных мероприятий, совещаний по вопросам организации воспитательной работы, заседаний методических объединений классных руководителей и т.п.

3) Анализ проведенной воспитательной работы.

3.1. Выполнение индивидуального плана практики (объем, качество, сроки).

3.2. Осознали ли Вы цель прошедшей практики? Какие основные задачи решались в ее период?

3.3. Чем Вы руководствовались в большей мере при подготовке к воспитательной работе?

- указаниями и консультацией методиста;

- принципом: «Так обычно работает классный руководитель этого класса»;

- консультацией и обобщением опыта других классных руководителей;

- теоретическими и методическими источниками (учебниками, пособиями, разработками, периодической печатью т.п.)

- собственным творческим подходом.

3.4. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе прохождения педпрактики, в чем их причины и каковы, на Ваш взгляд, пути устранения?

3.5. Что наиболее эффективно и творчески удалось реализовать в ходе практически? Чем она запомнилась?

3.6. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе педагогической практики?

3.7. Как вы оцениваете уровень своей профессиональной подготовки и проведенную работу?

3.8. Общие выводы о практике, ее значение в Вашем становлении как педагога.

3.9. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

Отчетная документация в полном объеме представляется на проверку руководителям по педагогике от университета в течение 5 дней после окончания педагогической практики. В случае отрицательного отзыва отчет подлежит доработке в соответствии с письменными или устными замечаниями, высказанными руководителем. По итогам практики выставляется дифференцированная оценка. При выставлении общей оценки ведущей является оценка по методическому аспекту практики.

При невыполнении программы практики в полном объеме, получении неудовлетворительной оценки студенты направляются на практику повторно в свободное от учебы время. Итоги педагогической практики подводятся на итоговой конференции, проводимой через две недели после окончания практики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.