Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритмы разработки стратегии с позиций различных школ стратегического менеджмента




Стратегия в рамках школы дизайна отражает соответствие между внешними возможностями и внутренним потенциалом организации.

Разработка стратегии с позиций школы планирования представляет собой совокупность формальных процедур, формального обучения, формального анализа, последовательности шагов, ведущих к результату, и множества цифр.

В рамках школы позиционирования важно определить позицию организации путем выбора наиболее подходящей стратегии из числа стандартных.

Школа предпринимательства при построении стратегии заботится о том, чтобы лидер организации, обладающий опытом и интуицией, проницательностью и здравомыслием, был способен строить понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением направления, именуемого видением.

Когнитивная школа рассматривает формирование стратегии как ментальный процесс с точки зрения познавательной способности человека.

Школа обучения рассматривает формирование стратегии как развивающийся процесс.

Процедура формирования стратегии в рамках школы власти представляет собой процесс ведения переговоров.

Школа культуры рассматривает формирование стратегии как коллективный процесс социального взаимодействия.

Школа внешней среды предусматривает формирование стратегии как реактивный процесс, при котором руководство рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса.

Школа конфигурации рассматривает процесс формирования стратегии как процесс трансформации.

 

8.Понятие стратегической бизнес единицы. Стратегии отдельного бизнеса. Стратегии корпоративного уровня. Типология стратегий (рост, стабилизация, сокращение). Типовые (эталонные) стратегии. Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) - это хозяйственная организация, которая производит чётко определённый перечень товаров и услуг, продаваемых определённой однородной группе покупателей, и имеющая дело с конкретной группой конкурентов. Стратегия отдельного бизнеса (ее еще называют деловой стратегией) - это стратегия, объединяющая усилия всех звеньев и коллектива структурного подразделения организации, специализированного на конкретный вид бизнеса. Эта стратегия направлена на создание прочной и долгосрочной конкурентной позиции данного подразделения на рынке. На уровне стратегии отдельного бизнеса решаются следующие задачи: · стратегия расширения и укрепления конкурентных преимуществ; · стратегия адаптации к изменениями внешней среды; · определение основных направлений конкурентной борьбы; · разработка различных направлений функциональной стратегии: производственной, финансовой, маркетинговой в области НИОКР Стратегия отдельного бизнеса разрабатывается в рамках корпоративной стратегии. Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом, поведение ее подразделений, или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий. · Стратегия стабилизации (ограниченного роста). Уровень целей при реализации данной стратегии устанавливается такой же, как в предыдущем периоде, но с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация удовлетворена своим положением и не хочет рисковать. · Стратегия роста. Рост организации при этом осуществляется путем ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей по сравнению с предыдущими показателями. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями, при диверсификации производства. Рост может быть внутреннимпутем расширения ассортимента товаров, увеличения доли на рынке, повышения производительности труда, эффективности производства и внешним путем слияния или поглощения другой компании. · Стратегия сокращения.Уровень целей устанавливаются ниже, чем в предыдущем периоде. При реализации этой стратегии принимаются следующие действия: или ликвидация, т.е. распродажа материальных ресурсов и активов организации; или отсечение лишнего, т.е. реализация невыгодных производств; или сокращение и переориентация деятельности, направленная на сокращение расходов, уменьшение активов, невыгодных направлений деятельности обычно называют базовыми, или эталонными, или типовыми. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы. чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификации; стратегии сокращения.   5.Видение, миссия и ценности коммерческой организации. миссия — основная цель организации, смысл ее существования Видение – долгосрочная цель, которую планируется достичь. Если миссия, как правило, не меняется, то видение компании меняется по достижении цели. Ценности компаний также должны быть прописаны, т.к. эти ценности должны разделяться сотрудниками компании. Особенно это важно для социально ориентированных и благотворительных компаний. Существуют базовые ценности, которых придерживаются большинство компаний, например: уважение прав личности, минимизация вредного влияния на окружающую среду, отказ от дискриминации и прочее. Но могут быть и специфические ценности, например: при трудоустройстве отдавать предпочтение представителям целевой группы (маргинализированные женщины или другая группа, с которой работает данное предприятие), при производстве отдавать предпочтение местным поставщикам для поддержки местного производителя.   4.Стратегический процесс: основные этапы. Иерархия стратегий в организации. Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает этапы анализа, собственно планирования и реализации принятого решения. Стратегия предприятия: 1. Корпоративные стратегии 2. Деловые стратегии (бизнес стратегии) 3. Функциональные стратегии отделов и служб предприятия: стратегии производства, финансов, маркетинга.     14.Инструменты анализа. Ключевым фактором успеха каждого конкретного анализа является правильно сделанная подборка инструментов для его осуществления. Инструменты составляют тело анализа, они позволяют нам в практической плоскости исследовать интересные нам явления и получить надлежащие результаты. Конечно, для каждой компании комплекс инструментов будет различным, потому что он напрямую зависит от поставленных перед аналитиками задач. Тем не менее существует перечень наиболее популярных и авторитетных инструментов, которые подходят для применения в большинстве случаев. К таким следует отнести: бенчмаркинг, SWOT-анализ, STEP-анализ, матрицу BCG, матрицу McKinsey, изучение цепочки ценности, жизненного цикла, метод Портера и прочие.   15.Ситуационный анализ: принципы организации и этапы проведения. Проведение ситуационного анализа, как правило, эффективно только тогда, когда он осуществляется профессионально, с использованием современных технологий и специально разработанных методов. Ситуационный анализ позволяет, исходя из более глубокого понимания ситуации и динамики ее развития, вырабатывать и принимать более обоснованные управленческие решения, а также предвидеть возможное возникновение кризисных ситуаций и принимать своевременные меры по их предотвращению. Особенно актуальным является проведение ситуационного анализа при решении сложных комплексных проблем, а также проблем, представляющих для организации особую важность. К основным принципам можно отнести три основополагающих: - тщательный учет потребностей, состояния и динамики общественного спроса и рыночной конъюнктуры при принятии решений (понимание того, что запросы потребителей являются основой основ деятельности, осуществляемой в рамках маркетинга); - создание условий для максимальной адаптации производства к требованиям рынка на основе изучения структуры общественного спроса; - воздействие на рынок и на потребителя с помощью всех доступных средств, и, прежде всего, с помощью рекламы (проведение целенаправленной политики по формированию спроса на свои услуги в условиях конкурентной борьбы). Приведем описание основных этапов ситуационного анализа. Этап 1. Подготовка к ситуационному анализу Этап 2. Анализ информации Этап 3. Анализ ситуации Этап 4. Разработка сценариев возможного развития ситуации Этап 5. Оценка ситуации Этап 6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы Этап 7. Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа   26.Методика SWOT-анализа. GAP-анализ. Методика SWOT - анализа В принципе, все просто, анализ проводится по следующей схеме: 1. Экспертному формулированию Ваших сильных сторон и слабых сторон - это внутренние факторы. Их основа - только Вы. Если говорим о компании, то это те сильное и слабое, что присущи компании. Для экспертного описания этого достаточно воспользоваться результатами экспресс-опроса менеджмента предприятия. Сильные и слыбые стороны надо оценивать как минимум по 3м векторам: -Менеджмент (состоянии, качество, мотивация, квалификация) -Бизнес-процессы -Финансы Для анализа внутренних факторов всеже предлагаю воспользоваться иной моделью. Для проведения анализа внутренних факторов нам следует обратить внимание на соответствие: -маркетинговой деятельности фирмы её внешнему окружению; -системы продаж фирмы и её адекватности маркетинговому каналу; -организации производственных процессов и адекватность выпускаемой продукции рынку (для производственных компаний); -организации логистических процессов и адекватности их маркетинговому каналу; -финансового состояния фирмы и ее задач; -административной системы и качества администрирования бизнес-процессов; -систему менеджмента, управления людскими ресурсами 2. Описываем возможности и угрозы - которые являются внешними факторами, в основе которых - ситуация вне фирмы, бизнес-окружение компании. Угрозы придумывать не нужно, они всегда одни и теже. Достаточно провести оценку типичных потенциальных угроз на наличие таковых для Вашей фирмы (для Вас). Угрозы бывают: -социальные; -экономические; -технологические; -политические; -экологические; -конкуренция. 3. Ранжиуем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по степени влияния на компанию, выбрасываем надуманное. 4. Сводим все в матрицу SWOT (в таблицу). 5. Анализируем действие факторов 6. Закончив с описанием и маркетинговым анализом,определяем стратегию, основанную на результатах описания выше, использующую сильные стороны, и компенсирующую недостатки Ваши (компании). GAP-анализ» (анализ разрывов) — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной цели. Этапы проведения GAP-анализа 1.Определение текущего значения На данном этапе собирается исходная доступная информация о имеющихся проблемах для последующего анализа 2.Определение максимально доступного значения Утверждения, формулируемые в установках, должны быть максимально детальны и конкретны с одной стороны и с другой — соответствовать глобальным целям, глобальному видению. 3.Прогнозирование развития, разработка сценариев Данный этап позволяет оценить все возможные преимущества, которые могут быть получены вследствие принятия тех или иных решений. Другими словами, изучается «цена вопроса», т.е. происходит осознание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий. 4.Разработка набора планов (инициатив) по достижению На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов. 5. Отчетность   29.Классификация моделей портфельного анализа. Методика применения и особенности матрицы БКГ, матрицы GE/McKinsey, матрицы ADL/LC. Портфельный анализ - это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. 1.Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) Поэтому эта матрица более известна под названием матрица «Бостон Консалтинг Групп», или матрица БКГ (BCG). Эта матрица позволяет предприятию классифицировать продукцию по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица дает возможность определить, какой товар предприятия занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между продуктами. Матрица строится на известной предпосылке - чем больше доля товара на рынке (чем больший объем производства), тем ниже удельные издержки на единицу продукции и выше прибыль в результате относительной экономии от объемов производства. В основе Бостонской матрицы, или матрицы роста/доли рынка лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«проблема»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар--«дойная корова») и спад (товар-«собака»). При этом денежные потоки и прибыль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением. Бостонская матрица концентрируется на положительных и отрицательных денежных потоках, которые ассоциируются с различными бизнес-единицами предприятия или его продуктами. В основе матрицы БКГ лежат две гипотезы: Первая гипотеза основана на эффекте опыта и предполагает, что существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества, связанного с уровнем издержек производства. Из этой гипотезы следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны. Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла товара и предполагает, что присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т. д. Если темп роста рынка невелик (зрелый или стагнирующий рынок), то товар не нуждается в значительном финансиро­вании. В том случае, когда обе гипотезы выполняются (а это бывает не всегда), можно выделить четыре группы рынков с разными стратеги­ческими целями и финансовыми потребностями. 2.Матрица McKincey включает в рассмотрение большее количество факторов, чем Бостонская матрица. Фактор роста рынка трансформи­ровался в данной модели в многофакторное понятие «привлекатель­ность рынка (отрасли)», а фактор доли рынка — в стратегическое положение (конкурентные позиции) бизнес-единиц. Причем специа­листы McKincey считают, что факторы, определяющие привлекатель­ность отрасли и позиции бизнеса на отдельных рынках, различны. Поэтому при анализе каждого рынка следует вначале выделить фак­торы, в наибольшей степени отвечающие специфике данного рынка, а затем постараться объективно ранжировать их, используя три уровня: низкий, средний, высокий. 3.Матрица жизненного цикла ADL/LC В основе подхода к портфельному анализу консалтинговой фирмы Артур Д. Литтл (ADL - аббревиатура названия фирмы Artur D. Little) лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы (LC - сокращение от Life Cycle - жизненный цикл), в соответствии с которой каждая отрасль и отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из четырех стадий жизненного цикла: рождение, рост (развитие), зрелость и старение (спад). Помимо последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса (СЕБ) может занимать одну из 5 конкурентных позиций: ведущую (доминирующую), сильную, заметную (благоприятную), прочную или слабую, выделяют еще одну позицию - нежизнеспособную, которая, однако чаще всего не рассматривается.   31.Принципы и методические основы формирования стратегии. Использование типовых стратегий в сочетании с результатами разработки видения, миссии, стратегических целей, анализа внешней и внутренней среды и существующей стратегии для формирования корпоративной стратегии. Традиционные методы разработки стратегий Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет: -определить возможности и угрозы; -построить матрицу SWOT-анализа; -выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться; -построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации. Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса. По Портеру, необходимо: -определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции; -составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли; -разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке. Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур: -определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта; -оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации; -фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии; -обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации; -разработка стратегии лидерства. Факторы, влияющие на формирование стратегии. 1. Выражение воли руководства. 2. Реализация возможностей коллектива. 3. Рациональное управление, которое в значительной степени определяется лидерством, атрибутами власти и налаженностью информационных потоков 4. Определение конкурентных преимуществ, что подразумевает их формирование, поддержание, развитие и защиту. 5. потенциал фирмы в отношении возможности использования благоприятных факторов внешней среды и противостояния угрозам. Стратегия развития фирмы должна представлять собой иерархию взаимосвязанных и поддерживающих друг друга стратегий. Каждая из них должна быть завершенной и соответствовать заданному уровню децентрализации и согласована со стратегиями более высокого уровня.. Систематическая проверка отельных компонент стратегии на предмет согласованности с общими стратегическими принципами. Корпоративную стратегию можно представить следующим образом:  
Корпоративная стратегия Бизнес-стратегия
Рыночная стратегия Внутрифирменная стратегия
Ресурсная стратегия Маркетинговая стратегия Стратегия обеспечения произ-ва Стратегия управления
- стратегия запасов - стратегия поставок - товарная стратегия -ценовая стратегия -сбытовая стратегия -коммуникативная стратегия -стратегия взаимодействия с конкурентами -финансовая стратегия -производственная стратегия -социальная стратегия -стратегия управления персоналом -информационная стратегия -структурная стратегия

 

 



 




 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.