КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности научных исследований в сфере педагогики
Понятие и принципы педагогического общения. Педагогическое общение – это процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимодействия между педагогами и обучающимися в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности. Принципы педагогического взаимодействия: 1. Принцип диалога – позиции личностно-равноправные. 2. Принцип персонализации – включение во взаимодействие элементов личностного опыта педагога и обучающихся. 3. Принцип индивидуализации педагогического взаимодействия – построение общения, адекватного возрастным, индивидуальным особенностям обучающихся. Структура педагогического общения: цели, субъект, мотивы, условия, педагогическая задача, проблемная ситуация, средства, предметная область общения. Выделяют следующие стили педагогического общения (по Кан-Калику В.А.): 1. Общение на основе профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. 2. Общение на основе дружеского расположения. Предполагает увлеченность общим делом. Педагог – наставник, старший товарищ. 3. Общение-дистанция. Во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах. 4. Общение-устрашение. Негативная форма общения, антигуманная, вскрывает педагогическую несостоятельность педагога. 5. Общение-заигрывание. Характерно для педагогов, стремящихся к популярности. Этапы педагогического общения включают (по В.А. Кан-Калику): 1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения в процессе подготовки к педагогической деятельности. Осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности. 2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Начало контакта, определяющего успешность дальнейшего развития педагогической деятельности.
3. Управление общением в педагогическом процессе. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Педагог анализирует содержание занятия, прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. Под научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Основные признаки исследовательской педагогической деятельности следующим образом. 1. Характер цели – познавательный. 2. Выделение специальной области исследования. 3. Применения специальных средств познания. 4. Однозначность терминологии. Таким образом, мы видим, что главной целью педагогического научного исследования становятся следующие факторы. 1. Выявление новых знаний о педагогических процессах и явлениях обучения и воспитания. 2. Выявление их отличительных особенностей (структура, действие, история развития). 3. Выявление системы и принципов, т. е. объективных закономерных связей между педагогическими процессами и явлениями. Результатом научного исследования является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание, – это теория. Теория, в свою очередь, является высшим уровнем систематизации понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание. Выделяются следующие этапы научного исследования. 1. Эмпирический. 2. Этап построения гипотезы. 3. Теоретический. 4. Прогностический. Логика педагогического исследования состоит в определении следующих этапов, взаимосвязанных между собой и плавно и логически переходящих друг в друга. 1. Первый этап – определение цели, в котором можно проследить определенную логическую цепочку: цель должна предвидеть конечный результат, а знание итогов результата дает возможность выбрать средства – в науке это методы и процедуры научного познания.
2. Следующий этап – определение задач, практическое описание педагогического действия, явления и процесса, выявленное самостоятельными обязательными практическими методами, формирование теоретического обоснования предмета и явления изучения, применяя имеющиеся научные теоретические познания других наук, создание конкретного представления об объекте, создание нормативной модели, создание проекта будущей педагогической деятельности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |