Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика Средневековья и Возрождения




В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов – дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения и феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.

Например, дети светских феодалов получали так называемое «рыцарское воспитание». Его программа сводилась с овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видно, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то».

В период раннего Средневековья даже многие европейские короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные и церковные должности.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию и образованию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества. В период Средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного смирения личности как средства поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века), когда в Европе проявляется интерес к античному культурному и философскому наследию, идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь, но она трактовалась первоначально как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Великие мыслители-утописты англичанин Т. Мор, итальянец Т. Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

В эпоху Возрождения педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы. Виднейшие деятели той эпохи – нидерландский мыслитель Э. Роттердамский, французский писатель Ф. Рабле, французский философ М. Монтень и другие – выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении той поры, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стремилась создать такую атмосферу учения, которая превратила бы его в радостный и интересный процесс для детей. В этих целях стала широко использоваться наглядность всех видов занятий (игры, экскурсии, уроки среди живой природы). Господствующей становится организация педагогического процесса, побуждающая школьников учиться с увлечением.

Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образования, который получил название «классический». Ведущим направлением и содержанием классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы, античного искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое среднее образование, стала гимназия.

Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения выразил Я. А. Коменский (1592 – 1670 гг.) – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. В главном труде своей жизни «Великая дидактика» он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековой школе. Коменский обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир), а также сформулировал целостную систему принципов дидактики. Он считал, что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников, а «ученость без добродетели – все равно что золотое кольцо в носу у свиньи». Коменский – основоположник классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы школы.

В плане совершенствования обучения Коменский первым ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он также первым стал практиковать создание в школе кабинетов физики, естественноисторических наук, биологии, пришкольных садов. Важна и актуальна до сих пор его идея: «сообщить ученикам не отдельные разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком».

Идеи Я.А. Коменского, высказанные более трех веков назад, актуальны и полезны до сих пор. Его по праву считают гениальным педагогом – провидцем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.